26 августа 2019 г. |
Дело N А52-4853/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 21.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Соколюка Владимира Степановича на решение Арбитражного суда Псковской области от 29.01.2019 (судья Судакова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 (судьи Зорина Ю.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А52-4853/2018,
установил:
Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области, место нахождения: 1800001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1056000309287, ИНН 6027087602 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Соколюка Владимира Степановича, ОГРНИП 315603000000332, ИНН 781611354245 (далее - Глава КФХ), денежных средств в размере 1 099 228 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.01.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.04.2019, исковые требования Управления удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Соколюк В.С., ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 29.01.2019 и постановление от 25.04.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, судами не принято во внимание, что в соответствии с пунктами 2.2 и 2.2.2 соглашения от 08.06.2015 о получении гранта (далее - соглашение), заключенного между Управлением и Главой КФХ (получатель) у Соколюка В.С. отсутствовала обязанность по введению теплицы в эксплуатацию в течение года; возможность использования предоставленных Псковской областью бюджетных средств определена в течение 18 месяцев с момента зачисления их на расчетный счет по каждому наименованию, указанному в плане расходов. Ответчик указывает, что крестьянское хозяйство не прекратило свою деятельность, что подтверждается показаниями свидетеля. Соколюк В.С. считает, что грант на создание и развитие крестьянского хозяйства израсходован им на цели, указанные в планах расходов, в течение установленного соглашением срока, в то время как ответственность в виде возврата гранта может быть применена только в случае, если допущенное при получении гранта нарушение фактически привело к неисполнению принятых на себя грантополучателем обязательств.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Представленные ответчиком при кассационном обжаловании дополнительные документы судом кассационной инстанции во внимание не принимаются, поскольку в силу части 3 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не имеет полномочий для оценки доказательств, которые не были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Государственной программой "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа на 2013 - 2020 годы), утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 11.04.2013 N 161 (далее - Постановление N 161), постановлением Администрации Псковской области от 15.06.2012 N 295 "О порядке предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам" (далее - Постановление N 295), постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" (далее - Постановление N 166),, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166", Управление является главным распорядителем средств областного и федерального бюджетов по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
Гранты предоставляются главам крестьянских (фермерских) хозяйств, признанных победителями конкурса по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов, для софинансирования их затрат.
Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам осуществляется в рамках основного мероприятия "Поддержка начинающих фермеров" подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" Программы на 2013 - 2020 годы.
Постановлением N 295 утверждено Положение о порядке предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Согласно пункту 8 Постановления N 295, действовавшего в спорный период, для получения гранта и (или) единовременной помощи в течение 30 дней со дня принятия Комиссией решения о включении начинающего фермера в состав участников основного мероприятия между начинающим фермером и уполномоченным органом заключается соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающему фермеру по форме, утвержденной актом уполномоченного органа. Выплата гранта осуществляется на основании акта уполномоченного органа.
Средства на предоставление грантов и единовременной помощи предоставляются уполномоченному органу государственным финансовым управлением Псковской области в пределах лимита бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год из средств федерального бюджета, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и лимита бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (пункт 10 Постановления N 295).
В соответствии с пунктом 14 Постановления N 295 сумма гранта и единовременной помощи должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта и (или) единовременной помощи, подлежит согласованию с Комиссией. Средства гранта и единовременной помощи должны быть израсходованы на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев после поступления на счет начинающего фермера.
Расход по плану расходов и единовременной помощи осуществляется по каждому наименованию (статье) расхода средств начинающего фермера: не более 90% за счет федерального и областного бюджета и не менее 10% за счет собственных средств начинающего фермера.
Пунктом 4 Постановления N 166 (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в расчете на одного начинающего фермера определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 1,5 млн. руб. В случае если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере, превышающем 1,5 млн. руб., то финансовое обеспечение выплаты гранта в сумме, превышающей указанный размер, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Размер гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации, с учетом собственных средств начинающего фермера и его плана расходов в целях, указанных в пункте 3 Правил.
Согласно пункту 5 Постановления N 166 максимальный размер единовременной помощи в расчете на одного начинающего фермера определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 250 000 руб. В случае если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер единовременной помощи в размере, превышающем 250 000 руб., то финансовое обеспечение единовременной помощи на бытовое обустройство в размере, превышающем указанный размер, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Размер единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемой конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и плана расходов в целях, указанных в подпункте "г" пункта 2 Правил.
