11 июля 2019 г. |
Дело N А42-8063/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Комитета градостроительства и территориального развития Администрации города Мурманска Светличной В.Н. (доверенность от 28.05.2019 N 17),
рассмотрев 10.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета градостроительства и территориального развития Администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.11.2018 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Толкунов В.М.) по делу N А42-8063/2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель Мазур Татьяна Васильевна, ОГРНИП 313519014300020, (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании предписания Комитета градостроительства и территориального развития Администрации города Мурманска, место нахождения: 183012, г. Мурманск, пр. Ленина, 77, ОГРН 1105190000871, ИНН 5190913076 (далее - Комитет) от 07.08.2018 N 177/18-П, согласно которому предприниматель обязана демонтировать рекламную конструкцию и восстановить элементы благоустройства в месте демонтажа.
Решением суда от 13.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.03.2019, оспариваемое предписание признано недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ). Суд в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязал Комитет устранить нарушения прав и законных интересов предпринимателя Мазур Т.В.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства дела и нарушение судебными инстанциями норм материального права. По мнению Комитета, суды ошибочно распространили требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) на Комитет и иные органы местного самоуправления (ОМСУ) по исполнению ими полномочий, установленных Законом о рекламе; неверно применили понятия рекламы и наружной рекламы, а также порядок взаимодействия надзорного органа - Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС) и Комитета при выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции. Кроме того, Комитет, указывает на необходимость привлечения к делу в качестве третьего лица территориальный орган ФАС, чьи интересы и полномочия были затронуты оспариваемыми судебными актами.
Представители Предпринимателя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель Комитета доводы кассационной жалобы поддержал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 27.07.2018 Комитетом в ходе проведенного обследования придорожной территории в районе здания N 25 по Промышленной улице в городе Мурманске выявлен факт нарушения статьи 19 Закона о рекламе, выразившийся в установке и использовании в названном ориентире отдельно стоящей конструкции, освещаемой двумя софитами, с содержанием информационного поля "Деликат", Оптово-розничный магазин" и изображением фирменного логотипа данной торговой марки при отсутствии документов, подтверждающих разрешение на размещение указанной конструкции. Факт размещения названной конструкции зафиксирован Комитетом в фототаблице от 27.07.2018 (том дела I; лист 21 оборот.)
Придя к выводу, что выявленная конструкция используется Мазур Т.В. в своей предпринимательской деятельности представителя торговой марки "Деликат", является рекламной, не имеет разрешения органа местного самоуправления на ее установку, а потому должна быть демонтирована в срок до 13.09.2018 (с восстановлением элементом благоустройства в месте демонтажа), о чем Мазур Т.В. выдано предписание от 07.08.2018 N 177/18-П (том дела I; лист 21)
Не согласившись с предписанием Комитета, Мазур Т.В. обратилась в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела. Судами констатированы отсутствие правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания Предпринимателю.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из правовых понятий рекламы и рекламной конструкции (пункт 1 статьи 3, часть 1 статьи 19 Закона о рекламе), отметив следующее.
Частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 указанной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускается. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
При этом согласно части 21 статьи 19 Закона N 38-ФЗ владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15, пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района (городского округа), аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района (городского округа), осуществляется в соответствии с Законом N 38-ФЗ, относится к вопросам местного значения муниципального района (городского округа) и согласно статье 19 Закона о рекламе относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере рекламы.
Таким образом к полномочиям органов местного самоуправления относится выявление рекламных конструкций, установленных и/или эксплуатируемых без разрешения, срок действия которых не истек.
Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, утвержденного Решением Совета депутатов города Мурманска от 30.12.2009 N 14-187, Комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, созданным для осуществления полномочий администрации города Мурманска в сфере градостроительства и территориального развития муниципального образования город Мурманск, который (Комитет) на основании пункта 3.54 этого же Положения утверждает схему размещения рекламных конструкций на территории города Мурманска; выдает разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города Мурманска; аннулирует разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Мурманска; выдает предписания о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатирующихся без разрешения, срок действия которого не истек, в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
С учетом изложенных норм, требование Комитета о необходимости иметь разрешение на размещение рекламы на территории города Мурманска основано на законе, как и право выявлять рекламные конструкции, установленные и/или эксплуатируемые без разрешения, срок действия которых не истек, выдавать предписания в случаях нелегального размещения рекламы путем установки рекламной конструкции без соответствующего разрешения.
В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Закона N 38-ФЗ государственный надзор в сфере рекламы осуществляется без проведения плановых проверок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу нормативных положений Закона N 38-ФЗ под владельцем рекламной конструкции понимается ее фактический владелец; бремя демонтажа возлагается на лицо, установившее рекламную конструкцию, а при его отсутствии - на лицо, осуществляющее непосредственную эксплуатацию такой конструкции (пункты 20 и 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе").
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из отсутствия доказательств того, что именно Предприниматель является владельцем или лицом, эксплуатирующим спорную конструкцию, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о недоказанности Комитетом выдачи оспариваемого предписания надлежащему лицу, которое обязано демонтировать ее в силу закона.
При этом суды обратили внимание на то, что информационное поле спорной рекламы не содержит никаких идентифицирующих признаков, позволяющих соотнести рекламу с предпринимательской деятельностью Мазур Т.В. Более того, спорная конструкция установлена в 2008 году, тогда как Мазур Т.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя только 23.05.2013. Какие-либо документы, свидетельствующие об установке рекламной конструкции Мазур Т.В. либо в ее интересах, либо использование ею этой конструкции в своей деятельности, в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что у Комитета отсутствовали фактические основания для выдачи Предпринимателю оспариваемого предписания.
Доводы Комитета о необходимости привлечения к участию в деле ФАС в качестве третьего лица, судом округа отклоняются, как не имеющие под собой правового и процессуального обоснования. В рассматриваемом случае предметом оспаривания является предписание Комитета, документы в обоснование его принятия собраны и предоставлены также Комитетом, доказательства того, что арбитражный суд принял судебные акты о правах и об обязанностях антимонопольного органа отсутствуют.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы Комитета.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 по делу N А42-8063/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета градостроительства и территориального развития Администрации города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.