19 августа 2019 г. |
Дело N А26-12043/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от акционерного общества "Кондопожское лесопромышленное хозяйство" Андроновой В.Н. (доверенность от 07.07.2017),
рассмотрев 15.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2019 (судья Шалапаева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 (судьи Тимухина И.А., Желтянников В.И., Жиляева Е.В.) по делу N А26-12043/2018,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к акционерному обществу "Кондопожское лесопромышленное хозяйство", место нахождения: 186222, Республика Карелия, г. Кондопога, ул. М. Горького, д. 13а, ОГРН 1021000860440, ИНН 1003000385 (далее - АО "КЛПХ", Общество), о взыскании 702 910 руб. 03 коп. неустойки по договору аренды лесного участка от 17.11.2008 N 6-з.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019, заявленные требования удовлетворены частично, с Общества в пользу Министерства взыскано 349 861 руб. 57 коп. неустойки, в остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы считает, что отсутствуют основания для отказа во взыскании неустойки за недоруб древесины в размере 353 048 руб. 46 коп. Министерство обращает внимание на то, что истец при определении неустойки руководствовался Указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденными приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130, в связи с чем требования о взыскании неустойки, рассчитанной подателем жалобы, правомерны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит решение и постановление апелляционного суда оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Министерство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 17.11.2008 N 6-з, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок площадью 256 681 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:00:000000:039, расположенный на территории государственного учреждения Республики Карелия "Ладвинское центральное лесничество".
В соответствии пунктами 3.1, 3.4 договора аренды пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений. Согласно пункту 4.4.2 договора аренды стороны предусмотрели обязанность арендатора не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В пункте 5.4 договора аренды стороны согласовали основания и размеры неустоек за нарушения установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5.4 за рубку или повреждение до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочных рубок, установлена неустойка в размере 5-кратной стоимости срубленных или поврежденных деревьев.
В силу подпункта "г" пункта 5.4 договора аренды арендатор выплачивает арендодателю неустойку за оставление недорубов (за исключением компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 % от площади лесосеки): в виде компактных участков леса - в размере 1-кратной стоимости оставленной в недорубах древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов; в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках - в размере 2-кратной стоимости оставленной на корню древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Согласно подпункту "д" пункта 5.4 договора аренды за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 1 месяца арендатор выплачивает арендодателю неустойку в размере 3-кратной стоимости не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины.
По окончании срока заготовки и вывоза древесины государственными инспекторами по охране леса проведена приемка лесосек в кварталах Кондопожского участкового лесничества.
В ходе приемки лесосек выявлены нарушения лесохозяйственных требований, предъявляемых к использованию лесов (оставление не вывезенной в установленный срок древесины; оставление недорубов в виде компактных участков леса, в виде куртин и отдельных деревьев), которые зафиксированы в актах приемки (освидетельствования мест рубок).
Министерство в соответствии с подпунктами "б", "г", "д" пункта 5.4 договора аренды лесного участка N 6-з начислило Обществу договорную неустойку в размере 702 910 руб. 03 коп. и направило в адрес ответчика претензию от 21.09.2018 N 1693 с требованием ее уплаты.
Поскольку претензия оставлена АО "КЛПХ" без удовлетворения, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, взыскали с Общества в пользу Министерства 349 861 руб. 57 коп. неустойки, начисленной за оставление невывезенной древесины и оставление компактных недорубов, а в удовлетворении требования о взыскании 353 048 руб. 46 коп. неустойки, рассчитанной за недоруб в виде отдельных деревьев, отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом
В пункте 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств.
В силу положений статьи 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130 утверждены Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов (далее - Указания N 130).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суды, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, правомерно руководствуясь статьями 3, 29, 71 ЛК РФ, требованиями Указаний N 130, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании неустойки за недоруб древесины, рассчитанной Министерством методом сравнения задекларированного объема с объемом древесины, вырубленной в пасеке, с применением переводного коэффициента, поскольку в пробных площадях отсутствовали назначенные в рубку, но не вырубленные деревья.
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 20 Указаний N 130 при освидетельствовании лесосек постепенных и выборочных рубок, а также рубок ухода за лесом и санитарных рубок выявляются и учитываются назначенные в рубку, но не вырубленные деревья.
