24 сентября 2019 г. |
Дело N А56-138215/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В.,
при участии от Капитана морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" Губаревой Е.А. (доверенность от 01.10.2018 N 7), от общества с ограниченной ответственностью "Блэксия Ферри и Инвестиции" Мазгалиной О.А. (доверенность от 21.09.2018 N 235), Задорнова А.В. (доверенность от 11.09.2019 N 259),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Капитана морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2018 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Юрков И.В.) по делу N А56-138215/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Блэксия Ферри и Инвестиции", место нахождения: 129090, Москва, ул. Гиляровского, д. 4, стр. 5, ОГРН 1067759047157, ИНН 7743617572 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Капитану морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" (далее - Капитан порта) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия Капитана порта, выразившиеся в уклонении от продления регистрации судов "БСФС Руби", "БСФС Амбер", "БСФС Бэй" в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) и в исключении из РМРС названных судов;
- признать недействительными внесенные Капитаном порта записи в РМРС от 08.10.2018 N РМв-49-146 (41044460), РМв-49-144 (41044447), РМв-49-145 (41044452) об исключении из РМРС названных судов;
- признать недействительными свидетельства от 15.10.2018 N 200390538, 200390658, 200390617, оформленные Капитаном порта, об исключении судов "БСФС Руби", "БСФС Амбер", "БСФС Бэй" из РМРС;
- обязать Капитана порта продлить государственную регистрацию названных судов в РМРС с 08.10.2018, внести соответствующие записи о продлении в РМРС, выдать Обществу свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельства о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в РМРС, из которых следует, что данные о регистрации в РМРС и предоставлении разрешения плавания под Государственным флагом Российской Федерации внесены в РМРС 08.10.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Балтийского моря", место нахождения: 198035, Санкт-Петербург, Гапсальская ул., д. 10, ОГРН 1027802721330, ИНН 7805035023 (далее - Администрация портов).
Решением от 25.12.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 данное решение оставлено без изменения.
Капитан порта в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, суда были правомерно 08.10.2018 исключены из РМРС в связи с окончанием срока регистрации и непредставлением заявителем к указанной дате надлежащего пакета документов.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на то, что заявителем при первичном обращении за продлением государственной регистрации судов в РМРС были представлены все необходимые документы с соблюдением действующих правил, а заинтересованным лицом был нарушен порядок регистрации.
В судебном заседании представитель Капитана порта поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Общества против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве.
Администрация портов о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании бербоутных чартеров от 15.08.2014 N 04-2014/В, 05-2014/В, 06-2014/В Общество является бербоутным фрахтователем судов/буксиров "БСФС Руби" (ИМО 9398838), "БСФС Амбер" (ИМО 9431939) и "БСФС Бэй" (ИМО 9309693), собственником которых является компания Black Sea Ferries Shipping Limited (Блэк Си Феррис Шиппинг Лимитед), находящаяся на Мальте, сроком на пять лет (до 15.08.2019). Указанные суда внесены в Судовой реестр Мальты.
На основании бербоутных чартеров все три судна 08.10.2014 зарегистрированы в РМРС с выдачей свидетельств о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации сроком действия до 07.10.2016. В связи с продлением регистрации Капитаном порта выданы свидетельства от 14.10.2016 о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации сроком действия до 07.10.2018.
Поскольку 07.10.2018 попадало на выходной день (воскресенье), Общество 08.10.2018, в первый следующий рабочий день, обратилось к Капитану порта с тремя соответствующими заявлениями о продлении регистрации судов в РМРС.
По результатам проверки представленных документов Обществу выдано заключение от 10.10.2018 N 348. Согласно данному заключению заявителем не представлен один из необходимых для регистрации документов, а именно выписка из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного ограничения (обременения) прав на судно того же характера, если ипотека или ограничение (обременение) прав на судно установлены. Кроме того, в заключении указано, что один из представленных документов не соответствует по форме и (или) содержанию предъявляемым требованиям, а именно: документ, выданный уполномоченными органами иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающий, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации, не апостилирован надлежащим образом в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года; документ, представленный в копии, содержит апостиль, подтверждающий полномочия адвоката на заверение копии.
16.10.2018 Общество предоставило необходимые документы Капитану порта, однако было проинформировано об исключении буксирных судов из РМРС в соответствии с пунктом 3 статьи 37 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в связи с окончанием права плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Обществу были вручены три свидетельства от 15.10.2018 об исключении 08.10.2018 буксиров из РМРС.
В тот же день, 16.10.2018, Общество обратилось с заявлением о включении судов в РМРС, и на основании этого заявления и приложенных к нему документов суда 23.10.2018 были внесены в РМРС с выдачей новых свидетельств о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации сроком действия по 15.08.2019 (срок действия бербоутного чартера).
Общество, считая, что буксирные суда были незаконно исключены 08.10.2018 из РМРС, ссылаясь на то, что незаконное исключение судов из РМРС повлекло неблагоприятные для Общества последствия в виде необходимости уплаты таможенных пошлин, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу статей 15, 16, 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по заявлению фрахтователя право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), при соблюдении ряда условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 15 Кодекса, с даты государственной регистрации в бербоут-чартерном реестре или РМРС.
Согласно пункту 3 статьи 37 Кодекса судно может быть зарегистрировано в РМРС на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Кодекса государственная регистрация в бербоут-чартерном реестре или РМРС судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства, осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением перечисленных в данном пункте документов. При государственной регистрации судна в бербоут-чартерном реестре или РМРС выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера.
