26 сентября 2019 г. |
Дело N А21-15133/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое объединение "Отечественный продукт" Зайцева А.В. (доверенность от 11.05.2019), от Министерства сельского хозяйства Калининградской области Калиненко К.В. (доверенность от 15.01.2019),
рассмотрев 24.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое объединение "Отечественный продукт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу N А21-15133/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое объединение "Отечественный продукт", адрес: 238400, Калининградская область, город Правдинск, Дружбинское шоссе, дом 4, помещение 8, ОГРН 1023902273559, ИНН 3923002806 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства Калининградской области (далее - Министерство), о признании незаконными действий, выразившихся в помещении ввезенной продукции на ответственное хранение; а также признании незаконным бездействия по не снятию ограничений в отношении данной продукции. В качестве восстановления нарушенного права Общество просило обязать Министерство снять ограничения на использование продукции.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Россельхознадзора по Калининградской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 04.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
Определением председателя судебного состава от 24.09.2019 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ранее участвовавшая в рассмотрении кассационной жалобы судья Мунтян Л.Б. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена судьей Толкуновым В.М.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство по кассационной жалобе осуществлено с самого начала.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Министерства, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела в июле 2018 года Общество ввезло на территорию Российской Федерации продукцию - части тушек (грудка) курицы на основании ветеринарных сертификатов от 03.07.2018 N ЭБ 01362528; от 17.07.2018 N ЭБ 01382751 и от 24.07.2018 N ЭБ 01377327.
Ввоз данной продукции на территорию Российской Федерации согласно отметкам на ветеринарных сертификатах был разрешен Управлением.
В августе 2018 года от Управления в адрес Общества поступили письма от 06.08.2018 N ВС-6/195; от 06.08.2018 N ВС-6/202; от 07.08.2018 N ВС-6/206, согласно которым в вышеуказанной продукции были обнаружены антибиотики (ласалоцид А, динитрокарбонилид), что не соответствует требованиям технического регламента ТС "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), в связи с чем продукция Общества была помещена сотрудниками ГБУВ КО "Областная СББЖ" (учреждение подведомственное Министерству) на ответственное хранение.
Ссылаясь на невозможность использования продукции Общество направило в Министерство сельского хозяйства Калининградской области письмо от 07.11.2018 N 04-01/07-04.0270, в котором, ссылаясь на Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 "О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения", которым установлены допустимые уровни остатков лекарственных средств, которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции, просило снять ограничения в отношении продукции.
Письмом от 11.12.2018 N 12202 Министерство, сославшись на невозможность применения к спорной продукции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28, несоответствие продукции требованиям пункта 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011, указало Обществу на то, что оно должно самостоятельно изъять из оборота некачественные и (или) опасные пищевые продукты и осуществить их утилизацию или уничтожение в установленном законом порядке.
Полагая действия Министерства незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, рассмотрев дело по правилам главы 24 АПК РФ не установили наличие совокупности предусмотренных процессуальным законом оснований, необходимых для удовлетворения заявления, в связи с чем Обществу отказали. Суды разрешая спор пришли к выводу о том, что Решение Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 13.02.2018 N 28 не применяется к мясу птицы и продуктам ее переработки до вступления в силу соответствующего Технического регламента "О безопасности мяса птицы и продуктов ее потребления".
Заслушав пояснения представителей Общества и Министерства, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден ТР ТС 021/2011, объектами технического регулирования которого являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (статья 3 ТР ТС 021/2011).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии данному техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пунктом 1 статьи 13 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным названным Техническим регламентом и (или) Техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных (пункт 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011).
К обращению не допускается мясо птицы полученное от убоя птицы, которая подвергалась воздействию натуральных или синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов, антибиотиков, пестицидов и других медикаментозных средств, введенных перед убоем позднее сроков, рекомендованных инструкциями по их применению (раздел II приложения 5 к ТР ТС 021/2011).
В соответствии пунктами 2 и 3 статьи 56 Договора о Евразийском экономическом союзе и частью 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011 Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 был утвержден Перечень ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), максимально допустимые уровни остатков, которых могут содержаться в не переработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе, в сырье, и методик их определения (далее - Перечень).
Пунктами 25 и 35 Перечня установлены максимально допустимые уровни остатков ласалоцида А и динитрокарбанилида (мг/кг) в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, а также приведена методика их определения - ГОСТ Р 54518-2011 "Продукты пищевые, корма, продовольственное сырье. Метод определения содержания кокцидостатиков с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектором".
Вывод судов о невозможности применения данного решения к спорным правоотношениям противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор от 29.05.2014).
В силу пунктов 2 и 3 статьи 56 Договора от 29.05.2014 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также ветеринарно-санитарной, карантинной фитосанитарной безопасности в рамках Союза проводится согласованная политика в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
Согласованная политика реализуется путем совместной разработки, принятия и реализации государствами-членами международных договоров и актов Комиссии в области применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
Под согласованной политикой понимается политика, осуществляемая государствами-членами в различных сферах, предполагающая гармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза, в такой степени, которая необходима для достижения целей Союза, предусмотренных настоящим Договором (статья 2 Договора от 29.05.2014).
В силу статьи 8 и пункта 1 статьи 18 Евразийская экономическая комиссия является постоянно действующим регулирующим органом Союза. Комиссия состоит из Совета и Коллегии.
Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза, в следующих сферах, в том числе техническое регулирование; санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры (подпункты 3,4 пункта 3 Приложения N 1 к Договору от 29.05.2014).
В силу пунктов 13, 14 Приложения N 1 к Договору от 29.05.2014 Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств-членов. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов. Решения, распоряжения и рекомендации Комиссии принимаются Советом Комиссии и Коллегией Комиссии в пределах полномочий, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза, и в порядке, предусмотренном Договором и Регламентом.
Полномочия на принятие решений Коллегией предусмотрено подпунктом 2 пункта 43 Приложения N 1 к Договору от 29.05.2014.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 опубликовано на официальном сайте Евразийской экономической комиссии 15.02.2018, вступило в силу 17.03.2018 за исключением пункта 2, который вступил в силу 14.08.2018.
Данное решение принято в развитие ТР ТС 021/2011, подлежит применению наряду с ним, в связи с чем у судов не имелось оснований для не применения указанного нормативно-правового акта к спорным правоотношениям.
Таким образом, в деле требуется дополнительное исследование вопроса соблюдения Обществом требований указанных в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 в отношении спорной продукции.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 288 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
На основании изложенного решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций нельзя признать законными и обоснованными. Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, полно определить круг лиц, участвующих в деле, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, исходя из положений действующего законодательства и сложившейся судебной практики по рассматриваемому вопросу, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, в том числе установить административную процедуру в рамках которой осуществлены ограничения в отношении продукции Общества, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу N А21-15133/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.