09 сентября 2019 г. |
Дело N А13-2396/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Ивашевской С.О. (доверенность от 30.01.2017 N04-27/159),
рассмотрев 09.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.03.2019 (судья Савенкова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 (судьи Мурахина Н.В., Болдырева Е.Н., Докшина А.Ю.) по делу N А13-2396/2019,
установил:
Индивидуальный предприниматель Новасардян Генрик Грайрович, ОГРНИП 316352500109122 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области, место нахождения: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Строителей, д. 4, корп. Б, ОГРН 1043500289898, ИНН 3528014818 (далее - Инспекция), от 17.09.2018 N 4822 об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), а также об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возврате 114 158 руб. 40 коп. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21.03.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение от 21.03.2019 и постановление от 06.06.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать.
Податель жалобы считает, что суды неправомерно применили к рассматриваемым правоотношениям разъяснения, данные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, поскольку предметом его проверки положения статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не являлись. По мнению Инспекции, ею правомерно исчислены страховые взносы за 2017 год, исходя из величины дохода, размером которого является сумма фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период. Также податель жалобы полагает ошибочным неприменение судами позиции, приведенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N АПЛ18-350, необоснованным учет правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937, от 22.11.2017 N 303-КГ17-8359, от 03.08.2017 N 304-ЭС17-1872.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприниматель о дате и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2017 году Предприниматель применял упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом обложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В налоговой декларации по единому налогу УСН за 2017 год Предпринимателем отражен полученный доход за налоговый период в сумме 77 955 107 руб., произведенные расходы в сумме 72 690 911 руб.
Предприниматель самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ исчислил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год исходя из полученного годового дохода за минусом расходов. Платежи, в том числе 23 400 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год и 49 641 руб. 96 коп. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с дохода свыше 300 000 руб. за 2017 год, перечислены Предпринимателем.
Налоговый орган произвел перерасчет страховых взносов Предпринимателя за 2017 год, в соответствии с которым размер подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов составил 187 200 руб.
Как полагает налоговый орган, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период, расходы, предусмотренные статьей 346.16 НК РФ, в этих случаях не учитываются. При расчете Инспекция исходила из того, что сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение 8-кратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ. Таким образом, с учетом произведенных Предпринимателем платежей у него образовалась недоимка по страховым взносам в сумме 114 158 руб. 04 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления Инспекцией в адрес заявителя требования от 11.07.2018 N 23022 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 114 158 руб. 04 коп. и пеней в сумме 248 руб. 29 коп. с предложением уплатить указанные суммы в срок до 01.08.2018.
В связи с неисполнением Предпринимателем требования в установленный срок налоговый орган 08.08.2018 в порядке статьи 46 НК РФ принял решение N 33161 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банках. На основании данного решения Инспекцией выставлены в банк инкассовые поручения, указанные в требовании суммы страховых взносов и пеней списаны банком 13.08.2018, 14.08.2018.
В порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, Предприниматель обратился в Инспекцию с заявлением от 04.09.2018 N 1 о возврате 114 158 руб. 04 коп. страховых взносов.
Решением от 17.09.2018 N 4822 налоговый орган отказал в осуществлении возврата страховых взносов, указав на отсутствие в карточке расчетов с бюджетом переплаты.
Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области решением от 21.11.2018 N 07-09/17143@ оставило без удовлетворения жалобу Предпринимателя на решение налогового органа.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в период до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а с 01.01.2017 регулируются положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Навасардян Г.Г., как индивидуальный предприниматель, не производящий выплату вознаграждений физическим лицам, относится к категории лиц указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, и обязан уплачивать страховые взносы в фиксированном размере за себя.
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2017 году) плательщики, указанные в подпункте пункта 1 статьи 419 НК РФ, в случае если величина их дохода за расчетный период превышает 300 000 руб. уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ, плюс 1,0% от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы (в данном случае на 01.01.2017), увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ (в рассматриваемой ситуации 187 200 руб.).
В соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 данной статьи доход для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 210 НК РФ, а для плательщиков, применяющих УСН, - в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что при решении вопроса о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Данный вывод сделан Конституционным Судом Российской Федерации из взаимосвязанного толкования положений пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, и статьи 227 НК РФ. При этом Конституционный суд Российской Федерации указал, что аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу 01.01.2017, причем пункт 9 статьи 430 НК РФ предписывает учитывать доход именно в соответствии со статьей 210 НК РФ, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Рассматриваемый по настоящему делу спор касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, поименованным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК, применяющим УСН и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 этой статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Утверждение налогового органа о том, что положениями главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц, норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, данная глава не содержит, обоснованно отклонено судом апелляционной инстанции.
Принимая во внимание позицию, высказанную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937, от 03.08.2017 N 304-ЭС17-1872, суды правомерно указали, что база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию зависит от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагает при определении его размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Данный вывод Конституционный суд Российской Федерации сделал в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П для особой категории плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают страховые взносы в фиксированном размере. Таким образом, при исчислении взносов индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, также должны определять доходы за минусом документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Аргументы налогового органа о неприменимости Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П в отношении плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, а также ссылки на то, что законодатель, устанавливая в главе 34 Налогового кодекса Российской Федерации принципы обложения страховыми взносами, не ввел для плательщиков единого налога по УСН предписания об исчислении в целях применения пункта 1 статьи 419 НК РФ доходов с учетом расходов, предусмотренных статьи 346.16 НК РФ, обоснованно отклонены судами по мотивам, оснований не согласиться с которыми у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, следует признать, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявление Предпринимателя.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Инспекции не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу N А13-2396/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.