06 августа 2019 г. |
Дело N А56-102090/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от закрытого акционерного общества "Ханза-Флекс" Глазатова Ю.А. (доверенность от 02.09.2016), от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Кулакова А.А. (доверенность от 28.12.2018), от Правительства Санкт-Петербурга Кулакова А.А. (доверенность от 26.03.2019),
рассмотрев 31.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ханза-Флекс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 по делу N А56-102090/2018 (судьи Тимухина И.А., Желтянников В.И., Полубехина Н.С.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Ханза-Флекс", место нахождения: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, ул. Дорожников, д. 30, ОГРН 1024701425363, ИНН 4707014630 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, место нахождения: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2Н, ОГРН 1047844000082, ИНН 7842005556 (далее - Комитет), выразившегося в неосуществление предписанных Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 (далее - Регламент), действий по устранению замечаний, возникших при согласовании проекта постановления о предоставлении Обществу земельного участка площадью 2306 кв. м с кадастровым номером 78:12:0006326:1032, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности), без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого 19.05.2014, и об обязании Комитета устранить полученные при согласовании проекта постановления замечания путем совершения действий, предусмотренных Регламентом, с направлением доработанного проекта правового акта для урегулирования разногласий вице-губернатору Санкт-Петербурга, направившему проект на согласование.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Санкт-Петербурга (далее - Правительство).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2018 (судья Васильева Н.В.) требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 данное решение отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 04.03.2019, оставить в силе решение от 21.11.2018.
Податель жалобы выражает несогласие с выводом суда о пропуске заявителем срока на оспаривание бездействия Комитета, считает необоснованным его исчисление с 27.10.2017, указывает, что о допущенном Комитетом бездействии ему стало известно в связи с неполучением от Комитета ответа на обращение Общества от 12.06.2018 о необходимости доработки проекта постановления Правительства. По мнению Общества, заявителем были представлены все необходимые документы для принятия решения о предоставлении ему земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, поэтому оснований для отказа в удовлетворении заявленных им требований не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет и Правительство просят оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Комитета и Правительства возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 19.05.2014 N 126 по обращению Общества о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, принятому во исполнение судебных актов по делу N А56-20382/2013, утвержден акт о выборе земельного участка для строительства общей площадью 2306 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности). Согласно данному акту функциональное назначение объекта строительства определено как складской объект, коммерческий объект, не связанный с проживанием населения.
Общество обратилось в Комитет по строительству Санкт-Петербурга с заявлением от 08.07.2015 о подготовке постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства, приложив к заявлению комплект необходимых документов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2017 по делу N А56-82755/2016 признан незаконным отказ Комитета в подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении Обществу указанного земельного участка, на Комитет возложена обязанность подготовить проект постановления Правительства о предоставлении Обществу участка без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого 19.05.2014, в порядке, установленном пунктами 1.3, 1.4.3 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 (далее - Положение).
Во исполнение данного решения арбитражного суда Комитет подготовил проект постановления Правительства, который в соответствии с пунктом 3.11 Регламента был представлен для согласования на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга с участием заинтересованных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В ходе совещания, состоявшегося 26.09.2017, представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга отказались согласовывать представленный Комитетом проект постановления Правительства, сославшись на то, что истекли сроки действия: распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 08.04.2010 N 1132, предоставившего разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка; акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 19.05.2014 N 126; отчета об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект.
Как следует из протокола совещания у вице-губернатора Санкт-Петербурга от 26.09.2017 N 533 вопрос отложен с рассмотрения.
Полагая, что Правительство, не приняв решение о предоставлении земельного участка для строительства, нарушило права Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Правительства незаконным. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2017 по делу N А56-79945/2017 в удовлетворении названного требования отказано.
Общество 12.06.2018 направило в Комитет заявление, в котором просило доработать проект постановления Правительства о предоставлении земельного участка с учетом выявленных замечаний.
Ссылаясь на непринятие Комитетом предусмотренных Регламентом мер по устранению замечаний, возникших при согласовании проекта постановления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Комитета незаконным.
Суд первой инстанции посчитал требования заявителя обоснованным и удовлетворил их.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, посчитал, что Обществом пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок на обжалование бездействия Комитета, а права Общества оспариваемым бездействием не нарушены, поэтому отменил решение от 21.11.2018 и отказал в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для отмены обжалуемого постановления в связи со следующим.
По смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействия) - незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Поскольку оспариваемое бездействие Общество связывает с неосуществлением Комитетом действий по устранению замечаний, выявленных при согласовании проекта постановления Правительства о предоставлении заявителю земельного участка на совещании 26.09.2017, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Регламента и установленные им сроки устранения таких замечаний, учтя необходимость согласования с Обществом этого проекта, пришел к выводу о том, что по состоянию на 27.10.2017 заявитель не мог не знать об оспариваемом бездействии Комитета.
Доводы Общества со ссылкой на отсутствие у него сведений о выявлении замечаний к проекту постановления и необходимость их устранения отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку на обстоятельства выявления замечаний к проекту постановления Правительства по результатам совещания, состоявшегося 26.09.2017, указано в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2017 по делу N А56-79945/2017, в рамках которого Общество обжаловало бездействие Правительства.
При таком положении, исходя из даты обращения Общества в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу (13.08.2018), а также обстоятельств, указанных в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2017 по делу N А56-79945/2017, суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что заявителем пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для оспаривания бездействия Комитета.
В силу статей 8, 11, 12 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" одним из инвестиционных условий предоставления объектов недвижимости для строительства, определяемых Правительством, является плата за предоставление объекта недвижимости; в случае целевого предоставления объекта недвижимости (без проведения торгов) размер платы определяется на основе рыночной стоимости права на заключение инвестиционного договора, рыночной стоимости арендной платы за земельный участок.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела в согласовании проекта постановления Правительства о предоставлении Обществу земельного участка было отказано в том числе в связи с тем, что истек срок действия отчета об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект, на основании которого определены условия предоставления участка.
По смыслу пункта 10.2 Положения обеспечение подготовки отчета об оценке, возложено на лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Суд апелляционной инстанции установил, что представленный Обществом отчет об оценке составлен 20.06.2016, поэтому руководствуясь статьей 12 Закона N 135-ФЗ, в отсутствие доказательств направления в Комитет иного отчета, обоснованно посчитал, что в соответствии с имевшимися в распоряжении Комитета документами не могли быть устранены замечания, выявленные при согласовании проекта Постановления.
При таком положении суд апелляционной инстанции, применив положения части 4 статьи 198 АПК РФ и не установив совокупности предусмотренных частью 1 той же статьи оснований для признания оспариваемого бездействия Комитета незаконным, правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Учитывая изложенное, кассационная инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены постановления от 04.03.2019 и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 по делу N А56-102090/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ханза-Флекс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.