26 августа 2019 г. |
Дело N А66-7202/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прагма Капитал" Паршина В.В. (доверенность от 05.07.2019 N 05-07-19.1) и Садовой Е.В. (доверенность от 05.07.2019 N 05-07-19.2),
рассмотрев 21.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.01.2019 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 (судьи Чередина Н.В., Зорина Ю.В., Романов А.В.) по делу N А66-7202/2018,
установил:
Департамент городского имущества города Москвы, место нахождения: 123112, Москва, 1-й Красногвардейский проезд, д. 21, стр. 1, ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прагма Капитал", место нахождения: 172200, Тверская обл., Селижаровский р-н, п.г.т. Селижарово, ул. Ленина, д. 3а, ОГРН 1067746469658, ИНН 7718581523 (далее - Общество), о взыскании 108 431 890 руб. 25 коп. платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:119.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы, место нахождения: 125032, Москва, Тверская ул., д. 13, ОГРН 1027739813507, ИНН 7710489036 (далее - Правительство).
Решением суда от 10.01.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении требований.
Податель жалобы ссылается на то, что на момент принятия распоряжения Департамента от 23.11.2016 N 34526 кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования составляла 1 422 427 257 руб., в связи с чем считает, что при расчете платы за изменение вида разрешенного использования суды необоснованно применили рыночную стоимость участка, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) только 28.11.2018 на основании решения Московского городского суда от 18.06.2018 по делу N 3а-1960/2018, то есть после обращения Общества с заявлением об изменении вида разрешенного использования.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит отказать в ее удовлетворении и оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из ЕГРН от 03.11.2016 N 77/100/253/2016-6534 земельный участок площадью 246 735 кв.м с кадастровым номером 50:27:0030118:119, расположенный по адресу: Москва, пос. Михайлово-Ярцевское, вблизи д. Сенькино-Секерино, принадлежит на праве долевой собственности владельцам инвестиционных паев закрытого инвестиционного фонда рентного "Перспектива", он относится к категории земель - земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование - для малоэтажного жилищного строительства и рекреационных целей.
Указанный земельный участок передан Обществу в доверительное управление на срок до 01.05.2027.
На основании обращения Общества от 14.04.2016 N 45107530 Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы подготовил градостроительный план N RU77-238000-019932 указанного земельного участка, согласно которому основными видами разрешенного использования названного участка являются: коммунальное обслуживание (3.1), склады (6.9), отдых (рекреация) (5.0), земельные участки (территории) общего пользования (12.0), охрана природных территорий (9.1), энергетика (6.7).
Общество обратилось в Департамент с заявлением от 02.11.2016 об изменении разрешенного использования (для малоэтажного жилищного строительства и рекреационных целей) земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:119.
По результатам рассмотрения указанного заявления Департамент издал распоряжение от 23.11.2016 N 34526 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:119", согласно которому в отношении указанного участка было установлено следующее разрешенное использование: коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития надземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); отдых (рекреация); (5.0) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17); земельные участки (территории) общего пользования (12.0) (земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов, коллекторов, набережные (1.2.16); охрана природных территорий (9.1) (земельные участки, занятые особо охраняемыми природными территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами) (1.2.14); энергетика (6.7) (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (1.2.10).
Впоследствии Департамент направил в адрес Общества уведомление от 28.04.2017 N 33-5-166192/16-(1)-0, в котором, ссылаясь на статью 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ), указал на необходимость внесения платы за изменение разрешенного использования земельного участка в размере 108 431 890 руб. 25 коп. Расчет данной платы Департамент произвел с учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения Общества с заявлением об изменении разрешенного вида использования составляла 699 548 006 руб. 70 коп., а кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования - 1 422 427 275 руб.
