09 сентября 2019 г. |
Дело N А44-7457/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области Ларионовой Т.В. (доверенность от 15.03.2019),
рассмотрев 09.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 11.02.2019 (судья Куропова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А44-7457/2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель Киселева Татьяна Ильинична, ОГРНИП 316532100062719, ИНН 532001354048 (далее - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области, место нахождения: 174403, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Гоголя, д. 113, ОГРН 1045300910005, ИНН 5320015848 (далее - Инспекция), о признании незаконным и отмене требования от 06.07.2018 N 7441 об уплате недоимки по страховым взносам за 2017 год в размере 126 631 руб. 31 коп. и возложении на Инспекцию обязанности возвратить 126 631 руб. 31 коп. списанных взносов на обязательное пенсионное страхование, а также 91 руб. 81 коп. пеней, начисленных на указанную сумму.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, место нахождения: 173002, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 17, корп. 1, ОГРН 1045300659986, ИНН 5321100630 (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 11.02.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019, признано незаконным требование Инспекции N 7441 об уплате недоимки по страховым взносам за 2017 год в размере 126 631 руб. 31 коп. и на Инспекцию возложена обязанность возвратить Предпринимателю из соответствующего бюджета 126 631 руб. 31 коп. списанных взносов на обязательное пенсионное страхование, а также 91 руб. 81 коп. пеней, начисленных на указанную сумму.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым отказать Предпринимателю в удовлетворении требований.
Податель жалобы считает несостоятельной ссылку судов на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П. Как указывает Инспекция, данное постановление касается только плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), что нашло свое отражение в редакции подпункта 1 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) об определении величины дохода для целей уплаты страховых взносов индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, вступившее в силу с 01.01.2017. Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая специальные правила исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в зависимости от применяемого налогового режима, принимал во внимание существенное различие между общим и упрощенным режимом налогообложения. Следовательно, порядок определения доходов в целях уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), и индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, не тождественен, так как Налоговый кодекс Российской Федерации прямо указывает индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, на необходимость определения доходов только в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Помимо изложенного, согласно письму Министерства финансов России от 12.01.2018 N 03-15-07/8369, вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Норм, распространяющих данный подход на иных налогоплательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит. Верховным Судом Российской Федерации решением от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-271 отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим письма Министерства финансов России от 12.01.2018 N 03-15-07/8369.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Предприниматель применяет УСН, объект налогообложения - "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Инспекцией в адрес Предпринимателя направлено требование от 06.07.2018 N 7441 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме 126 631 руб.
31 коп. и пеней в сумме 91 руб. 81 коп. со сроком уплаты до 01.08.2018
Решением Управления от 30.07.2018 N 5-11/08611@ Предпринимателю отказано в удовлетворении жалобы в отношении требования Инспекции от 06.07.2018 N 7441.
Полагая, что требованием Инспекции от 06.07.2018 N 7441 нарушены его права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Кассационная инстанция считает, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали следующее.
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), с 01.01.2017 регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ Предприниматель является плательщиком страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 данного Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
На основании пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса (подпункт 3); для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 настоящего Кодекса (подпункт 4); для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются (подпункт 6).
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
На основании пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 названной статьи суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Как установлено судами на основании материалов дела, в спорный период Предприниматель являлся плательщиком УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Согласно представленной Предпринимателем декларации по УСН за 2017 год доход составил 14 441 506 руб., сумма произведенных расходов - 13 445 796 руб.
Предпринимателем самостоятельно исчислены страховые взносы (исходя из полученного дохода за минусом расходов) и произведены платежи на общую сумму 13 636 руб. 25 коп. за 2017 год.
Вместе с тем Инспекция с учетом положений подпункта 6 пункта 9 статьи 430 НК РФ произвела начисление страховых взносов в размере 141 415 руб.
06 коп. ((14 441 506 руб. - 300 000 руб.) х 1%). По данным Инспекции страховые взносы составили 141 415 руб. 06 коп., с учетом уплаченной суммы в размере 13 636 руб. 25 коп. и переплаты в сумме 1147 руб. 50 коп. недоимка по страховым взносам установлена в размере 126 631 руб. 31 коп. и на недоимку начислены пени в сумме 91 руб. 81 коп. за период с 02.07.2018 по 05.07.2018.
Поскольку Предпринимателем требование Инспекции от 06.07.2018 N 7441 исполнено не было, Инспекцией было принято решение о взыскании недоимки за счет денежных средств, находящихся на счете Предпринимателя, и на основании инкассовых поручений от 08.08.2018 N 13013 и 13014 страховые взносы в сумме 126 631 руб. 31 коп. и пени в сумме 91 руб. 81 коп. списаны со счета Предпринимателя.
Признавая требование Инспекции от 06.07.2018 N 7441 неправомерным, суды правомерно руководствовались следующим.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П (далее - Постановление N 27-П) разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Указанные разъяснения даны в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного 12.07.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937 по делу N А27-5253/2016 отражено, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Аналогичное толкование правовых норм содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2017 N 304-ЭС17-1872 по делу N А27-24987/2015, от 22.11.2017 N 303-КГ-8359 по делу N А51-8964/2016.
Вместе с тем, сумма страховых взносов исчислена Инспекцией с общей суммы дохода Предпринимателя без учета произведенных расходов, что противоречит изложенной выше позиции. Следовательно, доначисление страховых взносов и пеней является неправомерным.
Ссылка Инспекции на правовую позицию, отраженную в письме Министерства финансов России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, и поддержанную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, исследована судами и правомерно отклонена.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали требование Инспекции от 06.07.2018 N 7441 неправомерным и в связи с его признанием таковым, правомерно обязали Инспекцию устранить допущенные нарушения прав Предпринимателя путем возврата списанных сумм в установленном законом порядке.
Доводы кассационной жалобы Управления повторяют его позицию по делу, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права. Доводы кассационной жалобы были оценены судебными инстанциями и обоснованно ими отклонены.
Фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 11.02.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 по делу N А44-7457/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.