15 августа 2019 г. |
Дело N А42-3356/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 08.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мурманское морское пароходство" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.2018 (судья Кузнецова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А42-3356/2018,
установил:
Публичное акционерное общество "Мурманское морское пароходство", место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 15, ОГРН 1025100864150, ИНН 5190400250 (далее - ПАО "ММП", Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, место нахождения: 183032, г. Мурманск, Гвардейская ул., д. 21, ОГРН 1065190060650, ИНН 5190148202 (далее - Министерство), задолженности по субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа, в размере 666 900 руб. за сентябрь 2017 года по договору от 12.01.2016 N 130 и в размере 1 773 600 руб. за декабрь 2017 года по договору от 19.01.2017 N 128.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019, с Министерства в пользу Общества взыскана задолженность в размере 2 205 959 руб. 18 коп., в остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ПАО "ММП", ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам, а также нарушение судами норм материального и процессуального права, выражает несогласие с суммой, взысканной судами в его пользу, и просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда изменить, принять по делу новый судебный акт - о взыскании с Министерства в пользу Общества задолженности в размере 2 369 911 руб. 40 коп., и об отказе в удовлетворении требований в части 71 188 руб. 60 коп.
Податель жалобы считает, что суды, исключив из подлежащей взысканию субсидии суммы в размере 234 540 руб. 82 коп., при расчетах ошибочно не применили к данной сумме корректировку затрат на коэффициент, определяемый как отношение количества миль, пройденных в коммерческих рейсах в 2017 году (7929), к общему количеству миль, пройденных в отчетном 2017 году (26 123,2). В связи с этим фактическая сумма портовых сборов за швартовку судна в период ремонта к причалу, необоснованно включенная Обществом в субсидию, должна составлять не 234 540 руб. 82 коп. (как посчитали суды), а 71 188 руб. 60 коп.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить жалобу без удовлетворения, а решение и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством (Организатор, Главный распорядитель бюджетных средств) и Обществом (Перевозчик) заключены договоры от 12.01.2016 N 130 о порядке предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок на социально значимом межмуниципальном маршруте регулярных морских перевозок (далее - Договор N 130) и от 19.01.2017 N 01-ММП о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов и багажа на социально значимых межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных затрат (далее - Договор N 01-ММП).
Согласно пункту 1.1. Договора N 130 Организатор поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства по организации перевозок пассажиров, грузов и багажа морским пассажирским транспортом на социально значимом межмуниципальном маршруте регулярных морских перевозок "Мурманск - Островной - Мурманск" (круглогодично), "Мурманск - Островной - Чаваньга - Мурманск" в летний период (с заходом по требованию на рейды сел Сосновка, Чапома, Тетрино), утвержденном постановлением Правительства Мурманской области от 25.05.2007 N 249-ПП/9 (с изменениями от 04.10.2007 года N 54/ГШ), в соответствии с утвержденным Организатором расписанием движения пассажирского судна на маршруте.
В соответствии с пунктом 1.2 Договора N 130 Организатор предоставляет субсидии Перевозчику на возмещение недополученных доходов в связи с организацией пассажирских перевозок в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета организациям морского транспорта на возмещение недополученных доходов в связи с организацией перевозок пассажиров, грузов и багажа на социально значимых межмуниципальных маршрутах, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 29.04.2008 N 200-ПП.
В силу пункта 2.2 Договора N 130 сумма субсидий, предоставляемых Перевозчику на возмещение недополученных доходов, рассчитывается как разность между фактически полученными доходами от перевозки пассажиров, грузов и багажа, за исключением налога на добавленную стоимость, и фактически произведенными расходами, за исключением налога на добавленную стоимость по товарам, услугам и работам, приобретенным Перевозчиком, с учетом установленного уровня рентабельности, согласно расчету суммы субсидий, предоставляемой Перевозчиком.