В соответствии с пунктом 22 Указаний N 130 при отсутствии материалов крупномасштабной аэрофотосъемки, а также для выявления показателей, которые не представляется возможным установить по этим материалам (завышенные пни, срубленные семенники и деревья, не подлежащие рубке, поврежденный подрост и молодняк, уничтоженные столбы и клейма на деревьях и др.), состояние мест рубок, характер и объемы нарушений определяются методами перечислительной таксации: на лесосеках площадью до 3 га - сплошным перечетом на всей площади, а на лесосеках площадью свыше 3 га - на ленточных пробных площадях. Порядок применения метода перечислительной таксации на лесосеках площадью более 3 га определен пунктом 23 Указаний N 130.
Согласно пункту 54 Указаний N 130 недорубы могут быть компактными или представлены в виде отдельных куртин и деревьев и при освидетельствовании они учитываются отдельно.
Компактным недорубом считается не затронутая или пройденная, но не расстроенная выборочными рубками часть лесосеки площадью более: 0,1 га - при размере лесосек до 3 га; 0,2 га - при размере лесосек от 3,1 до 10 га; 0,5 га - при размере лесосек более 10 га.
Невырубленные участки леса меньшей площади относятся к куртинам.
К недорубам, представленным единичными деревьями, относятся оставленные на корню отдельные деревья при проведении сплошнолесосечных рубок, а также деревья, назначенные, но не вырубленные при проведении постепенных, выборочных, санитарных рубок и рубок ухода за лесом.
В силу пункта 56 Указаний N 130 запас невырубленных деревьев определяется сплошным перечетом или по ленточным пробным площадям (пункты 22 - 23 указаний): на лесосеках всех видов несплошных рубок, включая рубки ухода за лесом и санитарные рубки, с предварительным клеймением деревьев - учетом оставленных деревьев с наличием клейм.
Суды установили, что в рассматриваемом случае назначенные в рубку деревья, были заклеймены. Данный факт подтвержден объяснениями Общества, а также технологическими картами, согласно пункту 3 которых способом выделения деревья, назначенных в рубку, указаны затеска и отметка краской на высоте 1,3 м и на пне.
Из материалов следует, что на делянках площадью свыше 3 га Министерство закладывало пробные площади (пасеки) и производило на этих площадях перечет вырубленных деревьев с определением объёма вырубленной древесины, затем, применив переводной коэффициент, определяло объём вырубленной древесины применительно ко всей площади делянки. Путем сравнения с запасом древесины на делянке по материально-денежной оценке Министерство определяло объём недоруба (в случае, если запас задекларированной древесины по материально-денежной оценке превышал объём древесины, вырубленной в пасеке, с применением переводного коэффициента к площади делянки), или объём древесины по вырубленным деревьям, не подлежащим рубке ("переруба") (в случае, если запас задекларированной древесины по материально-денежной оценке оказался меньше объёма заготовленной, определенного перечетом в пасеке с применением переводного коэффициента).
В перечетных ведомостях зафиксированы вырубленные деревья, при этом отсутствуют назначенные в рубку, но не вырубленные деревья. Согласно объяснениям Министерства в пасеках, заложенных на делянках с выборочными рубками, отсутствовали клейменые деревья, назначенные в рубку, но не вырубленные.
Объём недоруба определялся расчетным способом - методом сравнения задекларированного объёма с объём вырубленной древесины в пасеке, с применением переводного коэффициента.
Установив изложенные обстоятельства, суды пришли к выводам, что поскольку на пробных площадях, заложенных в соответствии с пунктом 23 Указаний N 130, отсутствовали клейменые деревья, примененная Министерством расчётная методика определения объёма недорубов на делянках с выборочными (проходными) рубками, не соответствует пунктам 20, 56 Указаний N 130. Как верно отметил суд первой инстанции, отсутствие в пробных площадях назначенных в рубку, но не вырубленных деревьев, означает, что такие деревья при освидетельствовании делянки методом ленточных проб не выявлены. В таком случае Министерство было вправе определить объём недоруба сплошным перечетом, о чем и просило Общество. Однако метод сплошного перечета на спорных делянках не применялся.
При таком положении суды обоснованно сочли, что не имеется оснований для начисления 353 048 руб. 46 коп. неустойки за оставление отдельных деревьев на тех делянках, в пробных площадях которых не были выявлены клейменые не вырубленные деревья, в связи с чем отказали во взыскании этой суммы.
Доводы подателя жалобы о том, что закладка пробной площади в лесу производилась с участием представителя Общества, который замечаний не высказал, выводы судебных инстанций о несоответствии примененной Министерством расчётной методики определения объёма недорубов требованиям Указаний N 130 не опровергают.
Таким образом, дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 по делу N А26-12043/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.