09 сентября 2019 г. |
Дело N А56-102181/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Академия танца Бориса Эйфмана" Монаховой О.Б. (доверенность от 05.04.2019 N 23), от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга Рыжковой А.В. (доверенность от 25.04.2017 N 8),
рассмотрев 09.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2019 (судья Гуляев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А56-102181/2018,
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Академия танца Бориса Эйфмана", место нахождения: 197198, г. Санкт-Петербург, Большая Пушкарская ул., д. 14, лит. Б, ОГРН 1117847113009, ИНН 7813498113 (далее - Академия), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным отказа государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 37, лит. Б, ОГРН 1027806883202, ИНН 7813171527 (далее - Фонд), от 26.04.2018 N 03-47/7576 в подтверждении обоснованности включения сведений о специальном (льготном) стаже сотрудников, дающим право на льготное пенсионное обеспечение в предоставленной отчетности по установленным формам; о признании правомерным предоставления сведений о специальном (льготном) стаже сотрудников по формам РСВ-1 ПФР и СЗВ - стаж, в целях учета льготного пенсионного стажа; об обязании принять отчетность и корректировку отчетности по формам РСВ-1 ПФР за период с 01.04.2015 по 31.12.2016 и СЗВ - стаж за период с 01.01.2017 и по день фактического предоставления.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать.
Податель жалобы настаивает на том, что обязательным условием для учета в льготный стаж является наличие наименования должности и наименования учреждения в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", однако в настоящем случае Академия в данный список не входит. Фонд также обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что Академия реализует несколько общеобразовательных и дополнительных программ, в то время как смешивание нескольких видов деятельности исключает право на назначение досрочной пенсии сотрудникам такого учреждения.
В отзыве на кассационную жалобу Академия просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Академии возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что рассматривая вопрос о принятии сведений персонифицированного учета, поданных Академией в отношении застрахованных лиц по формам РСВ-1 ПФР за период с 01.04.2015 по 31.12.2016 и СЗВ-стаж за период с 01.01.2017 и по день фактического предоставления (отчетность и корректировки к ней), Фонд посчитал неправомерным включение в них льготы по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью сотрудникам Академии в целях досрочного назначения пенсии по старости.
Письмом от 26.04.2018 N 03-47/7576 Фонд отказал Академии в подтверждении обоснованности включения сведений о специальном (льготном) стаже сотрудников, дающим право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Закон N 173-ФЗ) и подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 400-ФЗ), отказав при этом в принятии отчетности и корректировке к ней по установленным формам.
Основанием для отказа во включении Академией сведений о специальном (льготном) стаже в формы направляемой отчетности послужил вывод Фонда о том, что исходя из представленных документов, в том числе устава и лицензий, Академия осуществляет смешанный вид деятельности. Кроме того, Фонд указал на то, что Академией не представлены лицензии на предусмотренные Уставом программы среднего профессионального образования, начального профессионального и начального общего образования, отсутствуют структурно выделенные подразделения, реализующие каждую из программ соответствующих его типу. По мнению Фонда, если согласно Уставу учреждения, основной его деятельностью является деятельность не только по реализации образовательных программ по подготовке квалифицированных рабочих (служащих) (программа начального профессионального образования), но и образовательных программам профессионального обучения, то такие учреждения осуществляют смешанный вид деятельности.
Таким образом, Фонд посчитал, что Академия, как образовательное учреждение (техникум), не соответствует требованиям, установленным пунктом 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ и не может быть рассмотрена в качестве учреждения, предусмотренного списком.
Фонд считает, что в данном случае с учетом пункта 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, для учреждения, осуществляющего смешанный вид деятельности, в стаж педагогической работы засчитываются работы в должностях, указанных в Списке, в определенных структурных подразделениях (техникум, лицей, общеобразовательные школы всех наименований и др.). Ввиду отсутствия таких структурных подразделений в Академии, его работники не могут воспользоваться правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Полагая отказ Фонда неправомерным, Академия обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал требования Академии обоснованными, в связи с чем удовлетворил заявление.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) называет Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Перечень сведений, которые страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) установлен законодателем в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Статья 16 Закона N 27-ФЗ обязывает органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Трудовая пенсия по старости, назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона. N 173-ФЗ).