Поскольку Общество не внесло указанную плату в установленный срок, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил, что вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 18.06.2018 N 3а-1960/2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:119 установлена в размере 441 626 000 руб. по состоянию на 01.01.2016 и соответствующие сведения внесены в ЕГРН. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с установленным на день подачи заявления собственником земельного участка видом разрешенного использования в размере 699 548 006 руб. 70 коп. превышает кадастровую стоимость земельного участка с измененным видом разрешенного использования, которая по решению суда равна 441 626 000 руб., суд, руководствуясь положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 65 АПК РФ, части 3 статьи 22 Закона N 43-ФЗ, пунктом 3 статьи 12.2 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48), пришел к выводу о том, что в силу пункта 3 статьи 12.2 Закона N 48 данное обстоятельство является основанием для освобождения Общества от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, и отказал в удовлетворении предъявленных требований.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 43-ФЗ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Согласно части 3 статьи 22 Закона N 43-ФЗ плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
Из части 4 статьи 22 Закона N 43-ФЗ следует, что условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области, платы за изменение видов разрешенного использования таких земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
Порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории города Москвы, регламентирован главой 2.1 Закона N 48.
В силу пункта 1 статьи 12.1 Закона N 48 изменение одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
При этом пунктом 2 статьи 12.1 Закона N 48 установлено, что размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, порядок и условия ее внесения устанавливаются Правительством Москвы.
Основания для освобождения собственников земельных участков от внесения такой платы перечислены в статье 12.2 Закона N 48, в пункте 3 которой установлено, что плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается в случае, если значение кадастровой стоимости земельного участка с установленным на день подачи заявления собственником земельного участка видом разрешенного использования превышает значение кадастровой стоимости земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 18.06.2018 по делу N 3а-1960/2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:119 установлена в размере 441 626 000 руб. по состоянию на 01.01.2016.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Помимо этого, согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, далее - Закон N 135-ФЗ).
Следовательно, в данном случае при расчете платы за изменение разрешенного использования земельного участка должна применяться кадастровая стоимость, установленная решением суда от 18.06.2018 по делу N 3а-1960/2018.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:119 с установленным на день подачи заявления собственником земельного участка видом разрешенного использования в размере 699 548 006 руб. 70 коп. превышает кадастровую стоимость земельного участка с измененным видом разрешенного использования, которая в соответствии с решением суда от 18.06.2018 N 3а-1960/2018 составляет 441 626 000 руб., суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что в силу пункта 3 статьи 12.2 Закона N 48 Общество подлежит освобождению от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
При таком положении суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленных требований.
Спорные правоотношения правильно квалифицированы судами, все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, установлены и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного постановления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, они получили надлежащую правовую оценку и правомерно были отклонены судами. Указанные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а лишь указывают на несогласие с выводами.
Довод подателя жалобы о необоснованном применении судами рыночной стоимости земельного участка, сведения о которой внесены в ЕГРН 28.11.2018, то есть после обращения Общества с заявлением об изменении вида разрешенного использования, подлежат отклонению.
В данном случае суды приняли во внимание не рыночную, а кадастровую стоимость спорного земельного участка, которая была установлена вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 18.06.2018 по делу N 3а-1960/2018. Данным решением установлено, что на период с 01.01.2017 и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках очередной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка соответствует рыночной и по состоянию на 01.01.2016 составляет 441 626 000 руб. В связи с этим установленное судом значение кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2016, превышающее значение кадастровой стоимости участка с измененным видом разрешенного использования, было обоснованно принято судами во внимание при разрешении настоящего спора.
В силу статьи 13 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления (судебные приказы, решения и определения суда) являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы, аргументированные ссылкой на обстоятельства спора, которым, по мнению Департамента, должна быть дана иная оценка, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установление вопросов факта, что согласно положениям статьи 286 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Иные доводы жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела с учетом принципов относимости и допустимости и могли повлиять на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов, либо опровергнуть выводы судов, вследствие чего не могут служить поводом для пересмотра обжалуемых решения и постановления в кассационном порядке.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.01.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 по делу N А66-7202/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.