27 сентября 2019 г. |
Дело N А56-135460/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 25.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Вындиноостровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2019 (судья Кротов С.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 (судьи Полубехина Н.С., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-135460/2018,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - МТУ Росимущества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Вындиноостровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187440, Ленинградская обл., Волховский р-н, дер. Вындин Остров, Школьная ул., д. 1-А, ОГРН 1024702048568, ИНН 4718002604 (далее - Администрация), об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения N 9, 10, 11, 12 общей площадью 43,1 кв.м, расположенные по адресу: Ленинградская обл., Волховский р-н, дер. Вындин Остров, Школьная ул., д.1а.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", место нахождения: 131000, Москва, Варшавское ш., д. 37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610 (далее - Предприятие).
Решением суда от 05.02.2019 требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить.
Податель жалобы ссылается на то, что спорные помещения не являются самостоятельными объектами недвижимости и входят в состав административного здания с кадастровым номером 47:10:0213001:195, в отношении них не зарегистрировано чье-либо право собственности, в связи с чем они не могут быть переданы в федеральную собственность.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служит препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Администрацией (арендодателем) и Предприятием (арендатором) заключен договор аренды от 09.03.2011 N 8 муниципального имущества - нежилых помещений N 9, 10, 11, 12, расположенных в здании по адресу: Ленинградская обл., Волховский р-н, дер. Вындин Остров, Школьная ул., д. 1а.
Согласно пункту 1.1 договора помещения общей площадью 43,1 кв.м представлены в аренду для использования под нежилые цели - почтовую связь.
Договор заключен на срок с 01.01.2011 по 30.12.2011.
Передача указанных помещений арендатору подтверждается актом приема-передачи от 09.03.2011.
В справке от 01.12.2016 N 1386, выданной филиалом государственного унитарного предприятия "Леноблинвентаризация" Волховского городского бюро технической инвентаризации, указано на то, что при проведении первичной инвентаризации одноэтажного здания конторы 1955 года постройки, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Волховский р-н, дер. Вындин Остров, Школьная ул., д. 1а, в составе встроенных нежилых помещений первого этажа имеются помещения узла почтовой связи (пом. N 9 - 12); сведения об изменении характера использования помещений с 2004 года отсутствуют.
МТУ Росимущества направило в адрес Администрации письмо от 19.04.2018 N 49887-18, в котором, ссылаясь на поручение от 06.04.2018 Федерального агентства по управлению государственным имуществом, предложило рассмотреть вопрос о передаче из муниципальной собственности в государственную собственность Российской Федерации объектов недвижимости, используемых Предприятием в своей деятельности на основании соответствующих договоров для размещения почтовых отделений связи Предприятия с последующим закреплением помещений за последним на праве хозяйственного ведения.
В ответ на данное обращение Администрация в своем письме от 29.05.2019 N 01/24/862 указала на нецелесообразность отчуждения муниципального имущества в пользу Российской Федерации.
МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что спорные нежилые помещения используются для оказания услуг почтовой связи, в силу закона относятся к федеральной собственности и не могут находиться в муниципальной собственности.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил отсутствие заинтересованности муниципального образования в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения, в том числе для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также признал, что основания для нахождения спорных помещений в муниципальной собственности отсутствуют. В связи с этим суд удовлетворил предъявленные требования.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в публичной собственности, разграничено по уровням собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
В силу пункта 1 названного постановления и пункта 6 раздела IV приложения N 1 к данному постановлению исключительно к федеральной собственности относятся предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
Пунктом 2.1.24 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" запрещена приватизация объектов и предприятий Федерального управления почтовой связи.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит. В силу положений статьи 2 названного Закона здания, сооружения, нежилые помещения являются средствами почтовой связи.
В силу пункта 3.1 Устава ФГУП "Почта России" имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 2/1) дано разъяснение, согласно которому, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Суда установили, что спорные помещения использовались Предприятием для оказания услуг почтовой связи, начиная с 1955 года, в том числе и на момент вступления в силу Постановления N 3020-1; сведения об изменении характера использования помещениями отсутствуют.
Из материалов дела следует, что Администрация не оспаривает факт использования Предприятием помещений для осуществления его уставной деятельности.
С учетом указанных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными выше правовыми положениями, а также разъяснениями, приведенными в пункте 8 Постановления N 2/1 и пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), пришли к правильному выводу об обоснованности исковых требований.
Поскольку на момент разграничения государственной собственности спорные объекты недвижимости использовались предприятием связи, то в силу пункта 6 раздела пункта 6 раздела IV приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 они относятся к федеральной собственности.
При этом права на недвижимое имущество, возникшие до введения государственной регистрации, являются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Спорные помещения с 1955 года непрерывно используются Предприятием по целевому назначению для размещения отделений почтовой связи и из его владения и пользования не выбывали, а Администрация не представила доказательств, подтверждающих изъятие из федеральной собственности и передачу в муниципальную собственность спорных объектов недвижимого имущества в установленном законом порядке.
Поскольку с учетом приведенных правовых норм, а также положений статей 2, 24 Закона N 176-ФЗ не допускается нахождение в муниципальной собственности имущества, используемого федеральным унитарным предприятием связи, суды правомерно удовлетворили требования об обязании Администрации передать спорные нежилые помещения в федеральную собственность.
Выводы судов в их совокупности соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, оснований для отмены решения и постановления судом кассационной инстанции не установлено.
Вопреки доводам подателя жалобы, в данном случае не имеет правового значения осуществленная в период рассмотрения в суде настоящего спора регистрация права муниципальной собственности на спорные объекты.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 36 Постановления N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются достаточными доказательствами права собственности или законного владения.
Приведенные подателем жалобы доводы не имеют значения для разрешения настоящего спора, поскольку основания для отнесения спорного имущества к федеральной собственности возникли еще до его передачи в муниципальную собственность и государственной регистрации права муниципальной собственности, а право собственности на данное имущество разграничено законодательно вне зависимости от волеизъявления муниципального образования.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 по делу N А56-135460/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Вындиноостровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку с учетом приведенных правовых норм, а также положений статей 2, 24 Закона N 176-ФЗ не допускается нахождение в муниципальной собственности имущества, используемого федеральным унитарным предприятием связи, суды правомерно удовлетворили требования об обязании Администрации передать спорные нежилые помещения в федеральную собственность.
...
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 36 Постановления N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются достаточными доказательствами права собственности или законного владения.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 по делу N А56-135460/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Вындиноостровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2019 г. N Ф07-10475/19 по делу N А56-135460/2018