22 августа 2019 г. |
Дело N А44-8149/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖилКом" Семеновой И.В. (доверенность от 11.01.2019),
рассмотрев 21.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилКом" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.12.2018 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 (судьи Осокина Н.Н., Алимова Е.А., Мурахина Н.В.) по делу N А44-8149/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилКом", место нахождения: 173020, Великий Новгород, ул. Лени Голикова, д. 7, пом. 22-25, 31, ОГРН 1105321000630, ИНН 5321138306 (далее - ООО "ЖилКом", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением об оспаривании предписания Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, место нахождения: 173008, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 81, ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224 (далее - Комитет), от 09.08.2018 N ЛК-810-18.
Решением суда от 19.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.03.2019, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение либо направить дело на новое рассмотрение.
Общество настаивает на том, что многоквартирный дом (МКД) имеет требуемые конструктивные особенности, предусматривающие возможность потребления такого вида коммунальной услуги как водоотведение, в том числе, связанные с содержанием общего имущества МКД; предъявление жильцам платы за услугу по водоотведению в местах общего пользования является обоснованным, поскольку такая услуга фактически оказывается Обществом. Податель жалобы обращает внимание на неверное применение (истолкование) судами части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "в" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и подпункта "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Представители Комитета, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ АПК РФ).
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Комитет на основании приказа от 08.08.2018 N ЛК-810-18 в рамках лицензионного контроля по жалобе собственника жилого помещения в МКД, расположенного адресу: Великий Новгород, Московская ул., д. 30, провел внеплановую документарную проверку деятельности Общества.
В ходе проверки Комитетом установлено нарушение Обществом части 9.1 статьи 156 ЖК РФ, подпункта "л" пункта 11 о Правила N 491, выразившегося в начислении с июня 2017 года собственникам помещений в составе платы за коммунальные услуги платы за отведение сточных вод при содержании общего имущества МКД по адресу: г. Великий Новгород, ул. Московская, д. 30, при отсутствии конструктивных особенностей, предусматривающих отведение сточных вод.
По результатам проверки Комитет составил акт от 09.08.2018 N ЛК-810-18 и выдал предписание от 09.08.2018 N ЛК-810-18, согласно которому Общество обязано в срок до 10.09.2018 произвести перерасчет размера платы за отведение сточных вод при отсутствии конструктивных особенностей, предусматривающих отведение сточных вод при содержании общего имущества в МКД по вышеуказанному адресу, с июня 2017 года в соответствии с требованиями части 9.1 статьи 156 ЖК РФ и подпункта "л" пункта 11 Правил NN 491.
Не согласившись с предписанием Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Комитета правовых и фактических оснований для выдачи предписания; суды констатировали законность и обоснованность предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на полном, объективном и всестороннем установлении фактической стороны дела и на правильной констатации предмета доказывания.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки, и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги выделяется плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 9.2 этой же статьи размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу подпункта "в" пункта 4 Правил N 354, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга в виде отведения сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
Постановлением Правительства Новгородской области N 172 от 30.05.2017 (в редакции постановления Правительства Новгородской области N 189 от 30.05.2017) определено, что нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего коммунального ресурса при содержании общего имущества.
С учетом изложенных норм суды констатировали, что услуга в виде отведения сточных вод при содержании общего имущества МКД предоставляется в случае, если имеются конструктивные особенности дома, позволяющие отводить сточные воды из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При рассмотрении настоящего дела суды удостоверились в следующем:
- Общество осуществляет управление МКД по адресу: Великий Новгород, ул. Московская, д. 30, по договору управления от 01.04.2015;
- спорный МКД оборудован централизованной системой водоотведения, как и любой многоэтажный многоквартирный жилой дом подобной застройки в канализированном районе города (данный факт сторонами не оспаривается);
- в акте обследования общего имущества МКД от 02.08.2018 зафиксировано, что МКД не имеет дополнительных помещений (мест общего пользования), оборудованных санитарно-техническим оборудованием, дополнительных врезок в систему канализации, а также конструктивных особенностей, предусматривающих отведение сточных вод при содержании общего имущества (акт составлен в присутствии главного инженера Общества, подписавшего акт обследования МКД без возражений);
Названные обстоятельства суды сочли доказательством того, что в данном МКД отсутствуют конструктивные особенности, предусматривающие возможность водоотведения сточных вод на общедомовые нужды.
Судами обоснованно не принята ссылка Общества на наличие в канализационной системе спорного МКД "ревизии", как конструктивной особенности МКД, позволяющей учитывать плату за отведение сточных вод при содержании общего имущества МКД в общем размере платы за коммунальные услуги.
Суды с учетом требований пункта 8.3.22 СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", предусматривающего места размещения и установки ревизий или прочисток на сетях внутренней бытовой и производственной канализации согласились с позицией Комитета, что указанная Обществом "ревизия" как конструктивная особенность МКД, не является устройством для отведения сточных вод из помещений, входящих в состав общего имущества дома, а служит для прочистки канализационной сети.
Не меняет назначение и характеристику "ревизии", такая возможность как слива в нее "из ведра" воды после мытья подъездов (применительно к оценке ее как устройства для водоотведения сточных вод в качестве коммунальной услуги собственникам помещений МКД).
В соответствии с пунктом 8.1.1 Свода Правил СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий" в зависимости от назначения здания и сооружения и предъявляемых требований к отведению сточных вод необходимо предусматривать следующие системы внутренней канализации: бытовую - для отведения сточных вод от санитарно-технических приборов (унитазов, умывальников, ванн, душей и др.): производственную - для отведения производственных сточных вод, в том числе отвод стоков после тушения пожара; объединенную - для отведения бытовых и производственных сточных вод (одна или несколько в зависимости от состава и количества сточных вод).
В рассматриваемом случае, поскольку в спорном МКД имеется только хозяйственно-бытовая канализация, которая предназначена для отвода сточных вод от санитарно-технических приборов, а специальным устройством (сантехническим оборудованием или специальным приемником, оборудованным гидравлическими затворами для приема сточных вод, потребляемых для обслуживания общего имущества) спорный МКД не располагает, суды пришли к правильному выводу, что конструктивные особенности спорного МКД не предусматривают возможность отведения сточных вод в целях содержания общего имущества, что является необходимым условием выставления платы за услугу по водоотведению сточных вод на общедомовые нужды.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 по делу N А44-8149/2918 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилКом" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.