26 сентября 2019 г. |
Дело N А21-15079/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
рассмотрев 26.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2019 (судья Сергеева И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Згурская М.Л.) по делу N А21-15079/2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ильяшов Алексей Николаевич, ОГРНИП 308392526800053 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду, место нахождения: 236010, Калининград, пр. Победы, д. 38а, ОГРН 1043902500080, ИНН 3905051102 (далее - Инспекция), от 09.07.2018 N 872566 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в части обязания заявителя уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 32 546 руб. 73 коп. и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 23 руб.
60 коп., а также обязании Инспекции исчислить и отразить в лицевом счете заявителя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 469 руб. 68 коп., а также сторнировать пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 23 руб.
60 коп.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представители Предпринимателя уточнили требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в части обязания Инспекции исчислить и отразить в лицевом счете Предпринимателя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год с учетом суммы произведенных расходов по упрощенной системе налогообложения, отраженной в налоговой декларации.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать.
Податель жалобы считает, что к рассматриваемым правоотношениям правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П не применима. Инспекция полагает, что законодатель, устанавливая специальные правила исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в зависимости от применяемого налогового режима, принимал во внимание существенное различие между общим и упрощенным режимом налогообложения, в связи с чем порядок определения доходов в целях уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), и индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), не тождественен, так как Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) прямо указывает индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, на необходимость определения доходов только в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. По мнению подателя жалобы, судами неправомерно не учтено письмо Министерства финансов России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которому вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Норм, распространяющих данный подход на иных налогоплательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
До начала судебного заседания Инспекция направила в суд кассационной инстанции ходатайство об отложении судебного заседания по рассмотрению ее кассационной жалобы, указав на занятость представителей в иных судебных процессах.
Суд кассационной инстанции, не установив наличия предусмотренных законом оснований для отложения судебного заседания, отказал в удовлетворении названного ходатайства.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в спорный период 2017 года заявитель находился на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Согласно налоговой декларации по УСН за указанный период доход Предпринимателя составил 4 318 298 руб.
За этот период Предприниматель уплатил в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 24 300 руб.
Ссылаясь на то, что доход Предпринимателя за указанный период превысил 300 000 руб., Инспекция в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ исчислила ему страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы полученного плательщиком дохода, превышающего 300 000 руб., что составило 40 182 руб. 98 коп. по сроку уплаты 02.07.2018.
В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок Инспекцией в адрес Предпринимателя было выставлено требование от 09.07.2018 N 872566 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, согласно которому Предпринимателю в срок до 27.07.2018 было предложено уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 32 546 руб. 73 коп. (с учетом уплаченных за этот период платежей в размере 7 636 руб. 25 коп.) и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 23 руб. 60 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 05.09.2018 N 06-12/20615 жалоба Предпринимателя на данное требование была оставлена без удовлетворения.
Полагая, что требование налогового органа незаконно и нарушает его права, Предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции посчитал требования Предпринимателя обоснованными, в связи с чем заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Удовлетворяя требования Предпринимателя, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 данные правоотношения регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ Предприниматель отнесен к плательщикам страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 данного Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Пунктом 9 статьи 430 НК РФ предусмотрено, что в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса (подпункт 3); для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 настоящего Кодекса (подпункт 4); для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются (подпункт 6).
Налогоплательщики, применяющие УСН (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (статья 346.14 НК РФ).
Порядок учета доходов для определения объекта налогообложения установлен статьей 346.15 НК РФ.
Перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН содержится в статье 346.16 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Применительно к положениям пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 упомянутой статьи суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Судами установлено, что в спорный период Предприниматель являлся плательщиком УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
При разрешении возникшего между сторонами спора судебные инстанции посчитали, что в целях определения размера подлежащих уплате Предпринимателем страховых взносов за 2017 год подлежала учету информация о его доходах за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженная в налоговых декларациях за 2017 год.
При этом согласно декларации по УСН, сведения из которой Инспекцией не опровергнуты, доход заявителя за 2017 год составил 4 318 298 руб., расходы - 3 971 330 руб.
Таким образом, база для исчисления страховых взносов за указанный период составляет 346 968 руб.
В связи с тем, что эта сумма превышает 300 000 руб., суды согласились с тем, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год для заявителя составляет 469 руб. 68 коп.
С учетом того, что фактически Предпринимателем за 2017 год оплачены страховые взносы в фиксированном размере 24 300 руб., а также оплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 7 636 руб. 25 коп., суды пришли к выводу о том, что на дату вынесения обжалуемого требования Предприниматель в полном объеме исполнил свои обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П (далее - Постановление N 27-П) разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П правовая позиция вопреки доводам Инспекции подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Указанные разъяснения даны в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного 12.07.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Так, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937 по делу N А27-5253/2016 отражено, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Аналогичное толкование правовых норм содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2017 N 304-ЭС17-1872 по делу N А27-24987/2015, от 22.11.2017 N 303-КГ-8359 по делу N А51-8964/2016.
Поскольку в настоящем случае сумма страховых взносов исчислена Инспекцией с общей суммы дохода Предпринимателя без учета произведенных расходов, доначисление страховых взносов, подлежащих доплате за 2017 год, сверх фиксированного платежа является неправомерным.
Указания Инспекции на правовую позицию, отраженную в письме Министерства финансов России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, и поддержанную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, исследована подробно судами и последовательно отклонена в судебных актах.
Таким образом, поскольку доначисление Предпринимателю страховых взносов является незаконным, у Инспекции не имелось правовых оснований для выставления в адрес заявителя оспариваемого требования.
Поскольку фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А21-15079/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.