09 августа 2019 г. |
Дело N А56-29301/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" Йалла Н.В. (доверенность от 09.01.2019 N 9), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Сапрыкиной К.А. (доверенность от 05.06.2019 N 319),
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.08.2019 кассационную жалобу муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2018 (судья Гуляев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 (судьи Семенова А.Б., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу N А56-29301/2018,
установил:
Муниципальное предприятие "Всеволожское предприятие электрических сетей", место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Межевая ул., 6-А, ОГРН 1024700557353, ИНН 4703005850, (далее - МП "ВПЭС", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - УФАС, Управление), от 26.12.2017 по делу N Р/05/32 и выданного на его основании предписания от 26.12.2017 N П/05/38.
Судом к участию в дело в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Ленэнерго"), и закрытое акционерное общество "Ленинградский сборочный завод", место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Всеволожский пр., 113, корп. А2; ОГРН 1174704009325, ИНН 4703150818 (далее - ЗАО "ЛСЗ", Завод).
Решением суда от 20.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2019, в удовлетворении требований МП "ВПЭС" отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит судебные акты изменить: признать недействительными пункты 1 и 3 предписания УФАС от 26.12.2017 N П/05/38 либо направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права, ненадлежащую судебную оценку обстоятельств дела, доводов Предприятия, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и настаивает на неисполнимости предписания в оспариваемой части в виду невозможности оформления заявки в соответствии с требованиями пункта 41 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения, Правила).
Представители ПАО "Ленэнерго" и ЗАО "ЛСЗ", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы, а представитель УФАС отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке (в оспариваемой Предприятием части).
Как видно из материалов дела и установлено судами, 23.03.2017 ЗАО "ЛСЗ", с целью заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, находящихся на земельном участке, расположенном по адресу: Ленинградская обл., г. Всеволожск, Всеволожский пр., уч. 113а, кадастровый N 47:07:1302051:171 с заявленной максимальной мощностью 500 кВт, с учетом с учетом ранее присоединенной 0 кВт (далее - Объект), обратилось к МП "ВПЭС" с соответствующей заявкой N 17/3-086 (принята Предприятием 31.05.2017 после устранения недостатков).
Предприятие, рассмотрев заявку ЗАО "ЛСЗ", пришло к выводу об отсутствии технической возможности технологического присоединения вышеуказанного Объекта Завода ввиду несоблюдения критериев наличия технической возможности, указанных в подпунктах (б), (в) пункта 28 Правил технологического присоединения. Предприятие указало, что для удовлетворения потребности заявителя по осуществлению технологического присоединения его объекта к электрическим сетям Предприятия необходимо осуществить мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства, кроме того, наличествуют ограничения на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства Предприятия, к которым надлежит произвести технологическое присоединение объекта Завода.
В свою очередь, для обеспечения возможности технологического присоединения Объекта Завода в соответствии с разделом III Правил технологического присоединения, 07.06.2017 Предприятие обратилось в вышестоящую сетевую организацию ПАО "Ленэнерго" с заявкой (исх. N 17/отп-263; зарегистрировано за N 17-25057 от 13.07.2017) для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вышестоящей сетевой организации объектов электросетевого хозяйства Предприятия в существующей точке присоединения ПС-525 РУ-10 кВ ф. 115 с целью энергоснабжения земельного участка, принадлежащего Заводу, максимальной мощностью 500 кВт по третьей категории надежности электроснабжения.
ПАО "Ленэнерго" для выполнения означенной заявки провело проверку в ходе которой установило, что схема присоединения, в соответствии с поданной заявкой, предполагает увеличение сетевого ограничения по ПС 110 кВ N 525 "Ильинка" (ф. 525-115).
Так из представленного акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электросети и потребителя от 18.11.1999 N 520, составленного между ПАО "Ленэнерго" и Предприятием, следовало, что фидер N 525-115 находится на балансе Предприятия, т.е. за объектом закреплен некий объем мощности (16 000 кВа). Следовательно, Предприятие включило в заявку недостоверные сведения в части указания величины максимальной мощности присоединяемых объектов электросетевого хозяйства.
ПАО "Ленэнерго" письмом от 06.09.2017 N ЭСКЛ/16-01/14792 уведомило смежную сетевую организацию о недостатках поданной заявки, обратив внимание на следующие обстоятельства: помимо представленного с заявкой акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 18.11.1999 N 520, между ПАО "Ленэнерго" и Предприятием подписаны также акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности от 30.05.2002 N 7 (с указанием тех же 18 ячеек), акт о технологическом присоединении от 22.11.2010 N 77938 (сетевое ограничение для Предприятия по точке присоединения ПС-525 установлено 50332,21 кВА) и договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 27.03.2015 N 15-3001, согласно которому совокупная величина максимальной мощности на источнике питания ПС-525 в отношении объектов электросетевого хозяйства Предприятия составляет 46 708 кВт (Приложение N 1 к договору). Для актуализации данных о загруженности станции названным письмом вышестоящая сетевая организация запросила у Предприятия сведения о мощности на данных точках поставки.