Согласно пунктам 2.4, 2.5 Договора N 130 для получения субсидии Перевозчик ежемесячно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в адрес Организатора заверенный руководителем и главным бухгалтером расчет о фактических расходах и доходах от организации перевозок по установленной форме. Ежемесячно, в течение 5 дней со дня получения от Перевозчика указанных документов, Организатор осуществляет проверку полноты и правильности их оформления, принимает решение об их подписании либо о возврате Перевозчику с указанием причин возврата.
В силу пункта 2.6 Договора N 130 Организатор обязуется в течение 5 рабочих дней после поступления денежных средств из Министерства финансов Мурманской области на счет Организатора перевести денежные средства на счет Перевозчика в оплату оказанных услуг по перевозке пассажиров. Организатор производит расчет с Перевозчиком ежемесячно, не позднее последнего календарного дня месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 3.5.4 Договора N 130 по окончании финансового года в отчетной документации Перевозчика за декабрь производится корректировка общих затрат с целью исключения из расчета субсидии расходов на проведение ремонтных работ, сменно-запасные части, техобслуживание, ремонт основных средств, осмотры, испытания, освидетельствования и прочие работы, связанные с проведением ремонта судна, в период его эксплуатации в отчетном году, включая период вывода судна из эксплуатации и до его обратного ввода, приходящихся на коммерческую эксплуатацию судна в межрейсовые стоянки и по совмещенным рейсам, которые рассчитываются пропорционально пройденным милям в коммерческом рейсе к общему количеству миль, пройденных судном за отчетный год.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6.3.6 Договора N 01-ММП.
Обществом в отчете за октябрь 2016 года были отражены затраты в период ремонта судна в размере 2 490 100 руб.
Согласно представленному 25.01.2017 расчету сумма субсидии за декабрь 2016 составила 14 771 400 руб., которые были перечислены Обществу Министерством платежными поручениями от 01.12.2016 N 166104, от 21.12.2016 N 341987 и от 10.02.2017 N 630472.
По результатам проверки соблюдения условий и порядка предоставления субсидий из областного бюджета за 2016 год и первый квартал 2017 года, Министерство составило акт от 09.06.2017, в котором указало, что объем субсидии, возмещенной за октябрь 2016 года, подлежит уменьшению на 666 900 руб. в связи с необходимостью исключения затрат, связанных с проведением ремонта судна, в период его эксплуатации и до его обратного ввода, приходящихся на коммерческую эксплуатацию судна пропорционально пройденным милям в коммерческом рейсе (7969,3) к общему количеству миль (26 786,7).
Министерство 03.10.2017 направило Обществу требование от 27.09.2017 N 22-02/2597-ДС, согласно которому Общество при очередном предоставлении отчета на получение субсидии из областного бюджета должно произвести перерасчет объема запрашиваемой субсидии, исключив затраты, связанные с проведением ремонта судна в объеме 666 900 руб. В случае отказа от исполнения данного требования Министерство оставило за собой право самостоятельно удержать названную сумму из объема предоставляемой субсидии.
При рассмотрении отчета Общества по договору N 01-ММП за сентябрь 2017 года из суммы субсидии, подлежащей возмещению в размере 10 560 800 руб., Министерством были исключены затраты за октябрь 2016 года в размере 666 900 руб. Субсидия Перевозчику перечислена платежным поручением от 24.10.2017 N 691498 в размере 9 893 900 руб.
В расчете за ноябрь 2017 года Министерство исключило из субсидии 685 200 руб.
Согласно предоставленному Обществом расчету за декабрь 2017 года сумма субсидии составила 10 476 700 руб.
Субсидия, подлежащая возмещению за декабрь 2017 года на основании Договора N 01-ММП, уменьшена Министерством на 1 773 600 руб. и перечислена платежным поручением от 24.01.2018 N 498691 в сумме 8 703 100 тыс. руб.