Как установлено судами из материалов дела, в рассматриваемом случае на основании решения Конкурсной комиссии по отбору участников основного мероприятия "Поддержка начинающих фермеров" подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" Программы на 2013 - 2020 годы (протокол от 26.05.2015 N 1) Соколюк В.С., как Глава КФХ, признан победителем конкурса и получил грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению овощеводство в размере 919 228 руб. подлежащий использованию на приобретение и установку теплицы, и 180 000 руб. единовременной помощи на бытовое устройство.
В этой связи между Управлением и Главой КФХ (получатель) 08.06.2015 заключено соглашение, в соответствии с которым обязанности Управления предоставить получателю грант в размере 919 228 руб. и единовременную помощь в размере 180 000 руб., корреспондировала встречная обязанность получателя принять грант и обеспечить выполнение условий соглашения и условий Программы.
Обусловленные соглашением денежные средства перечислены Управлением Главе КФХ в общей сумме 1 099 228 руб. по платежным поручениям от 11.06.2015 N 213549, от 11.06.2015 N 213525, от 03.08.2015 N 429190, от 03.08.2015 N 429186, от 21.08.2015 N 512201.
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения в обязанности Главы КФХ входило:
- организовать работу в соответствии с разработанным бизнес-проектом (планом), предусмотренным Основным мероприятием;
- использовать полученные средства бюджета Псковской области в течение 18 месяцев с момента зачисления их на расчетный счет по каждому наименованию, указанному в плане расходов средств гранта, утвержденным протоколом заседания Конкурсной комиссии по отбору участников основного мероприятия "Поддержка начинающих фермеров" подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" Программы на 2013 - 2020 годы с учетом собственных средств получателя, который является неотъемлемой частью данного соглашения (далее - План расходов; Приложение N 1 к Соглашению);
- оплатить за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в Плане расходов;
- зарегистрировать все активы, приобретенные за счет гранта и единовременной помощи на себя и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Псковской области (транспортные средства могут использоваться за пределами Псковской области без ограничений, но подлежат регистрации на территории Псковской области);
- приобретенное имущество за счет средств предоставленного гранта и (или) единовременной помощи не продавать, не дарить, не передавать в аренду, иное другое предоставление в пользование другим лицам, не менять или вносить в виде пая, вклада или отчуждать иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение десяти лет со дня получения гранта;
- создать в крестьянском (фермерском) хозяйстве дополнительно не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 000 руб. гранта не позднее 18 месяцев со дня его получения;
- осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта и (или) единовременной помощи;
- оказывать содействие в проведении семинаров и мастер-классов на базе своего крестьянского (фермерского) хозяйства;
- представлять в Управление отчет не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по формам согласно приложению N 2-6 к данному Соглашению;
- представлять в Управление отчеты о производственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства по формам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Управлением (квартальная статистическая отчетность, годовая бухгалтерская отчетность, документы по представлению и использованию бюджетных средств) в срок, установленный Управлением;
- выполнять иные другие условия, предусмотренные Основным мероприятием и в случае невыполнения нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации;
- постоянно проживать (переехать) на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого является и данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства (подпункты 2.2.1 - 2.2.12 соглашения).
Пунктами 2.1.2, 2.1.3 соглашения было оговорено право Управления осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием предоставленных грантов и единовременной помощи и осуществлять иные обязанности и права, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно инвестиционному проекту создания крестьянского (фермерского) хозяйства по выращиванию овощей и зелени на базе уже имеющегося подсобного хозяйства, к расходам на развитие растениеводства Главы КФХ относились следующие расходы:
- на строительство теплицы для рассады (размер 44*7 м, площадью 308 кв. м.), в том числе цемент для фундамента 80 мешков (17 000 руб.), арматура (15 000 руб.), металлический каркас теплицы (550 000 руб.), поликорбанат (284 200 руб.), внутренние оснащение теплицы (специализированные лампы - 93 000 руб.), электрика (15 000 руб.), стеллажи для рассады (35 000 руб.), система автополива (45 000 руб.);
- на строительство котельной, в том числе 50 сендвич-панелей (147 000 руб.), трубы (35 000 руб.), котел (150 000 руб.);
- на приобретение партии семян (20 000 руб.);
- на закупку торфа, земли, удобрений (23 000 руб.).