Письмом от 13.10.2017 N Ис/1046 Предприятие уведомило ПАО "Ленэнерго" о том, что сведения в заявке о величине максимальной мощности присоединяемых объектов электросетевого хозяйства приведены в соответствии с заявкой Завода в отношении осуществления технологического присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств мощностью 500 кВт (с учетом существующей 0 кВт и дополнительной 500 кВт по III к. н.) Объекта (т.е. отсутствие у Завода ранее присоединенных энергопринимающих устройств в точке присоединения к электрическим сетям Предприятия).
ПАО "Ленэнерго" информировало Предприятие о том, что в точке присоединения объектов электросетевого хозяйства ПС-525 РУ-10 кВ ф. 115 уже имеется технологическое присоединение и для целей заключения договора об осуществлении технологического присоединения ранее присоединенная максимальная мощность должна быть учтена.
Кроме того, Предприятию в письме от 22.11.2017 N ЛЭ/16-02/6499 было разъяснено, что для технологического присоединения энергопринимающих устройств Завода Предприятие должно обратиться в ПАО "Ленэнерго" с заявлением об осуществлении технологического присоединения своих объектов электросетевого хозяйства в точке присоединения ПС-525 РУ-10 кВ ф. 115 (путем увеличения максимальной мощности существующих объектов), а не энергопринимающих устройств Завода, присоединяемых к электрическим сетям Предприятия.
В дальнейшем, несмотря на неоднократные обращения Завода к Предприятию по выполнению заявки и предоставления договора, он так и не был представлен.
Ввиду нарушения срока выдачи договора, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения, Завод обратился с жалобой на действия (бездействия) Предприятия в УФАС.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу Завода на действия (бездействия) Предприятия при рассмотрении заявки на технологическое присоединение от 23.03.2017 N 17/3-086, решением от 26.12.2017 признала ее обоснованной.
Кроме того, антимонопольный орган 26.12.2017 выдал Предприятию предписание, согласно которому при получении заявки на технологическое присоединение Предприятию необходимо в установленный Правилами N 891 срок выдать проект договора. В случае возникновения обязанности, установленной в пункте 41 названных Правил обратиться в вышестоящую сетевую организацию с надлежащим подтверждением обоснованности подачи такой заявки (пункт 1); при подаче заявки в вышестоящую сетевую организацию указать мощность присоединяемого к вышестоящей сетевой организации объекта, а не конечного заявителя, обратившегося к Предприятию (пункт 2); в срок до 31.01.2018 документально подтвердить обоснованность подачи заявки в ПАО "Ленэнерго" на основании пункта 41 Правил, по заявке Завода (пункт 3); предоставить в УФАС в трехдневный срок документы и информацию об исполнении пункта 3 означенного предписания (пункт 4).
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у антимонопольного органа в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи оспариваемого предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
В пункте 28 Правил N 861 установлены критерии возможности технологического присоединения.
Так согласно указанному пункту (в редакции, действовавшей на момент подачи и рассмотрения заявки Завода) критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В соответствии с пунктом 29 названных Правил, в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил критериев наличия технической возможности, считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
В силу пункта 41 Правил N 861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если:
- максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций;
- сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями;
- для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость усиления электрической сети смежных сетевых организаций и (или) установки нового оборудования на принадлежащих таким лицам энергопринимающих устройствах и (или) генерирующих объектах.
Из буквального содержания первых двух оснований для обращения нижестоящей сетевой организации в вышестоящую сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение прямо следует, что в данных случаях у нижестоящей сетевой организации уже имеется либо возникает (на основании заключенных договоров) фактическое превышение значения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, над значением максимальной мощности, согласованной с вышестоящей (смежной) сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций.
Третье из перечисленных в пункте 41 Правил технологического присоединения основание для обращения нижестоящей сетевой организации в вышестоящую сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение, является прямым указанием на случай отсутствия технической возможности технологического присоединения как заявителя к нижестоящей сетевой организации, так и нижестоящей сетевой организации к вышестоящей сетевой организации, предусмотренный подпунктом "в" пункта 28 Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 58 Правил N 861 в случае, когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация или собственник (иной законный владелец) объектов по производству электрической энергии, права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
При этом, в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат (подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, сетевая организация, получившая заявление о переоформлении документов от смежной сетевой организации или собственника (иного законного владельца) объекта по производству электрической энергии:
направляет копию заявления о переоформлении документов субъекту оперативно-диспетчерского управления в течение 2 рабочих дней со дня ее получения;
согласовывает с субъектом оперативно-диспетчерского управления выдаваемые технические условия (за исключением случая выдачи дубликата технических условий взамен утраченных);
проводит проверку выполнения технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Если сторонами ранее были составлены акт разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения, стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) прекращается.
Суды удостоверились в следующем:
- факт наличия технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства Предприятия к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" в точке присоединения ПС-525 РУ-10 кВ ф. 115 подтверждается договором оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 27.03.2015 N 15-3001, а также актом разграничения балансовой принадлежности от 30.05.2002 N 7. Согласно указанным документам на источнике питания ПС-525 имеется 18 точек присоединения (фидера) объектов электросетевого хозяйства Предприятия к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго".
