10 сентября 2019 г. |
Дело N А21-8996/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Асмыковича А.В., Васильевой Н.В.,
при участии от частной компании с ограниченной ответственностью "Т.Э.Л.С. Трансюропиэн Лоджистик Сервисез Лимитед" (T.E.L.S Transeuropean Logistic Services Ltd.) Кочеткова А.В. (доверенность от 11.09.2018), от общества с ограниченной ответственностью "Сфера-777" Калинина В.В. (доверенность от 06.08.2019),
рассмотрев 03.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу частной компании с ограниченной ответственностью "Т.Э.Л.С. Трансюропиэн Лоджистик Сервисез Лимитед" (T.E.L.S Transeuropean Logistic Services Ltd.) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2019 (судья Маркова Л.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 (судьи Будылева М.В., Загараева Л.П., Згурская М.Л.) по делу N А21-8996/2018,
установил:
Частная компания с ограниченной ответственностью "T.E.L.S Transeuropean Logistic Services Ltd." (Т.Э.Л.С. Трансюропиэн Лоджистик Сервисез Лимитед), место нахождения: United Kingdom, London NW3 6NG, Hampstead, 11 Rosemont road, suite 4, регистрационный номер 04303303 (далее - Компания), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера-777", место нахождения: 236039, Калининград, ул. А. Суворова, д. 45, лит. IV лит. А, оф. 5, ОГРН 1023901653665, ИНН 3907027320 (далее - Общество), о взыскании 11 570,11 евро и 75 502,63 руб. в возмещение ущерба, причиненного при перевозке груза по договору на оказание транспортных услуг при перевозках грузов в международном автомобильном сообщении от 24.09.2013 N UK1658 (далее - Договор).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены страховое общество с ограниченной ответственностью "БЕЛКООПСТРАХ", УНП 100706519, и закрытое акционерное общество "Д-р Оеткер", место нахождения: 125190, Москва, ул. Усиевича, д. 20, корп. 1, ОГРН 1027700590510, ИНН 7703038875.
Решением суда первой инстанции от 08.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.05.2019, в иске отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты, принять новый - об удовлетворении иска.
По мнению подателя кассационной жалобы, материалами дела подтверждено нарушение температурного режима во время транспортировки груза; выводы судов о недоказанности факта порчи груза, причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими у истца убытками, вине ответчика безосновательны.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, Компания (заказчик) и Общество (исполнитель) 24.09.2013 заключили Договор, предметом которого является порядок взаимоотношений заказчика и исполнителя при планировании, осуществлении и оплате транспортных услуг при перевозках грузов в международном автомобильном сообщении, оказании содействия в СМR страховании перевозчика.
В силу пункта 6.1 Договора ответственность заказчика и исполнителя определяется условиями Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в Женеве 19.05.1956.
Согласно пункту 6.7 Договора исполнитель несет ответственность за выполнение условий транспортного заказа с возмещением всех убытков или штрафов, возникших или предъявленных в результате его действий или упущений.
Во исполнение Договора и транспортного заказа от 07.11.2017 N В071711054 Общество по CMR-накладной от 09.11.2017 N 20171109 осуществило перевозку груза (пиццы глубокой заморозки "PIZZA Guseppe" торговой марки "Dr.Oetker") по маршруту LEBCZ, Poland - Московская область, г. Котельники, Россия на автомашине регистрационный знак Р 455 КА 39 с полуприцепом регистрационный знак АЕ 6185 39 под управлением водителя Лузова Н.Н.
Грузоотправителем по данной перевозке являлась компания Dr.Oetker Sp. Z.o.o. (Польша), грузополучателем - ЗАО "Д-р Оеткер" (Россия).
Перевозка груза осуществлялась в рамках исполнения обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ТЕЛС Логистик" (экспедитором) обязательств перед ЗАО "Д-р Оеткер" (клиентом) по договору транспортной экспедиции от 08.10.2014 N TLC579, а также Компанией (исполнителем) перед ООО "ТЕЛС Логистик" (экспедитором) по договору от 25.07.2011 N TL 001.
В направленной ООО "ТЕЛС Логистик" претензии от 20.12.2017 ЗАО "Д-р Оеткер", указав на нарушение в процессе перевозки температурного режима, повлекшее порчу груза, потребовало возместить ущерб.
В направленной Компании претензии от 15.03.2018 ООО "ТЕЛС Логистик" потребовало возместить причиненный ЗАО "Д-р Оеткер" в процессе перевозки ущерб.
Платежными поручениями от 19.03.2018 ООО "ТЕЛС Логистик" перечислило на счет ЗАО "Д-р Оеткер" 819 278,33 руб. и 75 502,63 руб. в возмещение ущерба.