Пунктом 19 статьи 30 Закона N 400-ФЗ сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии за лицами, не менее 25 лет осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии определяется на основании списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ.
Пунктом 1.10 списка должностей и учреждений установлено, что к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникумы всех наименований, в том числе техникум-интернат и техникум-предприятие; училища всех наименований, в том числе училище-интернат; колледжи всех наименований, в том числе колледж-интернат и др.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судами установлено, что Академия создана в 2012 году на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.01.2011 N 76 "О создании Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования техникума "Академия танца Бориса Эйфмана" (далее - Постановление N 76).
Как следует из пункта 1 указанного постановления Академия создана в качестве государственного среднего профессионального образовательного учреждения техникум.
Пункт 2.1 постановления N 76 указывает целью деятельности учреждения организацию предоставления среднего профессионального образования в области хореографического искусства и театральных технологий.
Пункт 2.2 постановления N 76 предусматривает, что предметом деятельности учреждения являются, в том числе, реализация образовательных программ среднего профессионального образования в области хореографического искусства, а также в области театральных технологий; начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).
Судами учтено, что на момент создания Академии действовал Закон "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1, в соответствии с частью 1 статьи 12 которого образовательным называлось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Изучив представленный в материалы дела устав Академии суды отметили, что по своему содержанию данный документ полностью соответствует требованиям статьи 13 указанного закона и содержит соответствующие постановлению N 76 цели и предмет деятельности.
Позднее, на основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 31.10.2013 N 1772-рз в устав Академии внесены изменения, связанные с переименованием.
Также на основании распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2015 N 2808-р в устав Академии внесены изменения, в соответствии с которыми, основной целью ее деятельности названы организация предоставления начального общего образования, обеспечивающего дополнительную углубленную подготовку по направлению "Хореографическое искусство", и среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки и специальностей "Искусство и культура" по специальности "Искусство балета".
Академии была выдана лицензия от 09.04.2014 N 0895 на осуществление образовательной деятельности по программам: начального общего образования, среднего профессионального образования (направление подготовки "Искусство балета") и дополнительного образования.
Судами также отмечено, что в соответствии с постановлением N 76 и уставом Академия обеспечивает интернатное содержание и воспитание обучающихся в ней.
Изучив и проанализировав регламентирующие деятельность Академии документы, суды заключили, что изменение наименования учреждения, реализация в учреждении дополнительных образовательных программ, не повлекла изменения его образовательного профиля, а обязанности, выполняемые сотрудниками Академии, остались неизменными и связаны с осуществлением педагогической деятельности.
С учетом указанного следует признать правильным вывод судов о том, что как на момент ее создания Академия, как образовательная организация, соответствовала условиям пункта 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, так и после внесения изменений в ее устав, также соответствует условиям указанной нормы. При этом в настоящий момент наименование типа учреждения, соответствует ранее существующему - учреждение среднего профессионального образования.
Ссылки Фонда на реализацию Академией образовательных программ смешанного типа правомерно не признаны судами основанием для отказа в назначении досрочной пенсии по старости.
Указание Фонда на то, что если учреждение имеет различный вид деятельности, то право на досрочную пенсию у работников такого учреждения возникает, если в нем структурно выделены подразделения, также было исследовано судебными инстанциями и отклонено, поскольку право на льготное пенсионное обеспечение лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, по смыслу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ связано именно с характером осуществляемой с детьми педагогической деятельности, с нагрузками, то есть деятельностью по преподаванию детям, что не зависит от вида и формы образовательного учреждения.
Судами правомерно отмечено, что действующим законодательством не запрещено осуществление образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования как специально созданным для этого образовательным учреждением (школа искусств и др.), так и учреждением, созданным для реализации программ среднего профессионального образования.
Доводы Фонда о том, что такое учреждение, как Академия (слово значится в наименовании учреждения) в списке отсутствует, судами правомерно не приняты во внимание, так как вид деятельности образовательного учреждения устанавливается не в наименовании, а в уставе.
Более того, пункт 1.10 списка прямо указывает на то, что в список учреждений входят также образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), в том числе, техникумы всех наименований.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования Академии.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана правовая оценка согласно статьи 71 названного Кодекса.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 по делу N А56-102181/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.