02 сентября 2019 г. |
Дело N А56-30761/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Преснецовой Т.Г., Рудницкого Г.М.,
при участии от войсковой части 3705 Гладченкова К.В. (доверенность от 15.04.2019 N Д-8/2019), от федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова" Мотошина А.А. (доверенность от 09.02.2018),
рассмотрев 29.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2019 (судья Геворкян Д.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 (судьи Желтянников В.И., Полубехина Н.С., Тимухина И.А.) по делу N А56-30761/2018,
установил:
Войсковая часть 3705, место нахождения: 188544, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, Советская ул., д. 62, лит. А, ОГРН 1034701763326, ИНН 4714009687 (далее - Войсковая часть), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова", место нахождения: 188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, Копорское шоссе, д. 72, ОГРН 1024701759565, ИНН 4714000067 (далее - Предприятие), о взыскании 756 569 руб. 08 коп. в счет компенсации понесенных расходов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за период с января по декабрь 2017 года.
Решением суда от 11.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.04.2019, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Предприятие просит указанные решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, его доводы не были приняты во внимание судами, им не была дана правовая оценка. Суды не учли, что одни и те же военнослужащие Войсковой части, помимо объектов Предприятия, также охраняли объекты Ленинградской атомной станции - филиала акционерного общества "Концерн Росэнергоатом", в отношении них исковые требования удовлетворены в рамках дела N А40-158707/2018. Кроме того, Предприятие в феврале 2017 года проинформировало Войсковую часть о наличии 23-х свободных мест в общежитии; взыскание затрат на выплату компенсации за найм жилых помещений до обращения в адрес Предприятия о заселении нуждающихся в жилье военнослужащих является неправомерным.
В отзыве Войсковая часть считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал кассационную жалобу, а представитель Войсковой части возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Войсковая часть осуществляет охрану важных государственных объектов, в частности Предприятия.
Войсковая часть, ссылаясь на пункт 4 статьи 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", (далее - Закон N 226-ФЗ), несение затрат в размере 756 569 руб. 08 коп. за период с января по декабрь 2017 года на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) служебных жилых помещений военнослужащим, входящим в состав подразделения, обеспечивавшего охрану объектов ответчика, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат оставлению без изменения.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 27 Закона N 226-ФЗ организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций (пункт 1 части 1); при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда указанные организации обязаны предоставлять перечисленным лицам на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2); военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 названной статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3); в случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).
Из содержания названной статьи следует, что за счет организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии, обязаны компенсировать последним расходы на аренду жилых помещений, предоставленных военнослужащим, не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, связанной с охраной указанных организаций. При этом названным Законом не предусмотрено возложение на организации обязанности по компенсации аренды жилых помещений для нуждающихся в них военнослужащим национальной гвардии, непосредственно не задействованным в охране этих организаций. В противном случае на последних будут возложены необоснованные финансовые обременения.
Пунктами 2.1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (далее - Постановление N 909) сумма денежной компенсации в Москве и Санкт-Петербурге установлена в размере, не превышающем 15 000 руб. в месяц, а в случае если с указанными лицами проживают 3 и более членов семьи - 22 500 руб. в месяц.
Как установлено судами, Предприятие не обеспечивало военнослужащих (в количестве 23-х) Войсковой части и членов их семей, не имеющих жилого помещения в Санкт-Петербурге, служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в его хозяйственном ведении. В связи с этим указанные военнослужащие осуществляли наем (поднаем) жилых помещений, а Войсковая часть компенсировала им их расходы в размере, установленном Постановлением N 909.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе выписки из приказов командира Войсковой части, платежные поручения, расчетно-платежные ведомости кредитной организации, договоры найма (поднайма), и установив, что военнослужащие, которым выплачивалась компенсация за наем жилых помещений, снимали жилье в Санкт-Петербурге, пришел к обоснованному выводу о том, что Предприятие обязано возместить Войсковой части ее расходы, связанные с выплатой военнослужащим, осуществлявших охрану его объектов, и членам их семей, названной компенсации расходов, размер которой рассчитан с учетом пункта 2.1 Постановления N 909.
Довод о том, что одни и те же военнослужащие осуществляли охрану как объектов Предприятия, так и Ленинградской атомной станции, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и отклонен со ссылкой на отсутствие соответствующих доказательств, в том числе того, что этим военнослужащим за спорный период выплачивалась компенсация за счет средств акционерного общества "Концерн Росэнергоатом". При этом ссылка подателя жалобы на решение суда по делу N А40-158707/2018 в подтверждение данного довода носит предположительный характер.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно требование Войсковой части удовлетворил.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а лишь выражают несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а также заявлялись суду апелляционной инстанции и были обоснованно им отклонены.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 по делу N А56-30761/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.