Платежными поручениями от 20.03.2018 N 42323, 42322 Компания в добровольном порядке перечислила на счет ООО "ТЕЛС Логистик" 11 570,11 евро и 75 502,63 руб. в возмещение ущерба.
В направленной Обществу претензии Компания потребовала возместить убытки.
Неисполнение Обществом указанного требования в добровольном порядке послужило поводом для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования необоснованными, отказал в иске.
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Кассационный суд, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки; общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (статья 785 ГК РФ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской федерации, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 ГК РФ).
Как установлено пунктами 1 и 2 статьи 796 ГК РФ, перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело; ущерб, причиненный при перевозке груза, в случае его утраты или недостачи возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза.
Аналогичные нормы, определяющие ответственность перевозчика за сохранность груза, закреплены в статье 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав).
По смыслу данных норм перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении обязательства по перевозке и может быть освобожден от нее лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Вина перевозчика презюмируется, основанием освобождения перевозчика от ответственности за утрату груза в силу пункта 1 статьи 796 ГК РФ могут быть лишь объективные критерии.
Согласно статье 38 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных названным Уставом.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Таким образом, требование о возмещении убытков может быть удовлетворено, только при доказанности размера убытков, а также в совокупности факта нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками.
В обоснование иска Компания указала на повлекшее порчу груза нарушение Обществом в процессе перевозки температурного режима, в подтверждение чего представила экспертное заключение сюрвейера ООО "ИПЦ Хорманн-М", акты замера температур, протоколы исследований.
Как установили суды, под погрузку автомобиль подан 09.11.2017; установленная по требованию грузоотправителя температура внутри рефрижератора -10 градусов; машина проверена и допущена к погрузке.
После погрузки 33 паллет произведен замер температуры между паллетами -18 градусов; температурный режим рефрижератора установлен на - 18 градусов; транспортное средство опечатано.
Транспортное средство прибыло к месту выгрузки 13.11.2017 с исправными пломбами, что сторонами не оспаривалось.
14.11.2017 грузополучателем вскрыт рефрижератор, произведен замер температуры в рефрижераторе -20,6, - 23,5 градуса, что отражено в экспертном заключении.
Согласно объяснительной водителя к разгрузке он был приглашен в 10.30; частичная (10 паллет) выгрузка была произведена в теплое помещение (+8), после чего приостановлена, товар в холодильную камеру не загружался; грузополучателем принято решение загрузить товар обратно и ждать приезда сюрвейера; вся процедура заняла более двух часов; после загрузки товара в рефрижератор водитель отъехал от рампы; при повторной разгрузке произведены замеры температуры в рефрижераторе при вскрытии установлено -20 градусов, после произведена выгрузка.
Согласно экспертному заключению N 20270098 агрегат холодильника находился в работоспособном состоянии, значение температуры воздуха внутри рефрижераторного фургона при вскрытии ворот не противоречило требованиям по температурному режиму (том дела 1, лист 30); визуальных признаков размораживания товара не выявлено (том дела 1, лист 37); повреждений, связанных с нарушением температурного режима, не выявлено (том дела 1, лист 39).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявляя о своей невиновности, Общество представило в материалы дела данные общества с ограниченной ответственностью "Автохолод-М" (официального дилера "Thermo King") по диагностике холодильной установки автомобиля Общества от 15.11.2017, а также о температуре на протяжении всего пути в течение 4 дней следования (том дела 2, листы 68-95, 116-117). Согласно этим данным внутри транспортного средства температурный режим поддерживался в точном соответствии с указаниями грузоотправителя.
Каких-либо данных, опровергающих выводы независимой организации, в установленном порядке истцом не представлено.
Исследовав и оценив в порядке статей 65, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание соблюдение Обществом температурных условий при подаче транспортного средства к погрузке, его опломбирование после погрузки и прибытие в пункт назначения на исправном транспортном средстве с исправными пломбами, суды пришли к выводу об отсутствии в деле доказательств, бесспорно свидетельствующих о нарушении температурного режима по вине ответчика, а также причинно-следственной связи между действиями Общества и возникшими у Компании убытками, в связи с чем правомерно отказали в иске.
Доводы Компании были предметом исследования судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом всестороннего рассмотрения в двух судебных инстанциях, где получили надлежащую правовую оценку. В данном случае указанные доводы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а по своей сути направлены на иную оценку имеющихся доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу N А21-8996/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Частной компании с ограниченной ответственностью "Т.Э.Л.С. Трансюропиэн Лоджистик Сервисез Лимитед" (T.E.L.S Transeuropean Logistic Services Ltd.) - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2019 г. N Ф07-10073/19 по делу N А21-8996/2018