Перечень указанных расходов является исчерпывающим. Планируемые затраты составили 1 664 180 руб., в том числе: за счет собственных средств - 164 180 руб., за счет гранта - 1 500 000 руб. А также 250 000 руб. единовременной помощи на бытовое обустройство.
Сроки реализации бизнес-плана и сроки окупаемости бизнес-плана ответчиком определены как один год с момента начала реализации проекта; план расходов средств гранта и средств единовременной помощи являлись неотъемлемым приложение к соглашению.
Между тем по результатам выездной проверки крестьянского (фермерского) хозяйства Комиссией выявлены нарушения Соколюком В.С. условий заключенного соглашения. При осмотре крестьянского (фермерского) хозяйства Комиссией 23.11.2017 составлен акт, из которого следует, что на средства полученного Главой КФХ гранта приобретены материалы для теплицы (поликорбанат и стройматериалы), установлен фундамент, каркас, помещение для котла. При этом на момент осмотра Комиссией зафиксировано, что теплица так и не введена в эксплуатацию со ссылкой на нехватку денежных средств, а единовременная помощь потрачена Соколюком В.С. на ремонт дома, деятельность же самого хозяйства приостановлена по мотиву сложившегося тяжелого экономического и финансового положения Главы КФХ (том 1 л.д. 62-63). С данным актом ответчик ознакомлен.
Письмом от 28.11.2017 N 08-02/1222 Управление рекомендовало Соколюку В.С. принять необходимый комплекс мер, направленный на выполнение условий заключенного соглашения.
Вследствие неисполнения Соколюком В.С. условий заключенного соглашения (пунктов 2.2.7, 2.2.9 - 2.2.11) Управление в письме от 07.09.2018 N 05/01-1063 (том 1 л.д. 66-67) потребовало в 30-дневный срок возвратить сумму гранта в размере 919 228 руб. и сумму единовременной помощи в размере 180 000 руб. на лицевой счет Управления.
Поскольку в установленный срок сумма гранта и сумма единовременной помощи Главой КФХ не были не возвращены, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, пришли к выводу о том, что цель, на которую выделен грант, Соколюком В.С. не достигнута, в связи с чем удовлетворили заявленные Управлением требования по их возврату в требуемой сумме, признав их законными и обоснованными как по праву, так и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Как предусмотрено статьей 38 БК РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств является направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В рассматриваемом случае предоставление гранта крестьянскому (фермерскому) хозяйству носило целевой характер и было направлено на развитие сельского хозяйства на территории Псковской области.
Глава КФХ, являющийся получателем гранта, заключив с Управлением соглашение от 08.06.2015, обязывался обеспечить выполнение его условий и условий Программы; реализовать бизнес-план в установленный в нем срок окупаемости с момента начала реализации проекта; использовать средства гранта и средств единовременной помощи в соответствии с планом расходов исходя из целей предоставления гранта.
Из материалов дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что с момента выделения ответчику в 2015 году средств гранта цели соглашения Главой КФХ не достигнуты, завершение в установленный срок возведения теплицы для выращивания овощей и зелени и введения ее в эксплуатацию ответчиком не подтверждены; требования о предоставлении обусловленной соглашением отчетности не соблюдены.
Приобретение Главой КФХ за счет средств гранта части материалов для возведения теплицы в соответствии с планом расходов само по себе не означает, что цель предоставления ему средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации достигнута.
В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения Глава КФХ несет ответственность за целевое использование гранта, выполнение условий по Основному мероприятию, а также за достоверность, полноту и своевременность представления в Управление информации.
В силу пункта 3.1 Соглашения в случае нецелевого использования Соколюком В.С. предоставленных бюджетных средств по Основному мероприятию они подлежат возврату в бюджет Псковской области в соответствии с действующим законодательством.
Так как Соколюк В.С. требования Управления в добровольном порядке не исполнил, суды, исследовав материалы дела и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, и руководствуясь условиями заключенного соглашения, пунктами 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ, обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца спорную сумму бюджетных средств.
Доводы жалобы ответчика выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Поскольку исследование доказательственной стороны спора относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, а дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке суд кассационной инстанции не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 29.01.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 по делу N А52-4853/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Соколюка Владимира Степановича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.