19 сентября 2019 г. |
Дело N А05-12820/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" Юдина А.Б. (доверенность от 11.01.2019),
рассмотрев 18.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.01.2019 (судья Кашина Е.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019 (судьи Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н., Холминов А.А.) по делу N А05-12820/2018,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз имени Ленина", место нахождения: 164210, Архангельская обл., Няндомский р-н, пос. Шалакуша, Заводская ул., д. 12, ОГРН 1022901415350, ИНН 2918001080 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды лесного участка от 19.07.2018 N 2206 (далее - договор аренды лесного участка), а именно о принятии пунктов 1.2 и 1.3 данного договора в редакции Кооператива.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.05.2019, разногласия, возникшие между Кооперативом и Министерством при заключении спорного договора по пунктам 1.2 и 1.3, урегулированы, данные пункты приняты в редакции ответчика.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.01.2019 и постановление от 13.05.2019 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций урегулировали спора исходя из неверного вывода о том, что Кооперативу передан в аренду лесной участок только с целью использования лесов для ведения сельского хозяйства без права на заготовку древесины. Кооператив полагает, что Министерство не опровергло надлежащими доказательствами то обстоятельство, что лесной участок может быть предоставлен для его одновременного многоцелевого использования арендатором, в том числе в целях заготовки древесины, при условии, что на данном участке уже располагаются принадлежащие Кооперативу на праве собственности производственные здания. Истец считает, что предоставление лесного участка только для целей сельского хозяйства и выпаса скота не отвечает требованиям рационального и многоцелевого использования лесов.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы кассационной жалобы.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с государственным актом на право пользования землей от 28.04.1978 Кооперативу была предоставлена в бессрочное и бесплатное пользование земля для сельскохозяйственного использования площадью 19 250 гектаров.
На основании постановления от 14.12.1995 N 1382 муниципальное образование "Няндомский район" заключило с Кооперативом договор аренды данного земельного участка.
В последующем постановлением главы муниципального образования "Няндомский район" от 31.01.1997 N 173/2 договор аренды земельного участка расторгнут, земельный участок площадью 17 110 гектаров предоставлен Кооперативу в бессрочное пользование. Сведения об этом земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, ему присвоен кадастровый номер 29:12:000000:40, участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Между Кооперативом и Няндомским сельским лесхозом 22.12.1999 заключен договор безвозмездного пользования указанным участком, который впоследствии, в порядке приведения указанного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, действующим с 01.01.2007, переоформлен в договор аренды лесного участка от 18.12.2007 N 155.
В постановлении от 17.09.2014 N 1302 Администрация муниципального образования "Няндомский муниципальный район" уточнила площадь земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 и определила ее в размере 158 692 717 кв. м.
Также указанным постановлением Администрации прекращено принадлежавшее Кооперативу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; спорный земельный участок предоставлен Кооперативу в аренду для сельскохозяйственного производства. При этом Комитету предписано заключить с Кооперативом договор аренды земельного участка, а Кооперативу - обеспечить государственную регистрацию права аренды на земельный участок в установленном порядке.
Во исполнение данного постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" и Кооперативом 17.09.2014 заключен договор аренды земельного участка N 145, согласно которому Кооперативу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 площадью 158 692 717 кв. м. для сельскохозяйственного производства.
Комитет 30.01.2015 обратился в Арбитражный суд Архангельской области с требованием о расторжении договора аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145 в рамках дела N А05-756/2015, ссылаясь на то, что Кооператив использует земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного производства, не по целевому назначению, а именно ведет на нем рубку леса.
Министерство в качестве третьего лица по делу N А05-756/2015 обратилось с самостоятельными требованиями и просило признать недействительным договор аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145, ссылаясь на то, что спорный земельный участок является участком лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением от 25.05.2015 по делу N А05-756/2015 Арбитражный суд Архангельской области признал недействительным договор аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145, а также обязал Кооператив вернуть земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 в собственность Российской Федерации.
При этом судом установлено, что на спорном участке расположены принадлежащие Кооперативу на праве собственности производственные здания и сооружения, в том числе кирпичный гараж, кирпичный зерносклад, корнеклубохранилище, кирпичные коровники, склад ГСМ, телятник, а также скважины водозаборные, дороги из железобетонных плит, электролиния, навес для хранения техники, силосные траншеи.
В 2016 году Кооператив неоднократно обращался к Министерству с заявлениями о предоставлении спорного лесного участка в долгосрочную аренду сроком до 49 лет.
Так Кооператив 09.08.2016 направил в адрес Министерства заявление на заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В письме от 14.09.2016 N 204-04/7073 Министерство отказало Кооперативу в предоставлении лесного участка в аренду.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2017 по делу N А05-12827/2016 такой отказ Министерства признан недействительным.
Со ссылкой на указанное решение суда Министерство 02.04.2018 направило в адрес Кооператива проект договора аренды лесного участка, передаваемого в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных).
Согласно проекту договора аренды лесного участка Кооперативу во временное владение и пользование предоставляется лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 15 869,3 га, СС местоположением: Архангельская область, Няндомское лесничество, Няндомский муниципальный район, Няндомское сельское участковое лесничество (участок колхоз им. Ленина), кварталы 1-64, кадастровый номер 29:12:000000:40; категория защищенности - защитные и эксплуатационные леса; вид разрешенного использовании - ведение сельского хозяйства (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 1.3 договора аренды лесного участка арендатору передается лесной участок с целью использования лесов для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных).