Считая, что Министерство неправомерно включило понесенные Обществом расходы на фонд оплаты труда, отчисления в социальные фонды, рацион питания экипажа, топливо, горюче-смазочные материалы, портовые сборы и прочие (выдача молока экипажу, закупка пресной воды, услуги связи, оформление пропусков) в расходы на проведение ремонтных работ, ПАО "ММП" направило в адрес Министерства претензию от 21.03.2018.
Министерство оставило претензию от 21.03.2018 без удовлетворения, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что расходы, произведенные Обществом в период ремонта, но не связанные с ним, а направленные на осуществление его обычной деятельности, не подлежат исключению из расчета субсидии в числе расходов на проведение ремонтных работ. Вместе с тем суды сочли, что Министерство правомерно исключило из расчета расходы, связанные с проведением докового ремонта, в связи с чем удовлетворили заявленные требования частично.
В части удовлетворения иска и взыскания в пользу ПАО "ММП" задолженности в размере 2 205 959 руб. 18 коп. решение и постановление апелляционного суда сторонами в порядке кассационного производства не обжалуются.
Министерство с кассационной жалобой на судебные акты по настоящему делу не обращалось, в связи с чем законность судебных актов проверена кассационной инстанцией в пределах доводов жалобы Общества, а приведенные в отзыве Министерства на кассационную жалобу требования отменить решение и постановление и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме, не подлежат рассмотрению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Мурманской области от 29.04.2008 N 200-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета организациям морского транспорта на возмещение недополученных доходов в связи с организацией перевозок пассажиров, грузов и багажа на социально значимых межмуниципальных маршрутах (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка предоставление субсидий осуществляется в целях возмещения Перевозчику недополученных доходов в связи с организацией перевозок пассажиров, грузов и багажа на социально значимых межмуниципальных маршрутах регулярных морских перевозок на территории Мурманской области по регулируемым тарифам.
Согласно пункту 2.7. Порядка в отчетной документации Перевозчика за декабрь производится корректировка общих затрат за отчетный год с целью исключения из расчета субсидии следующих расходов: на проведение ремонтных работ, сменно-запасные части, техобслуживание, ремонт основных средств, осмотры, испытания, освидетельствования и прочие работы, связанные с проведением ремонта судна как в период эксплуатации судна в отчетном году, так и в период вывода судна из эксплуатации и до его обратного ввода.
Размер затрат, подлежащих исключению из расчета субсидии, приходящихся на рейсы, не связанные с эксплуатацией судна на социально значимом маршруте регулярных морских перевозок (коммерческая эксплуатация), рассчитывается путем применения коэффициента, определяемого как отношение количества миль, пройденных в коммерческих рейсах, к общему количеству миль, пройденных в отчетном году, а за фактически совместно пройденные мили в равных долях (50%).
Аналогичные положения отражены в пункте 3.5.4. Договора N 130 и пункте 6.3.6. Договора N 01-ММП.
С учетом приведенных требований Порядка и условий договоров суды правомерно исходили из того, что расходы, связанные с проведением ремонта судна, подлежат исключению из расчета субсидии вне зависимости от того, понесены они в связи с производством работ или оказанием услуг; правовое значение имеет лишь их непосредственная связь с проведением ремонта судна.
Таким образом, Министерство обоснованно исключило из расчета субсидии расходы за 2017 год, непосредственно связанные с проведением докового ремонта.
Представленные ПАО "ММП" и Министерством в материалы дела расчеты за 2017 год исследованы судами и не позволяют суду кассационной инстанции сделать вывод о том, что исключенная судом первой инстанции из расчета субсидии сумма по всем ее составляющим составляет расходы, связанные с проведением докового ремонта, определенные до применения предусмотренного пунктом 2.7 Порядка коэффициента.
Общество в жалобе не ссылается на конкретные документы, имеющиеся в деле и подтверждающие его доводы о неверном расчете суммы судом первой инстанции.
При таком положении доводы подателя жалобы не могут являться основанием для изменения обжалуемых решения и постановления.
Нарушений судами норм материального права, как и процессуальных норм, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу N А42-3356/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мурманское морское пароходство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.