Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2019 г. N Ф07-9202/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А56-102181/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Царевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): Монахова О.Б. по доверенности от 05.04.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4746/2019) УПФР в Петроградском районе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2019 по делу N А56-102181/2018 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Академия танца Бориса Эйфмана"
к УПФР в Петроградском районе
о признании недействительным письма
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Академия танца Бориса Эйфмана", место нахождения: 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 14, лит. Б, ОГРН 1117847113009 (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным отказа Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление ПФР) от 26.04.2018 N 03-47/7576 в подтверждении обоснованности включения сведений о специальном (льготном) стаже сотрудников, дающим право на льготное пенсионное обеспечение в предоставленной отчетности по установленным формам; о признании правомерным предоставления сведений о специальном (льготном) стаже сотрудников по формам РСВ-1 ПФР и СЗВ - стаж, в целях учета льготного пенсионного стажа; об обязании принять отчетность и корректировку отчетности по формам РСВ-1 ПФР за период с 01.04.2015 по 31.12.2016 и СЗВ - стаж за период с 01.01.2017 и по день фактического предоставления.
Решением суда от 15.02.2019 заявление Учреждения удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление ПФР, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, необходимым условием для учета в льготный стаж является наличие наименования должности и наименования учреждения в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В данном случае Академии не предусматриваются списком. Кроме того, Учреждение реализует несколько общеобразовательных и дополнительных программ, в то время как смешивание нескольких видов деятельности исключает право на назначение досрочной пенсии сотрудникам такого учреждения.
Управление ПФР, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствии.
Представитель Учреждения доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление ПФР, рассмотрев вопрос о принятии сведений персонифицированного учета, поданных Учреждением в отношении застрахованных лиц по формам РСВ-1 ПФР за период с 01.04.2015 по 31.12.2016 и СЗВ-стаж за период с 01.01.2017 и по день фактического предоставления (отчетность и корректировки к ней), посчитало неправомерным включение в них льготы по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью сотрудникам Академии в целях досрочного назначения пенсии по старости, и письмом от 26.04.2018 N 03-47/7576 отказало Учреждению в подтверждении обоснованности включения сведений о специальном (льготном) стаже сотрудников, дающим право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Закон N 173-ФЗ) и подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 400-Ф), отказав при этом в принятии отчетности и корректировке к ней по установленным формам.
Основанием для отказа во включении Учреждением сведений о специальном (льготном) стаже в формы направляемой отчетности послужило то обстоятельство, что, исходя из представленных документов, в том числе устава и лицензий, Академия осуществляет смешанный вид деятельности, не представлены лицензии на предусмотренные Уставом программы среднего профессионального образования, начального профессионального и начального общего образования, отсутствуют структурно выделенные подразделения, реализующие каждую из программ соответствующих его типу. Управление полагает, что если согласно Уставу учреждения, основной его деятельностью является деятельность не только по реализации образовательных программ по подготовке квалифицированных рабочих (служащих) (программа начального профессионального образования), но и образовательных программам профессионального обучения, то такие учреждения осуществляют смешанный вид деятельности. В связи с чем, по мнению Управления ПФР, Академия, как образовательное учреждение (техникум), не соответствует требованиям, установленным пунктом 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, и не может быть рассмотрена в качестве учреждения, предусмотренного Списком.
В этом случае, по мнению Управления, со ссылками на пункт 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", для учреждения, осуществляющего смешанный вид деятельности, в стаж педагогической работы засчитываются работы в должностях, указанных в Списке, в определенных структурных подразделениях (техникум, лицей, общеобразовательные школы всех наименований и др.). Ввиду отсутствия таких структурных подразделений в Учреждении, его работники не могут воспользоваться правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Считая данный отказ Управления ПФР недействительным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признав требования Учреждения обоснованными, суд первой инстанции удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Учреждения, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ене удовлетворения.
В силу статьи 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлен перечень сведений, которые страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 (далее - Закон РФ N 173-ФЗ, действующий до 01.01.2015) трудовая пенсия по старости, назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 19 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии за лицами, не менее 25 лет осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии определяется на основании Списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 1.10 Списка должностей и учреждений установлено, что к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникумы всех наименований, в том числе техникум-интернат и техникум-предприятие; училища всех наименований, в том числе училище-интернат; колледжи всех наименований, в том числе колледж-интернат и др.
Как установлено судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств, Учреждение было создано в 2012 году на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.01.2011 N 76 "О создании Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования техникума "Академия танца Бориса Эйфмана" (далее - Постановление N 76).
В соответствии с пунктом 1 указанного постановления "Академия танца Бориса Эйфмана" создана в качестве государственного среднего профессионального образовательного учреждения техникум.
Целью деятельности учреждения является организация предоставления среднего профессионального образования в области хореографического искусства и театральных технологий (пункт 2.1 Постановления).
