27 сентября 2019 г. |
Дело N А56-166731/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу Нечаевой Е.В. (доверенность от 14.01.2019),
рассмотрев 23.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2019 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-166731/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ларус", место нахождения: 199155, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 28, лит. А, пом. 20Н, ОГРН 1127847132544, ИНН 7813529080 (далее - ООО "Ларус", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 27, ОГРН 1047855046546, ИНН 7838302676 (далее - Управление), от 21.12.2018 N 241-нд "О проведении проверки" (далее - Приказ N 241-нд).
Решением суда первой инстанции от 01.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт.
По утверждению Управления, Приказ N 241-нд принят в целях осуществления государственного контроля за соответствием обработки персональных данных требованиям действующего законодательства, что является функцией Управления и следует из его полномочий. Как отмечает Управление, поскольку государственный контроль не является государственной услугой, Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) к настоящему случаю не применим, положения же Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных.
По мнению подателя жалобы, План деятельности Управления на 2019 год полностью соответствует требованиям Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор, Служба) функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 14.11.2011 N 312 (далее - Административный регламент N 312). План деятельности Управления на 2019 год размещен для ознакомления на интернет-сайте Управления, проверка Общества была запланирована на последующий календарный год и полностью соответствует категории плановой проверки. Управление отмечает, что позиция судов привела к невозможности выполнения возложенных на него государственных функций.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие (статья 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.12.2018 Управлением с целью проведения проверки в отношении ООО "Ларус" издан Приказ N 241-нд.
Срок проведения проверки определен с 14.01.2019 по 08.02.2019.
В пункте 5.2 Приказа N 241-нд указано, что проверка проводится в рамках государственной функции: государственный контроль (надзор) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Согласно пункту 6 Приказа N 241-нд проверка проводится с целью выполнения Плана деятельности Управления на 2019 год, утвержденного приказом руководителя Управления от 23.11.2018 N 218 (далее - Приказ N 218), размещенного на официальном интернет-сайте Управления http://78.rkn.gov.ru. Задачами проверки являются: проверка соблюдения оператором требований в области персональных данных.
В пункте 7 Приказа N 241-нд указано, что предметом проверки являются: сведения, содержащиеся в документах оператора, и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области персональных данных; деятельность по обработке персональных данных; документы, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных; информационные системы персональных данных.
Уведомлением от 24.12.2018 N УП-30757-09/78 Управление известило Общество о проведении в отношении него плановой выездной проверки. Управление указало, что проверка будет осуществлена в соответствии с Административным регламентом N 312 и с целью выполнения Плана деятельности Управления на 2019 год, утвержденного Приказом N 218 и размещенного на сайте http://78.rkn.gov.ru.
Посчитав Приказ N 241-нд незаконным, изданным в нарушение пункта 30 Административного регламента N 312 и противоречащим Плану проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, размещенному на интернет-сайте Роскомнадзора (далее - План проверок на 2019 год), Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в Плане проверок на 2019 год сведений в отношении ООО "Ларус", в этой связи установили незаконность Приказа N 241-нд и удовлетворили требования заявителя. При этом суды отклонили ссылку Управления на то, что проверка проведена на основании Плана деятельности Управления на 2019 год, утвержденного Приказом N 218, поскольку из нормативных документов следует, что плановая проверка проводится исключительно на основании плана проведения плановых проверок на год, размещенного на официальном сайте и доступного для ознакомления.
Кассационная инстанция, изучив доводы жалобы и материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 20 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных.
Кроме того, как верно заметило Управление, положения Закона N 210-ФЗ к настоящему случаю также не применимы.
Согласно пункту 3 Положения об Управлении, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 43, Управление создано в целях, в том числе, исполнения функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Службой и ее территориальными органами проводятся плановые и внеплановые проверки (пункт 29 Административного регламента N 312).
Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок территориального органа Службы на текущий календарный год, который утверждается руководителем территориального органа Службы и размещается на официальном сайте территориального органа Службы (пункты 30 и 31 Административного регламента N 312).
Приложение N 1 к Административному регламенту N 312 содержит полный перечень территориальных органов Роскомнадзора с указанием их официальных сайтов в сети "Интернет". Согласно данному Приложению официальным сайтом Управления является сайт https://78.rkn.gov.ru/.