Согласно пункту 2 статьи 47 Кодекса судно, зарегистрированное в РМРС, подлежит обязательному исключению из этого реестра, в частности, в связи с истечением установленного пунктом 3 статьи 37 Кодекса срока государственной регистрации судна.
Во исполнение статьи 33 Кодекса приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.05.2017 N 191 утверждены Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов (далее - Правила).
Судебные инстанции, удовлетворяя заявление Общества, посчитали, что Капитан порта незаконно потребовал у Общества предоставить выписку из иностранного судового реестра, которая не относится к правоустанавливающим документам; документ, выданный уполномоченными органами иностранного государства в подтверждение приостановления права плавания под флагом иностранного государства, в надлежащей форме был предоставлен заявителем в кратчайшие сроки после подачи заявления 08.10.2018; буксирные суда исключены из РМРС до окончания срока проведения проверки представленных документов; в нарушение действующей процедуры Капитан порта не направил Обществу уведомление за 15 дней до дня истечения срока государственной регистрации судна.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу пункта 2 статьи 47 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пункта 80 Правил истечение установленного пунктом 3 статьи 37 Кодекса срока государственной регистрации судна является основанием для обязательного исключения судна, зарегистрированного в РМРС, из этого реестра.
Согласно пункту 91 Правил орган государственной регистрации в первый рабочий день после дня истечения срока государственной регистрации судна исключает из РМРС судно, в отношении которого истек срок государственной регистрации, и оформляет свидетельство об исключении судна из соответствующего реестра судов.
Исходя из статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может определяться календарной датой или истечением периода времени.
Участвующими в деле лицами не оспаривается, что в данном случае срок регистрации судов был определен календарной датой и истекал 07.10.2018. Поскольку до указанной даты от фрахтователя не поступило заявление с приложением необходимых документов о продлении регистрации судов в РМРС, на следующий день после указанной даты (08.10.2018) появились основания для исключения спорных буксиров из РМРС вне зависимости от подачи Обществом в тот же день документов.
К тому же представленные Обществом 08.10.2018 документы не соответствовали по комплектности и форме нормативным требованиям, в связи с чем на основании этих документов государственная регистрация судов в РМРС не могла быть продлена. Судебные инстанции при рассмотрении спора не признали не соответствующим требованиям Правил указание в заключении от 10.10.2018 на представление в ненадлежащем виде документа, выданного уполномоченным органом иностранного государства и подтверждающего приостановление права плавания под флагом иностранного государства на срок предоставления права плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Необходимость представления такого документа для продления регистрации судна в РМРС также не оспаривалась заявителем. Таким образом, в отсутствие данного документа, оформленного надлежащим образом, Капитан порта был вправе не совершать соответствующие регистрационные действия.
Кроме того, суды ошибочно посчитали не основанным на Правилах требование Капитана порта представить для продления регистрации буксиров в РМРС выписку из иностранного судового реестра. Согласно пункту 1 статьи 38 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации такая выписка из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, является одним из необходимых документов для регистрации в РМРС судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства. Реестр судов представляет собой свод определенных сведений, содержание которых может изменяться по мере изменения обстоятельств, подлежащих отражению в реестре. Выписка из реестра подтверждает актуальность содержащихся в реестре сведений именно на дату формирования выписки. Заявитель не отрицал и в судебных актах отражено, что выписки из иностранного судового реестра представлялись Обществом в 2014 и 2016 годах, то есть при первичной регистрации буксиров в РМРС и при предыдущем продлении регистрации. Таким образом, необходимость представления данного документа ранее признавалась Обществом и не оспаривалась. Актуальные сведения о собственнике судна, имеющихся в отношении судна зарегистрированных обременениях не могут считаться излишними для регистрации или продления регистрации судна в РМРС.
Несоблюдение Капитаном порта требования абзаца первого пункта 91 Правил о направлении судовладельцу за 15 дней до истечения срока государственной регистрации судна уведомления об окончании указанного срока не влечет незаконность действий Капитана порта по исключению судов из РМРС. Из материалов дела не следует, что Обществу не было известно об окончании 07.10.2018 срока регистрации судов и что оно, будучи заинтересованным в продлении регистрации в целях сохранения налоговых и таможенных льгот, по объективным и не зависящим от него причинам не смогло обеспечить своевременно подачу документов для продления регистрации. Исходя из абзаца второго пункта 91 Правил предварительное направление регистрирующим органом уведомления об окончании срока регистрации судна не является условием последующего исключения из РМРС судна, в отношении которого истек срок государственной регистрации. Оформление свидетельства об исключении судна из РМРС позднее даты внесения соответствующих сведений в РМРС не свидетельствует о незаконности исключения судов из реестра.
При таких обстоятельствах выводы судов следует признать не соответствующими нормам материального права, что влечет отмену принятых судами актов.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены верно, суд кассационной инстанции полномочен в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Ввиду удовлетворения кассационной жалобы Капитана порта и принятия судебного акта не в пользу Общества судебные расходы в сумме 3000 руб., понесенные Капитаном порта в связи с подачей апелляционной и кассационной жалоб, относятся на Общество.
Кроме того, с учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, Капитану порта следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной платежным поручением от 13.06.2019 N 142486 государственной пошлины по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А56-138215/2018 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Блэксия Ферри и Инвестиции" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Блэксия Ферри и Инвестиции", место нахождения: 129090, Москва, ул. Гиляровского, д. 4, стр. 5, ОГРН 1067759047157, ИНН 7743617572, в пользу Капитана морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" 3000 руб. судебных расходов по апелляционной и кассационной жалобам.
Возвратить Капитану морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.