Предметом деятельности учреждения являются, в том числе, реализация образовательных программ среднего профессионального образования в области хореографического искусства, а также в области театральных технологий; начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) (пункт 2.2 Постановления).
На момент создания Учреждения действовал Закон "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1, в соответствии с частью 1 статьи 12 которого образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Зарегистрированный в установленном порядке Устав Академии по содержанию полностью соответствует требованиям статьи 13 Закона об образовании и содержит соответствующие Постановлению N 76 цели и предмет деятельности.
В дальнейшем на основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Правительства СПб от 31.10.2013 N 1772-рз в Устав Учреждения внесены изменения, в соответствии с которыми Учреждение переименовано в Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Академия танца Бориса Эйфмана".
На основании распоряжения Комитета по образованию Правительства СПб от 08.06.2015 N 2808-р в Устав Учреждения внесены изменения, в соответствии с которыми, основной целью деятельности Учреждения является организация предоставления начального общего образования, обеспечивающего дополнительную углубленную подготовку по направлению "Хореографическое искусство", и среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки и специальностей "Искусство и культура" по специальности "Искусство балета" (п. 2.1.1 Устава).
Учреждению была выдана уполномоченным территориальным органом в порядке, определенном действующим законодательством, лицензия N 0895 от 09.04.2014 на осуществление образовательной деятельности по программам: начального общего образования, среднего профессионального образования (направление подготовки "Искусство балета") и дополнительного образования.
Кроме того, в соответствии с Постановлением N 76 и Уставом Учреждение обеспечивает интернатное содержание и воспитание обучающихся в Академии.
Анализ документов, регламентирующих деятельность учреждения, позволяет прийти к выводу о том, что изменение наименования Учреждения, реализация в учреждении дополнительных образовательных программ, не повлекла изменения его образовательного профиля, а обязанности, выполняемые сотрудниками Учреждения, остались неизменными и связаны с осуществлением педагогической деятельности.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, как на момент создания Учреждение, как образовательная организация, соответствовало условиям пункта 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка, так и после внесения изменений в его Устав, также соответствует условиям указанной нормы. При этом наименование типа учреждения - СПб ГПБОУ "Академия танца Бориса Эйфмана", соответствует ранее существующему - учреждение среднего профессионального образования.
При этом вопреки доводам подателя жалобы, реализация образовательным учреждением образовательных программ смешанного типа, не является основанием для отказа в назначении досрочной пенсии по старости.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку Учреждение имеет различный вид деятельности, то право на досрочную пенсию у работников такого учреждения возникает, если в учреждении структурно выделены подразделения, указанные в пункте 13 Правил, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Апелляционный суд считает, что такая позиция не может быть признана обоснованной, поскольку право на льготное пенсионное обеспечение лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, по смыслу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" связано именно с характером осуществляемой с детьми педагогической деятельности, с нагрузками, то есть деятельность по преподаванию детям, что не зависит от вида и формы образовательного учреждения.
Законодательством не запрещено осуществление образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования как специально созданным для этого образовательным учреждением (школа искусств и др.), так и учреждением, созданным для реализации программ среднего профессионального образования.
На основании вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований утверждать, что лица, осуществляющие деятельность, направленную на обучение детей в Учреждении в установленном порядке (образование детей предусмотрено уставом учреждение), не имеют права на льготное пенсионное обеспечение по сравнению с лицами, осуществляющими такую же деятельность только в учреждениях другого вида. Законодатель при соблюдении иных условий связывает назначение льготной трудовой пенсии именно с фактом осуществления лицами педагогической деятельности, направленной на образование детей.
Доводы Управления ПФР о том, что такое учреждение, как Академия (слово значится в наименовании Учреждения) в Списке отсутствует, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку вид деятельности образовательного учреждения устанавливается не в наименовании, а в Уставе. Кроме этого, сам пункт 1.10 Списка указывает на то, что в список учреждений входят также образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), в том числе, техникумы всех наименований.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, оценив и сопоставив все собранные в рамках настоящего дела доказательства, обоснованно пришел к выводу о неправомерном отказе Управления ПФР в подтверждении обоснованности включения сведений о специальном (льготном) стаже сотрудников, дающим право на льготное пенсионное обеспечение в предоставленной отчетности по установленным формам, в связи с чем, признал правомерным предоставление Учреждением сведений о специальном (льготном) стаже сотрудников по формам РСВ-1 Пенсионного фонда России и СЗВ-стаж в целях учета льготного пенсионного стажа, и обязал УПФР принять отчетность и корректировку отчетности по формам РСВ-1 ПФР за период с 01.04.2015 по 31.12.2016 и СЗВ-стаж за период с 01.01.2017 и по день фактического предоставления.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2019 по делу N А56-102181/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.