16 августа 2019 г. |
Дело N А66-17274/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.08.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш район" Соловьева С.Н. (доверенность от 18.03.2019),
рассмотрев 13.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш район"на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.12.2018 (судья Балакин Б.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-17274/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК ЖЭУ", место нахождения: 170003, город Тверь, Стадионная улица, дом 8, ОГРН 1146952007905, ИНН 6952041114, после переименования - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район" (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Инспекция), о признании незаконным и отмене предписания от 28.09.2018 N 3945/ОГ-18.
Решением суда первой инстанции от 20.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Инспекция о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Инспекция на основании распоряжения от 12.09.2018 N 3945/ОГ-18 провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку с целью исполнения ранее выданного предписания от 27.07.2018 N 3945/ОГ-18 по вопросу соблюдения лицензиатом лицензионных требований в части правомерности изменения размера платы за содержание и ремонт.
В ходе проверки Инспекция установила, что Обществом без решения общего собрания собственников жилья увеличен размер платы за содержание жилья над размером, установленным условиями договора управления. Так, с 01.04.2017 Общество производит начисление платы жителям МКД по адресу: город Тверь, улица Артюхиной, дом 24, корпус 4, за "содержание и обслуживание дома" в размере 10 руб. 09 коп. за 1 кв. м и за "текущий ремонт" в размере 01 руб. 91 коп. за 1 кв. м. Общая сумма платы за содержание жилья составляет 12 руб. за 1 кв. м. С 01.05.2018 данная плата увеличена до 10 руб. 47 коп. и 01 руб. 96 коп. за 1 кв. м соответственно, несмотря на то, что согласно условиям договора управления данная плата составляет 11 руб. 76 коп. за 1 кв. м.
По итогам проверки Инспекцией 28.09.2018 составлен акт N 3945/ОГ-18, а также Обществу выдано предписание N 3945/ОГ-18, которым предложено в срок до 15.11.2018:
- произвести всем собственникам (нанимателям) жилых помещений в спорном МКД перерасчет платы по строкам "Содержание и обслуживание дома" и "Текущий ремонт" на сумму, начисленную свыше утвержденной условиями договора управления, а именно свыше 11 руб. 76 коп./кв. м, за период апрель 2017 - август 2018;
- начисление платы по строкам "Содержание и обслуживание дома" и "Текущий ремонт" всем собственникам (нанимателям) МКД производить исходя из размера платы, установленного договором управления.
Общество не согласилось с предписанием Инспекции, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, придя к выводу о том, что при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, у заявителя отсутствовали основания для одностороннего увеличения размера платы за услуги и работы, связанные с содержанием общего имущества МКД, в том числе путем индексации установленного размера платы или в связи с изменениями размера платы за оказываемые услуги контрагентами, в удовлетворении заявления Общества отказали.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
Из материалов дела следует и судами установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании 15.04.2015 принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме 11 руб. 76 копеек за один квадратный метр, определен порядок индексации и изменения данной платы, а также утвержден договор управления многоквартирным домом.
Данное решение общего собрания никем из собственников дома не оспорено и является действительным.
Исходя из содержания договора управления, утвержденного решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, состав платы за содержание и текущий ремонт в рамках договора устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствие с действующим законодательством и составом (услуг), указанных в пункта 2.1.2 и 2.1.3 и составляет 11 руб. 76 коп. за один квадратный метр по состоянию на 15.04.2015.
Пунктом 2.2.2 договора предусмотрено, что изменить стоимость оказываемых услуг в одностороннем порядке управляющая организация имеет право путем индексации установленного настоящим договором размера платы за содержание и ремонт жилого помещения при изменении уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых управляющей компанией на основании совокупности указанных показателей, на величину такого изменения. В этом случае стоимость видов работ и услуг изменяется пропорционально примененной индексации. Путем принятия собственниками помещений решения об установлении иного размера на общем собрании собственников по предложению управляющей компании; в случае недостижения между собственниками согласия (непринятия решения на общем собрании собственников) управляющей компанией применяется размер платы, установленный в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, собственниками помещений в многоквартирном доме фактически принято решение, предоставляющее Обществу право индексации размера платы за содержание жилого помещения в отсутствии ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников.
Согласно разделу 5 договора настоящий договор вступает в законную силу с 01.05.2015 (пункт 5.1); договор заключен сроком на один год. Договор считается пролонгированным на тот же срок, если за месяц до окончания срока действия настоящего договора ни одна из сторон не обратилась с предложением о его расторжении или изменении (пункт 5.2).
Учитывая вышеприведенные положения жилищного законодательства и установленные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу определения размера платы за содержание жилья регулируются договором управления многоквартирным домом, у Инспекции отсутствовали правовые основания для возложения на Общество обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья согласно утвержденному тарифу по многоквартирному дому за весь период производившихся начислений с апреля 2017 года по август 2018 года.
Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об индексации платы, не опровергнуты и положения условий договора управления в установленном законом порядке недействительными не признаны, в связи с чем вывод судов о неправомерном индексировании Обществом размера платы за содержание и обслуживание дома, а также за текущий ремонт в отсутствии решения общего собрания является необоснованным.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 307-ЭС19-2677 по делу N А21-463/2018.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
На основании изложенного суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по делу решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в трех инстанциях в силу статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на Инспекцию.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019 по делу N А66-17274/2018 отменить.
Признать недействительным предписание Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 28.09.2018 N 3945/ОГ-18.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район", место нахождения: 170003, Тверская область, город Тверь, улица Стадионная, дом 8, ОГРН 1146952007905, ИНН 6952041114 из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 28.05.2019 N 403 за подачу кассационной жалобы.
Взыскать с Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, место нахождения: 170026, Тверская область, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890, в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район", место нахождения: 170003, Тверская область, город Тверь, улица Стадионная, дом 8, ОГРН 1146952007905, ИНН 6952041114, расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 6000 руб. за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.