25 сентября 2019 г. |
Дело N А56-25700/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга Гунгера К.Г. (доверенность от 17.12.2018); от акционерного общества "Вектор" Мазаника Н.В. (доверенность от 16.10.2018),
рассмотрев 23.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Вектор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2019 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-25700/2019,
установил:
Акционерное общество "Вектор", место нахождения: 191123, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 26, ОГРН 1027809224552, ИНН 7825046680 (далее - АО "Вектор", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - ГАТИ, Инспекция), от 06.02.2019 N 572 о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), в виде штрафа в размере 550 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 16.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.07.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами судов, Общество направило кассационную жалобу, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты. Податель жалобы отмечает, что помывка фасада здания на момент проверки (13.12.2018) в силу объективных погодно-климатических условий не могла быть произведена, Инспекцией не представлено доказательств объективной возможности осуществления Обществом работ по ремонту и очистке фасада здания. Кроме того, указывая на заключение договора аренды, заявитель отмечает, что не является надлежащим субъектом административной ответственности. Помимо этого, ссылаясь на письмо некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Фонд), полученное 16.04.2019 и содержащее сведения об осуществлении нового строительства соседнего дома, примыкающего к принадлежащему АО "Вектор", заявитель указывает на отсутствие целесообразности осуществления ремонта фасада здания.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ГАТИ возразил против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.12.2018 специалистом ГАТИ проведен осмотр фасадов здания по адресу: Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 24, лит. А, кадастровый N 78:31:0001026:2015, в результате которого выявлен факт совершения Обществом нарушений, выразившихся в неосуществлении обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов здания, а именно: отслоение окрасочного слоя, трещины, разрушение штукатурного слоя, не окрашены и повреждены элементы фасада, на водосточных трубах не удалена коррозия, не окрашены трубы, повреждены оконные откосы. Кроме того, не осуществлены обязанности по очистке и промывке фасадов здания: фасады находятся в загрязненном состоянии, не промыты от пыли, подтеков, выполнено фрагментарное окрашивание.
Нарушения зафиксированы в протоколах осмотра территории от 07.12.2018 и от 13.12.2018 с приложением фототаблиц.
Нарушение Обществом пунктов 8.1 - 8.4, 8.4.1 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961), послужило основанием для составления 13.12.2018 в отношении Общества протоколов об административных правонарушениях N N 94647 и 94648 по пунктам 2 и 3 статьи 20 Закона N 273-70.
Определением ГАТИ от 06.02.2019 дела об административных правонарушениях N N 94647, 94648 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N 94648.
Постановлением Инспекции от 06.02.2019 N 572 Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации с назначением наказания в пределах санкции, предусмотренной пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70, в виде штрафа в размере 550 000 руб.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали на наличие у ГАТИ правовых и фактических оснований для принятия оспоренного постановления, не нашли нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным и снижения размера назначенного штрафа.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 20 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Требования, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов в Санкт-Петербурге, установлены Правилами N 961.
В соответствии с пунктами 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.4.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. Содержание фасадов зданий осуществляется в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и настоящим приложением. При осуществлении содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического и санитарного состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства. Мероприятия по содержанию фасадов не должны наносить ущерб техническому и санитарному состоянию фасадов, архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения. Мероприятия по содержанию фасадов включают в себя: проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического и санитарного состояния фасадов, очистку и промывку фасадов здания не реже одного раза в год, смывку, окраску несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления.
Суды установили, что Общество, являясь собственником указанного выше здания, было обязано и имело возможность организовать своевременный ремонт и надлежащее содержание фасадов в чистом и исправном состоянии, объективные причины невозможности соблюдения требований законодательства, не зависящие от Общества, судами не установлены, в связи с чем судами сделан вывод о виновности и наличии в действиях Общества состава административного правонарушения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка договору аренды нежилого помещения от 03.09.2018, заключенному между АО "Вектор" (арендодатель) и Шереметом Василием Дмитриевичем (арендатор); наличие данного договора не освобождает собственника здания от исполнения обязанностей, перечисленных в Правилах N 961. Критическая оценка судом первой инстанции ссылки заявителя на данный договор с учетом установленной в договоре цены аренды выходит за пределы установления и оценки значимых обстоятельств по настоящему делу, подлежит исключению из мотивировочной части решения суда от 16.04.2019, однако не привела к принятию ошибочного судебного акта по существу.
Доводы заявителя о невозможности устранения нарушений в силу сезонного характера работ отклоняются, поскольку такая техническая невозможность не доказана и не установлена судами, кроме того, не касается всех выявленных нарушений, устранение части из которых (трещины на фасаде, повреждение оконных откосов, неудаление коррозии на водосточных трубах) не зависит от температурно-климатических условий. Ссылка Общества на Свод правил СП 71.13330.2017 "СНиП 3.04.01-87. Изоляционные и отделочные покрытия", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2017 N 128/пр, не учитывает установленную область применения данных правил (при устройстве изоляционных слоев крыш, изоляционных покрытий оборудования и трубопроводов, внутренних помещений зданий и сооружений).
Указание на письмо Фонда, содержащее сведения об осуществлении строительства дома, примыкающего к рассматриваемому зданию, в связи с чем устранение выявленных нарушений Общество считает нецелесообразным, также не влияет на законность оспоренного постановления. В указанном письме Фонд пояснил об отсутствии возможности проведения капитального ремонта фасада другого здания до окончания строительства нового объекта, Обществу вменяется в том числе непроведение текущего ремонта и содержания фасада здания, данное письмо не может устранять обязанность Общества по соблюдению вышеназванных требований Правил N 961.
Судами с учетом характера нарушений содержания фасада здания отмечена имевшаяся возможность их устранения в течение года до наступления зимнего периода.
Согласно выводам судов нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено; наказание назначено в пределах санкции рассматриваемой нормы, соответствует принципам соразмерности и индивидуализации.
Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
АО "Вектор" следует возвратить из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, ошибочно уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 104, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 по делу N А56-25700/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Вектор" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Вектор", место нахождения: 191123, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 26, ОГРН 1027809224552, ИНН 7825046680, из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, ошибочно уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 16.07.2019 N 261.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.