- посредством информации, полученной из программного комплекса "Пирамида 2000", ПАО "Ленэнерго" проанализировало величины максимальных значений активной мощности по фидерам Предприятия на источнике питания ПС-525 за периоды с 01.01.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 01.12.2017. Согласно полученным данным максимальное совокупное значение потребленной энергии со стороны объектов Предприятия в 2017 году было зафиксировано 07.01.2017 в 19.00 и составило 36 333 кВт (по фидеру ф. 115 такое значение составило 2 986,8 кВт), а в 2016 году - 39 568 кВт, пропускная способность ячейки может варьироваться до 10 мВт. Данные факты подтверждают то, что, что возможность технологического присоединения новых энергопринимающих устройств мощностью 500 кВт на источнике питания Предприятия не исчерпана и может быть осуществлена без увеличения существующего сетевого ограничения.
- ПАО "Ленэнерго" в письмах от 06.09.2017 N ЭСКЛ/16-01/14792, 22.11.2017 N ЛЭ/16-02/6499 правомерно указало на то, что для технологического присоединения энергопринимающих устройств Завода Предприятию следует обратиться с заявлением об осуществлении технологического присоединения своих объектов электросетевого хозяйства в точке присоединения ПС-525 РУ-10 кВ ф. 115 (путем увеличения максимальной мощности существующих объектов), а не энергопринимающих устройств ООО "ЛСЗ", присоединяемых к электрическим сетям МП "ВПЭС".
- необходимость подачи Предприятием заявки в ПАО "Ленэнерго" как вышестоящую организацию на увеличение максимальной мощности на источнике ПС-525, установлена в деле об административном правонарушении N 1-05-Ш/18, в рамках которого рассматривалось нарушение ПАО "Ленэнерго" пункта 15 Правил технологического присоединения при рассмотрении заявки на технологическое присоединение от 13.07.2017 N 17-25057, поданной МП "ВПЭС" в порядке пункта 41 Правил технологического присоединения в ПАО "Ленэнерго" для присоединения Объекта Завода.
Кроме вышеназванных обстоятельств, суд округа обращает внимание на то, что в постановлении УФАС от 16.02.2018 по административному делу N 1-05-Ш/18 установлено не только нарушение ПАО "Ленэнерго" пункта 15 Правил N 861, выразившееся в несоблюдении 6-ти дневного срока уведомления Предприятия об отсутствии сведений и документов, но и то, что МП "ВПЭС", подавая заявку от 13.07.2017 N 17-25057 в ПАО "Ленэнерго", не указало информацию о ранее присоединенной максимальной мощности в точке присоединения ПС-525 РУ-10 кВ ф. 115. Как следствие, заявка Предприятия не соответствовала Приложению N 7 Правил.
С учетом изложенных норм и фактических обстоятельств, является правильным вывод судов о том, что нарушение ПАО "Ленэнерго" пункта 15 Правил N 861 не исключает обязанность Предприятия по предоставлению заявки в вышестоящую сетевую организацию в соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 9 Правил N 861 и Приложения N 7 к ним, в котором предусмотрено указание данных о максимальной мощности присоединяемого объекта.
В рассматриваемом случае предметом кассационного обжалования являются только пункты 1 и 3 оспариваемого предписания от 26.12.2017 N П/05/38.
В кассационной жалобе Предприятие поясняет, что изначально не оспаривало и не оспаривает свою обязанность указывать в заявке на технологическое присоединение, подаваемую в вышестоящую организацию в порядке статьи 41 Правил для заключения договора, максимальную мощность своих энергетических устройств, а не конечного потребителя услуг. При этом обращает внимание на объективные причины невозможности указания в заявках максимальной мощности своих энергопринимающих устройств.
В обоснование такой невозможности ссылается на направление ПАО "Ленэнерго" заявлений о переоформлении документов на технологическое присоединение и бездействие вышестоящей сетевой организации по их рассмотрению. Данное обстоятельство, по мнению Предприятия, свидетельствует о неисполнимости оспариваемого предписания применительно к пунктам 1 и 3, и как следствие, влечет его незаконность в указанной части.
Суд округа не согласен с названным доводом, поскольку бездействие ПАО "Ленэнерго" в переоформлении необходимых Предприятию документов не может влиять на исполнимость предписания как такового, а только на сроки его исполнения. При этом значимыми будут предпринятые Предприятием меры по понуждению вышестоящей сетевой организации к совершению истребуемых действий (осуществленные, в том числе и в судебном порядке).
В рассматриваемом же случае надлежит констатировать, что доказательства обжалования в судебном порядке бездействия вышестоящей сетевой организации, препятствующего своевременному выполнению Предприятием пунктов 1 и 3 оспариваемого предписания в материалы дела не представлены, как не представлены и его заявления в антимонопольный орган с ходатайством о продлении срока выполнения предписания с мотивировкой такой необходимости.
Поэтому суды (в контексте рассматриваемого спора) обоснованно сочли, что предписание УФАС (в оспариваемой части) отвечают целям и задачам антимонопольного контроля, критериям законности, обоснованности и исполнимости, соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 по делу N А56-29301/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.