03 октября 2019 г. |
Дело N А21-9771/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
при участии от Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Глущенко А.В. (доверенность от 11.04.2019),
рассмотрев 02.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 по делу N А21-9771/2018,
установил:
Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области (далее - Министерство, Минпром области) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Калининградской области (далее - УФК) от 26.06.2018 N 35-22-19/20.
Решением суда первой инстанции от 14.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.04.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое представление УФК вынесено в отношении ненадлежащего лица - Министерства, поскольку соглашение о предоставлении субсидий подписаны между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Калининградской области.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы.
УФК, а также третьи лица - Правительства Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области и Фонд "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)", извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Правительством Калининградской области письмом от 09.01.2017 N 3-1/12 в адрес директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ) направлено Заявление и пакет документов для участия в отборе по направлению "Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" на получении субсидии Фондом микрофинансирования на создание и увеличение капитализации данного Фонда с приложением документов о Фонде.
Среди представленных документов имелась отчетность Фонда.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" утверждены Правила (далее - Правила N 316), Постановлением Правительства РФ от 29.12.2016 N 1538 в качестве дополнения к данным Правилам введено Приложение N 10 "Правила предоставления и распределения субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Приложение N 10).
Подпунктом "а" пункта 59 того же Приложения N 10 предусмотрено мероприятие: а) создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию системы кредитования, в том числе фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования первого и второго уровня.
Таким образом, Приложением N 10 к Правилам N 316 предусмотрено направление "Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развития системы кредитования, в том числе фондов содействия кредитованию микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования первого и второго уровня" (далее - направление развития микрофинансовых организаций).
Полномочия Комиссии Минэкономразвития РФ по рассмотрению заявок по данной программе определены пунктами 8 и 9 Приложения N 10 к Правилам N 316.
Условия конкурсного отбора, а также требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки, установлены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - условия конкурсного отбора, Приказ Минэкономразвития N 167).
На заседании Комиссии Минэкономразвития РФ 16.01.2017 заявка и прилагаемый к ней пакет документов признаны соответствующими условиям предоставления субсидии и Правилам предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства (Протокол N 1 Комиссии от 16.01.2017). По мероприятию - субсидия фонду на создание и увеличение капитализации фонда микрозаймов утверждена по результатам конкурсного отбора сумма 17 027 027 руб.
Далее, 20.02.2017 между Правительством Калининградской области в лице Минпрома области и Минэкономразвития Российской Федерации было заключено Соглашение N 139-08-196 о предоставлении субсидии на реализацию указанных в нем мероприятий. Заявителем субсидия была получена.
Затем, 27.02.2017 между Правительством Калининградской области в лице Минпрома области и Фондом заключено Соглашение N 01-С/2017 о предоставлении субсидии, в рамках которого Фондом микрофинансирования получена данная субсидия в сумме 17 027 027 руб.
Размер данной суммы, ее получение и использование не оспариваются.
УФК проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, предоставленных в рамках подпрограммы "Развития малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Приказ N 185 от 28.04.2018).
В ходе проведения проверки УФК установлено нарушение условий предоставления и использования средств федерального бюджета в сумме 17 027 027 руб., выразившееся в том, что субъект подал заявление и заявку на получение субсидии на создание и увеличение капитализации фонда микрозаймов Фонду микрофинансирования, который не соответствует условиям и требованиям конкурсного отбора, и представлена отчетность о деятельности Фонда, содержащая недостоверные данные, на основании которых по результатам отбора Минэкономразвития РФ предоставлена субсидия из федерального бюджета по направлению развития микрофинансовых организаций.
По результатам проверки составлен акт от 25.05.2018 и вынесено оспариваемое представление, в котором УФК потребовало от Министерства рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в установленный срок.
Не согласившись с правомерностью указанного представления УФК, Министерство оспорило его в арбитражном суде.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявления, правомерно руководствуясь следующим.
В оспариваемом представлении указано на нарушение части 3 статьи 132 БК РФ, согласно которой Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации; определяющему условия предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации; устанавливающему, что предоставление субсидий на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
Приложением N 10 Правил N 316 (в редакции от 29.12.2016 N 1538), на нарушение которых ссылается УФК, предусмотрено, что основаниями для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии являются: непредставление или представление в неполном объеме документов, необходимых для получения субсидии; недостоверность сведений, указанных в представленных документах; выявление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и (или) Счетной палатой Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, факта бюджетного нарушения, за совершение которого Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждении, и предоставление указанными государственными органами финансового контроля в Министерство экономического развития Российской Федерации соответствующего заключения, а также выявление факта нарушения субъектом Российской Федерации условий соглашений, заключенных в течение 2 лет, предшествующих текущему финансовому году, в части расходования предоставленных субсидий (пункт 48 Приложения).
Субъекты Российской Федерации несут ответственность за соблюдение настоящих Правил, осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе за их целевое использование, а также за достоверность представляемых сведений, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации несет ответственность за своевременность и полноту финансового обеспечения расходов, подлежащих осуществлению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, предоставляемых в целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, и субсидии (пункт 56 Приложения N 10 Правил N 316).
Министерство экономического развития Российской Федерации в рамках мероприятия, указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил, устанавливает требования к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств), микрофинансовым организациям предпринимательского финансирования первого и второго уровня, в целях получения субсидии на создание и (или) развитие фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств) субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить соответствие требованиям, установленным Министерством экономического развития Российской Федерации, в целях получения субсидии на создание и (или) развитие микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования первого и второго уровня субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить соответствие требованиям, указанным в условиях конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требованиям к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 60 Приложения N 10 Правил N 316).
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что заявителю являлась очевидной подача им документов согласно Приложению N 10, равно как и необходимость соответствия Фонда требованиям условий конкурсного отбора, предусмотренных Приказом Минэкономразвития N 167.
Требования и условия конкурсного отбора установлены пунктами 2.2.1, 2.2.20 и 2.2.23 Приказа Минэкономразвития N 167, согласно которым микрофинансовые организации созданы и функционируют в соответствии со следующими требованиями, установленными пунктами 2.2.2 - 2.2.28 настоящих условий и требований:
- показатель эффективности размещения средств (ЭРс) микрофинансовой организации составляет 68,3%, тогда как должен быть не менее 70% (пункт 2.2.20 Приказа N 167),
- показатель риск портфеля больше 30 дней микрофинансовой организации составляет 73,6%, тогда как не должен превышать 12% (пункт 2.2.23 Приказа N 167).
Приведенные показатели рассчитываются по формулам, установленным пунктами 2.2.20 и 2.2.23 Приказа N 167.
Доводы Министерства относительно того, что проверяющими при расчете показателей применены ошибочные показатели отчетности Фонда, рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены как основанные на неправильном толковании норм права и не соответствующие материалам дела.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно указали, что в рассматриваемом случае установленные пунктами 2.2.20 и 2.2.23 Приказа Минэкономразвития N 167 условия конкурса не соблюдены.
Оспариваемым представлением от 26.06.2018 N 35-22-19/20 УФК потребовало от Министерства рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в установленный срок.
Доводы подателя жалобы относительно вынесения представления в отношении ненадлежащего лица - Министерства, не могут быть приняты во внимание, поскольку в рассматриваемом случае именно оно являлось уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области для осуществления взаимодействия с Минэкономразвития РФ и готовило документы, приложенные к заявлению на участие в рассмотрении мероприятий субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении норм права, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 по делу N А21-9771/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.