22 августа 2019 г. |
Дело N А13-9014/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от Департамента финансов Вологодской области Щекина И.С. (доверенность от 09.01.2019 N 10-12/7),
рассмотрев 20.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по делу N А13-9014/2018 (судьи Докшина А.Ю., Алимова Е.А., Мурахина Н.В.),
установил:
Администрация Сокольского муниципального района, место нахождения: 162130, Вологодская обл., г. Сокол, Советская ул., д. 73, ОГРН 1023502494938, ИНН 3527002440 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента финансов Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806 (далее - Департамент финансов), от 27.03.2018 N 42-1835/18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой", место нахождения: 162130, Вологодская обл., г. Сокол, Рабочая ул., д. 53, ОГРН 1033500940032, ИНН 3527008723 (далее - Общество), и Департамент строительства Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, дом 27, ОГРН 1093525000040, ИНН 3525217070 (далее - Департамент строительства).
Решением суда первой инстанции от 26.09.2018 (судья Киров С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.03.2019 решение от 26.09.2018 отменено, оспариваемое предписание Департамента финансов признано недействительным.
В кассационной жалобе Департамент финансов, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 21.03.2019, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждается нарушение Администрацией раздела 4 областной адресной программы N 7 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 29.04.2013 N 484 (далее - Программа N 7), которой выделенный Сокольскому муниципальному району объем финансирования определен исходя из площади расселяемых жилых помещений - 939,45 кв.м; неправомерное расходование средств областного бюджета на оплату дополнительных площадей причинило ущерб областному бюджету.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Администрация и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент с 17.10.2017 по 08.02.2018 проводил проверку использования Администрацией средств областного бюджета, направленных на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда за период 2016 - сентябрь 2017 года, по результатам которой составил акт от 02.03.2018 и вынес Администрации предписание от 27.03.2018 N 42-1835/18, обязав ее до 01.10.2018 возместить областному бюджету 4 248 528 руб. ущерба, причиненного неправомерным направлением средств областного бюджета на расходы по оплате дополнительной площади жилых помещений, не учтенной в рамках реализации 4 этапа Программы N 7.
Не согласившись с данным предписанием, Администрация оспорила его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление Администрации.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет его средств создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 данной статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 данной статьи, в местные бюджеты.
Частью 2 статьи 20 Закона N 185-ФЗ установлено, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 названного Закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 данной статьи.
В целях получения финансовой поддержки Фонда, условия предоставления которой установлены статьей 14 Закона N 185-ФЗ, постановлением Правительства Вологодской области от 29.04.2013 N 484 утверждена Программа N 7.
Программа N 7 разработана для достижения основной цели - ликвидация аварийного жилищного фонда общей площадью 162 888,42 кв. м и обеспечения жилыми помещениями 10 137 человек, переселяемых из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в муниципальных образованиях Вологодской области, участвующих в Программе N 7.
Согласно разделу 4 Программы N 7 "Распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями - участниками Программы" размер планируемой стоимости одного квадратного метра общей площади помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, равен в 2016-2017 годах 34 410 руб.
Этим же разделом (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 21.11.2016 N 1054) определено распределение субсидии бюджетам муниципальных образований области по этапам.
В частности, Сокольскому муниципальному району в 4-м этапе (2016 - 2017 годы) (пункт 12 таблицы 3 раздела 4) предусмотрено выделение 32 326 474 руб. 50 коп., из них за счет средств Фонда - 23 805 422 руб. 72 коп., за счет средств областного бюджета - 8 521 051 руб. 78 коп.; за счет средств местного бюджета - 0 (ноль) руб.
Данный объем финансирования определен исходя из площади расселяемых жилых помещений - 939,45 кв. м (приложение 3 к Программе N 7).
В целях реализации Программы N 7 Департамент строительства и Сокольский муниципальный район 14.06.2016 заключили соглашение N 72/С "О предоставлении субсидии бюджету муниципального образования на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и за счет средств областного бюджета" (далее - Соглашение), пунктом 2.1 которого (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2016 N 3) предусмотрены на 2016-2017 годы объемы финансирования в соответствии с Программой N 7 в размере 32 326 474 руб. 50 коп., в том числе 23 805 422 руб. 72 коп. субсидий за счет средств Фонда, 8 521 051 руб. 78 коп. субсидий за счет средств областного бюджета и 0 (ноль) руб. за счет средств местного бюджета.
В соответствии с подпунктом 3.2.16 пункта 3.2 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 22.02.2018 N 5) при переселении граждан из аварийного жилищного фонда обеспечивается переселение 59 человек из 22 жилых помещений, общей площадью 939,45 кв. м и заключаются с ними договоры социального найма или мены в срок до 01.09.2017.
Дополнительным соглашением от 19.12.2016 N 3 раздел 3 Соглашения дополнен пунктом 3.2.17, согласно которому муниципальное образование обязалось возместить за счет средств местного бюджета расходы по оплате дополнительной площади, возникающие как разница между расселяемой и предоставляемой площадью, неучтенной Программой N 7.
