12 августа 2019 г. |
Дело N А56-44277/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Лущаева С.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Шишканова А.О. (доверенность от 29.07.2019 N 426-д), от государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга Гончаровой Н.В. (доверенность от 26.12.2018 N 17), Белковского Э.В. (доверенность от 25.12.2018 N 07-02/134),
рассмотрев 07.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2018 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 (судьи Дмитриева И.А., Загараева Л.П., Згурская М.Л.) по делу N А56-44277/2018,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) к Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, место нахождения: 194214, г. Санкт-Петербург, просп.Энгельса, д. 73, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Отделение) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 197373, г. Санкт-Петербург, ул. Шаврова, д. 1, о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 10.01.2018 N 202V12170002128 в редакции решения Комиссии Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 10 от 15.02.2018 в части, касающейся доначисления страховых взносов по дополнительным тарифам на выплаты аккумуляторщикам, вулканизаторщикам, электрогазосварщикам, кузнецу участка ремонта транспорта N 2, малярам участка ремонта транспорта N 1 и N 2, начисленных на них пени, а также штрафа, всего в размере 155 357 руб. 20 коп.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Приморском районе (далее - Управление, Фонд).
Решением суда первой инстанции от 11.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.04.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, указывая на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судебных инстанций установленным по делу фактическим обстоятельствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявление.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.11.2017 N 34-П, заявитель считает, что с целью соблюдения принципа правовой определенности в отношении работодателя, исчислившего и уплатившего страховые взносы в 2014 - 2016 годах без учета дополнительного тарифа страховых взносов отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), менее 80% рабочего времени, не может распространяться правовая позиция Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, отраженная в Определении от 01.11.2018 N 310-КГ18-10562 по делу N А64-3850/2017, в котором идет речь "о появлении налога на работодателей, у которых имеются вредные условия труда" исходя из принципа социальной солидарности поколений.
В отзыве на кассационную жалобу Отделение, полагая доводы Предприятия несостоятельными, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Управления их отклонили, считая решение от 11.12.2018 и постановление от 08.04.2019 основанными на правильном применении норм материального права, которые не претерпевали изменения с 01.01.2014.
Законность принятых по делу судебных актов проверен в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением проведена выездная проверка правильности исчисления полноты и своевременности уплаты Предприятием страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Решением Управления от 10.01.2018 N 202V12170002128 Предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде наложения штрафа в размере 24 895 руб. 92 коп. Этим же решением Предприятию начислены пени в размере 29 155 руб. 10 коп. и предложено уплатить недоимку в размере 180 953 руб. 01 коп.
Основанием для принятия указанного решения послужили выявленные Управлением в ходе проверки факты нарушения Предприятием законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выразившиеся в неполной уплате страховых взносов на суммы начисленные работникам в качестве страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачету территориальным органом Фонда социального страхования, а также в неполной уплате сумм страховых взносов на выплаты физическим лицам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, а с 01.01.2015 в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
При этом основным нарушением, повлекшим занижение базы для начисления страховых взносов, явилась, по мнению Управления, неуплата страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу по рабочим местам с особыми (вредными) условиями труда в отношении:
электрогазосварщиков (позиция 23200000-19756, раздел XXXIII Общие профессии Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 2);
маляров (позиция 23200000-13450 Списка N 2);
аккумуляторщиков (позиция 23200000-10047 Списка N 2);
вулканизаторщиков (позиция 23200000-11495 Списка N 2);
кузнецов ручной ковки (позиция 1119200-а-13227, XXXIII Общие профессии Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 1).
При этом Управление исходило из того, что по указанным должностям по результатам аттестации рабочих мест условия труда признаны вредными, равно как и по итогам специальной оценки условий труда, согласно которой по указанным должностям установлен класс опасности равный 3.1 и 3.2. (вредные условия труда), что подтверждается соответствующими документами.
Решением Отделения от 15.02.2018 решение Управления от 10.01.2018 N 202V12170002128 отменено в части начисления страховых взносов по дополнительным тарифам на выплаты аккумуляторщикам, вулканизаторщикам, электрогазосварщикам участка N 1 на сумму 40 945 руб. 31 коп., а также страховых взносов по дополнительным тарифам в сумме 94 958 руб. 68 коп. и штрафа в сумме 12 202 руб. 23 коп. на выплаты электрогазосварщикам участка N 2.
Не согласившись с решением Управления от 10.01.2018 с учетом решения Отделения от 15.02.2018, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы заявителя и возражения на них, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций правомерно отказано Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В рассматриваемом случае суды верно исходили из того, что до 31.12.2016 включительно правоотношения по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, регулировались Законом N 212-ФЗ, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 которого, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ установлена ответственность страхователей за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу положений статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) с 01.01.2013 работодатели должны отчислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.
В этой связи частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), с 01.01.2013 применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Если работник занят на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ (до 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ), то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются независимо от того, была ли в отношении его рабочего места проведена аттестация рабочих мест по условиям труда или специальная оценка условий труда. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда фактически влияют только на размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), которые предполагали бы зависимость применения дополнительного тарифа от продолжительности рабочего времени указанных работников (менее 80 %), на чем ошибочно настаивало Предприятие.
Напротив, как правильно указали суды, начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии или нет.
Судами обоснованно принято во внимание то, что страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Закона N 167-ФЗ, статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ и N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), в том числе и в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2018 N 309-КГ18-5069, включенном в Обзор практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018), и обоснованно учтена судами при разрешении данного дела.
Учитывая, что предусмотренное с 01.01.2013 правовое регулирование условий и порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда оставалось неизменным, не может быть признана обоснованной ссылка Предприятия в кассационной жалобе на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.11.2017 N 34-П, согласно которой не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы публичного права в условиях изменения законодателем ранее установленных правил.
В рассматриваемом случае суды, оценив представленные по делу доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение Управления от 10.01.2018 N 202V12170002128 в редакции решения Отделения от 15.02.2018 N 10 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно отказали Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы заявителя, основанные на ошибочном толковании норм материального права, не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Предприятия подлежащей отклонению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу N А56-44277/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ и N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), в том числе и в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
...
Учитывая, что предусмотренное с 01.01.2013 правовое регулирование условий и порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда оставалось неизменным, не может быть признана обоснованной ссылка Предприятия в кассационной жалобе на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.11.2017 N 34-П, согласно которой не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы публичного права в условиях изменения законодателем ранее установленных правил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2019 г. N Ф07-7711/19 по делу N А56-44277/2018