Указанный договор подписан Колхозом с протоколом разногласий.
Согласно протоколу разногласий Кооператив просил изложить пункты 1.2 и 1.3 договора в предложенной им редакции:
Пункт 1.2 Лесной участок, предоставляемый по настоящему договору, имеет следующие характеристики:
Площадь: 15869,3 га, местоположение: Архангельская область, Няндомский муниципальный район, Няндомское сельское участковое лесничество (участок колхоз им. Ленина), кварталы 1-10, 16-64, кадастровый номер 29:12:000000:40; категория защищенности - защитные и эксплуатационные леса; вид разрешенного использовании - заготовка древесины и ведение сельского хозяйства.
Пункт 1.3 Арендатору передается лесной участок с целью использования лесов для ведения сельского хозяйства и заготовки древесины. Ежегодный объем заготавливаемой древесины определить в размере, установленном проектом освоения лесов.
Поскольку стороны не пришли к согласию относительно редакции пунктов 1.2 и 1.3 договора аренды лесного участка, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции и поддержавший его суд апелляционной инстанции урегулировали разногласия сторон по договору, согласившись с редакцией спорных пунктов договора, предложенной Министерством, указав с согласия последнего номера кварталов в пункте 1.2 договора в редакции Кооператива.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В статье 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Судами на основании материалов дела установлено, что разногласия сторон возникли при согласовании вида разрешенного использовании лесного участка, целей его использования и номеров кварталов в пункте 1.2 договора аренды лесного участка.
Статьей 25 ЛК РФ установлены виды использования лесов, к которым относятся, в том числе, заготовка древесины, ведение сельского хозяйства. При этом леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 данной статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса.
Исходя из положений части 8 статьи 29 ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 38 ЛК РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
При этом частью 3 статьи 38 ЛК РФ установлено, что граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 74 ЛК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действующей на момент подачи заявки) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежал заключению по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 указанной статьи.
В силу пункта 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков без проведения торгов, предусмотренный частью 3 статьи 74 ЛК РФ, является исчерпывающим.
Аналогичные положения закреплены также в части 1 и пункте 4 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 данного Кодекса.
Идентичные положения содержатся и в пункте 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ
Исходя из приведенных правовых норм без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются только в случае заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 ЛК РФ); для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (статья 44 ЛК РФ); для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45 ЛК РФ); для переработки древесины и иных лесных ресурсов, то есть для предпринимательской деятельности, связанной с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со статьей 14 данного Кодекса (статья 46 ЛК РФ).
Как установлено судами, Кооператив при оформлении соответствующей заявки на заключение договора аренды лесного участка одновременно указал в качестве цели и вида его использования как заготовку древесины, так и ведение сельского хозяйства.
В обоснование данной цели и вида использования лесного участка Кооператив сослался на необходимость обеспечения сельскохозяйственного производства деловой древесиной, проведения культуротехнических работ для улучшения качественных характеристик сенокосов и пастбищ.
Между тем, как правильно отметили суды, указание в качестве цели - заготовки древесины для обеспечения сельскохозяйственного производства деловой древесиной, проведения культуротехнических работ для улучшения качественных характеристик сенокосов и пастбищ не отвечает требованиям пункта 3 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ и пункта 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ (в действующей в спорный период редакции).
В этой связи суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для заключения Министерством договора аренды лесного участка с Кооперативом без проведения торгов для целей заготовки древесины не имеется.
Судами принято во внимание, что согласно решению Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2017 по делу N А05-12827/2016 Кооператив признан обладающим правом на заключение договора аренды лесного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов только на основании пункта 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ, поскольку на таком лесном участке находятся здания и сооружения, принадлежащие ему на праве собственности.
В указанном решении суда не содержится выводов относительно обязанности Министерства заключить с Кооперативом договор аренды лесного участка без проведения торгов с целью заготовки древесины.
Отсутствие в действующем законодательстве определения такого вида разрешенного использования лесов как эксплуатация зданий и сооружений не означает, что Кооперативу, имеющему в собственности здания и сооружения на спорном лесном участке, может быть предоставлен в аренду такой участок без проведения торгов.
Поскольку при заключении договора аренды лесного участка между сторонами возник спор по виду и целям разрешенного использования лесного участка, на котором расположены производственные здания, строения и сооружения, принадлежащие Кооперативу и предназначенные исключительно для осуществления сельскохозяйственной деятельности (гараж кирпичный, зерносклад кирпичный, корнеклубохранилище, коровники кирпичные, склад ГСМ, телятник, а также скважины водозаборные, дороги из железобетонных плит, силосные траншеи), суды верно исходили из того, что без проведения торгов арендатор вправе претендовать на определение спорных условий такого договора только в целях ведения сельского хозяйства.
С учетом указанных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций обоснованно приняли пункты 1.2 и 1.3 договора аренды лесного участка в редакции Министерства, согласно которой Кооперативу передается лесной участок с целью использования лесов для ведения сельского хозяйства.
Доводы Кооператива, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы Кооператива.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.02.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по делу N А05-17205/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.