В рамках выполнения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 4-го этапа Программы N 7 и исполнения Соглашения 30.12.2016 муниципальное казенное учреждение Сокольского муниципального района "Управление строительства и ЖКХ", действовавшее в интересах этого муниципального района, и Общество (застройщик) заключили муниципальные контракты N 0130200002416003544-0750895-01 и 0130200002416003545-0750895-01 на участие в долевом строительстве 11 жилых помещений в городе Соколе для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно техническим заданиям к контрактам количество жилых помещений равно 11, их общая площадь - не менее 447,95 кв. м и 491,5 кв. м (без учета площади лоджий и балконов).
Пунктом 2.1 контрактов установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных контрактами. В пунктах 2.3 контрактов определено, что в случае если при проведении инвентаризации и изготовлении кадастровых паспортов уполномоченными органами установлено уменьшение введенной в эксплуатацию любой из квартир от проектной площади, производится перерасчет цены контракта и окончательная цена контракта определяется с учетом уменьшения по результатам перерасчета.
Департамент, ссылаясь на то, что по итогам выполнения Администрацией Программы N 7 заселяемая площадь по двум контрактам составила 1081,60 кв.м, утверждал, что в результате этого возникла дополнительная площадь (разница между расселяемой - 939, 45 кв.м и заселяемой площадью - 1081,60 кв.м) в размере 142,15 кв.м и областному бюджету был нанесен ущерб в сумме 4 248 528 руб., причиненный неправомерным направлением средств областного бюджета на расходы по оплату дополнительной площади жилых помещений, не учтенной в рамках реализации 4 этапа Программы N 7.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлена техническая ошибка в размере приобретенной площади. По мнению Департамента, в результате площадь построенных жилых помещений составила 1099,8 кв.м, соответственно, дополнительная площадь - 160,35 кв.м. Исходя из стоимости 1 кв.м - 29 393 руб. 05 коп., рассчитанной как отношение стоимости контрактов (32 326 474 руб. 50 коп.) к приобретенной площади (1099,8 кв.м), на оплату дополнительной площади за счет средств местного бюджета следовало направить 4 713 175 руб. 57 коп.
Апелляционный суд не согласился с позицией Департамента, признал оспариваемое предписание недействительным, обоснованно исходя из следующего.
В соответствии с разделом 4 Программы N 7 общий объем ее финансирования обоснован предельной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых взамен расселяемых жилых помещений в аварийных домах, и общей площадью жилых помещений, строящихся (приобретаемых) для расселения аварийных жилых домов в рамках этой Программы.
В целях реализации 1-го этапа Программы N 7 предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая для приобретения жилых помещений в рамках реализации Закона N 185-ФЗ, с участием финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета Вологодской области установлена в размере в размере 34 410 руб.
Сокольскому муниципальному району было запланировано и фактически выделено на реализацию Программы N 7 32 326 474 руб. 50 коп. субсидии (из расчета оплаты 939,45 кв. м переселяемой площади умноженной на 34 410 руб.).
По результатам проверки Департаментом не установлено превышение общей стоимости приобретенных Администрацией квартирных метров жилых помещений над стоимостью квадратных метров аварийного жилья, с учетом предельной стоимости 1 кв. м в размере 34 410 руб., установленной в рамках Программы N 7 муниципальному образованию.
Материалами дела подтверждается, что Администрацией приобретены взамен ранее занимаемых гражданами аварийных помещений жилые помещения в многоквартирных домах на основании муниципальных контрактов, заключенных с Обществом.
Муниципальные контракты заключены по итогам проведения открытого аукциона, предметом контрактов являлось участие в долевом строительстве в целях реализации Программы N 7, оба контракта аналогичны по содержанию, их цена определена исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений (34 410 руб.), что соответствует предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, определенной в целях реализации 4-го этапа Программы N 7.
В пунктах 1.3 и 2.4 муниципальных контрактов предусмотрено, что по окончании строительства и ввода многоквартирного дома в эксплуатацию при подписании сторонами соответствующего акта приема-передачи указанная в контракте площадь квартиры может быть уточнена в соответствии с данными уполномоченного органа. В случае если при проведении инвентаризации и изготовлении кадастровых паспортов уполномоченными органами установлено превышение введенной в эксплуатацию площади квартир над проектной заказчик не вправе претендовать на оплату излишних площадей.
Таким образом, в контрактах не предусмотрено обязанности муниципального заказчика производить какие-либо дополнительные платежи в случае превышения застройщиком общей площади жилых помещений, как за счет средств Администрации, так и за счет средств Фонда и областного бюджета, следовательно, застройщик при заключении контрактов взял на себя риск несения затрат при передаче в собственность Администрации площадей, превышающих техническими заданиями и, как следствие, установленной Программой N 7.
Апелляционный суд обоснованно указал, что ущерб областному бюджету не причинен, предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предусмотренная 1-м этапом Программы N 7, не превышена, контракты в судебном порядке недействительными не признаны, обязательства по ним исполнены.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы Департамента были предметом рассмотрения апелляционным судов и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм материального права, повлиявшем на исход дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении дела апелляционным судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемого и постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по делу N А13-9014/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.