01 октября 2019 г. |
Дело N А42-12098/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кустова А.А., Судас Н.Е.,
рассмотрев 30.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" на решение Арбитражного суда мурманской области от 29.03.2019 (судья Лесной И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 (судьи Медведева И.Г., Несмиян С.И., Савина Е.В.) по делу N А42-12098/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управдом", место нахождения: 183017, Мурманская область, город Мурманск, улица Сафонова, дом 30, ОГРН 1145190007830, ИНН 5190035209 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Мурманэнергосбыт", место нахождения: 183034, Мурманская область, город Мурманск, улица Свердлова, дом 39, корпус 1, ОГРН 1095190009111, ИНН 5190907139 (далее - Компания) о взыскании 11 690 руб. 60 коп. неосновательного обогащения за период с января по октябрь 2018 года.
Решением суда от 29.03.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2019 решение суда от 29.03.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотренное в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что суды ошибочно не установили наличие законных оснований для расчета потребленного ресурса, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а также не учли правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232. Податель жалобы ссылается на то, что формулы расчета стоимости ГВС, утвержденные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), не предусматривают использование в расчетах фактически потребленного на нагрев ГВС объема теплоэнергии, определенного по показаниям ОПУ. Формулы содержат только норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который в спорном случае отличается от фактически потребленной теплоэнергии, определенной по ОПУ. Податель жалобы полагает, что в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома (далее - МКД). Верховным судом Российской Федерации установлено, что применение при расчетах стоимости коммунальной услуги по горячему водоснабжению показаний приборов учета, измеряющих объем теплоэнергии, затраченной на нагрев холодной воды (теплоносителя), не предусмотрено. В случае установления двухкомпонентных тарифов на ГВС стоимость компонента на теплоэнергию определяется по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
В отзыве ответчик просит оставить судебные акты без изменения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что между Обществом (абонент) и Компанией (теплоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения по приобретению тепловой энергии (в составе горячей воды), потребляемой при содержании общего имущества в МКД от 03.07.2017 N 863S (далее - Договор).
Объектом теплоснабжения по договору является, в том числе, МКД N 13 по улице Миронова в городе Мурманске.
Разделом 5 Договора установлен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого в МКД, в случае наличия либо отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода прибора учета из строя.
Согласно пункту 7.1 Договора стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Стоимость коммунального ресурса, поставляемого по настоящему договору, рассчитывается исходя из тарифов для населения с учетом НДС 18% (пункт 7.4 Договора).
Выставленные Компанией за период январь - октябрь 2018 года счета на оплату тепловой энергии, потребленной при содержании общего имущества в спорном МКД, оплачены Обществом в полном объеме.
Однако, полагая, что Компания неверно определила стоимость коммунального ресурса, тем самым завысила сумму за потребленный ресурс, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения. Ответчик ошибочно при определении объема тепловой энергии на содержание общего имущества в МКД использовал показания общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что Компания правомерно определила объем тепловой энергии на основании показаний общедомового прибора учета со ссылкой на установленные нормативы и тарифы. Суд пришел к выводу, что Компания расчет потребленного ресурса не завысила, переплата у Общества отсутствует.
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает судебные акты ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество.
В силу статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 Кодекса), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном толковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Следовательно, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Такой порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Такой правовой подход сформулирован в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2018 N 305-ЭС17-22548 и от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232.
Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 19.12.2017 N 57/9 для потребителей теплоснабжающих организаций (для населения) установлен двухкомпонентный тариф, состоящий из компонента на теплоноситель 26 руб. 43 коп./куб.м на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 и 27 руб. 75 коп./куб.м на период с 01.07.2018 по 31.12.2018, и компонента на тепловую энергию 3 309 руб. 86 коп./Гкал. на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 и 3400 руб./Гкал. на период с 01.07.2018 по 31.12.2018.
Постановлением администрации города Мурманска от 19.12.2006 N 1948 установлен норматив количества тепловой энергии для подогрева 1 куб.м воды - 0,062495 Гкал.
Постановлением администрации города Мурманска от 08.02.2013 N 243 постановление администрации города Мурманска от 19.12.2006 N 1948 отменено.
Постановлением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 26.02.2013 N 4 установлено, что до утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и электроснабжению рекомендовать при расчете платы применять нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и электроснабжению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, в спорный период в норматив количества тепловой энергии для подогрева 1 куб.м воды рекомендован и составляет 0,062495 Гкал.
С учетом изложенного выводы судов о том, что Компания правомерно определила объем тепловой энергии на основании показаний общедомового прибора учета, не соответствует действующему законодательству, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, проверить расчет истца, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 по делу N А42-12098/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.