Суды установили, что в Плане проверок на 2019 год, размещенном на официальном сайте Управления, сведения в отношении заявителя не указаны. Данное обстоятельство послужило основанием для выводов судов о незаконности Приказа N 241-нд, изданного с целью проведения проверки Общества.
Между тем Управление неоднократно отмечало в судах, что осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства не только в сфере обработки персональных данных, но и за соблюдением законодательства в сфере связи, средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания. Плановые проверки именно в последней области Управление осуществляет в порядке Закона N 294-ФЗ на основании Плана проверок на 2019 год.
Кроме того, Управление ссылалось в судах, что наравне с Планом проверок на 2019 год на официальном сайте Управления был размещен План деятельности Управления на 2019 год, в котором указано на проведение проверки в отношении Общества.
Согласно части 1 статьи 162 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу.
В силу части 6 статьи 200 АПК РФ в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
Согласно части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству судья определяет предмет доказывания, достаточность представленных доказательств. Если судья установит, что представленных доказательств недостаточно для подтверждения требований истца или возражений ответчика либо они не содержат иных необходимых данных, восполнить которые стороны не могут, он вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление дополнительных доказательств лицом, участвующим в деле, затруднительно, суд на основании частей 4, 6 статьи 66 АПК РФ истребует их, о чем выносится соответствующее определение.
Управление указывало в судах и из текста оспоренного Приказа N 241-нд следует, что целью проверки является выполнение Плана деятельности Управления на 2019 год, утвержденного Приказом N 218 и размещенного на официальном сайте Управления http://78.rkn.gov.ru, в который включена проверка в отношении ООО "Ларус".
Управление настаивает, что План деятельности Управления на 2019 год, утвержденный Приказом N 218, полностью соответствует требованиям пунктов 28, 30, 31 Административного регламента N 312.
Между тем в материалах дела содержится только распечатка сведений с раздела "Планы проверок" интернет-сайта Службы http://rkn.gov.ru.
Распечаток или протокола осмотра сведений с надлежащего источника - с интернет-сайта Управления http://78.rkn.gov.ru в деле не имеется.
При этом судами не исследованы содержание Приказа N 218, а также размещение и сам План деятельности Управления на 2019 год, позволяющие суду непосредственным образом убедиться в его содержании и проверить доводы сторон (статьи 66, 71, 162 АПК РФ). Данные документы в материалах дела отсутствуют, в связи с чем судами не произведена всесторонняя и объективная проверка возражений Управления. Не установив данных существенных для дела обстоятельств и не проверив их на соответствие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, суды также не оценили создание правовой неопределенности по отношению к Обществу и реальность нарушения его прав на информированность о планируемой проверке.
Управление отмечает, что мероприятие в отношении Общества было запланировано на последующий календарный год и, с точки зрения содержательного критерия, полностью соответствует категории "плановой проверки". Споры о названии документа - основания запланированных мероприятий по контролю (надзору) (план проверок на 2019 год или план деятельности Управления на 2019 год) не влияют на содержание и публичное размещение значимой информации. Казуистика терминов была устранена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 146 "Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных"; в пункте 5 данных Правил указано, что плановые проверки в отношении операторов проводятся в соответствии с ежегодными планами деятельности органов по контролю и надзору, размещаемыми на официальных сайтах органов по контролю и надзору в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ссылка суда первой инстанции на судебные акты по делу N А56-106119/2018 неосновательна ввиду различий в фактических обстоятельствах с настоящим делом, поскольку в деле N А56-106119/2018 оспаривался иной приказ Управления от 23.07.2018 N 167-нд о проведении проверки Общества с указанием в качестве основания проверки плана проведения плановых проверок на 2018 год, а не Плана деятельности Управления на 2019 год, как в настоящем деле.
При указанных выше недостатках суд округа приходит к выводу, что судебные акты приняты без установления, исследования и надлежащей оценки всех существенных и имеющих значение для дела обстоятельств, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. По делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. В связи с этим судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, повторно сформировать предмет доказывания, полно, всесторонне и объективно установить все значимые обстоятельства дела, оценить представленные участниками спора доказательства и доводы в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019 по делу N А56-166731/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.