30 сентября 2019 г. |
Дело N А13-15260/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии от администрации города Вологды Чекмаревой А.Л. (доверенность от 28.01.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Жилищно-строительная индустрия" Власова С.Г. (доверенность от 10.09.2019),
рассмотрев 25.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Жилищно-строительная индустрия" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А13-15260/2018 (судьи Докшина А.Ю., Болдырева Е.Н., Мурахина Н.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Жилищно-строительная индустрия", место нахождения, 160014, г. Вологда, ул. Саммера, 49, каб. 14, ОГРН 1033500040530, ИНН 3525108923 (далее - Общество, ООО "Жилстройиндустрия"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения администрации города Вологды, место нахождения: 160035, г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), от 27.06.2018 N 12-1-7/2127/6145 об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31.01.2019 (судья Киров С.А.) оспариваемый отказ Администрации признан незаконным; на Администрацию возложена обязанность выдать Обществу разрешение на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом N 21 по ГП III Южного жилого района по улице Маршала Конева в городе Вологде" в течение семи рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 решение от 31.01.2019 отменено; в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Жилстройиндустрия", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 04.07.2019 и оставить в силе решение от 31.01.2019. По мнению подателя жалобы, проектная документация соответствует требованиям к строительству как в части обеспечения пожарной безопасности, так и нормативным актам Администрации, регулирующим строительство данного жилого дома. Отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях реализации на территории Вологодской области программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" между Департаментом имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент) и ООО "Жилстройиндустрия" были заключены договоры от 15.05.2015 N 1 и N 2 о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса по Архангельской улице города Вологды.
В свою очередь, постановлением Администрации от 31.12.2015 N 10282 был утвержден "Проект планировки и межевания территорий III Южного жилого района по улице Маршала Конева в городе Вологде".
В ходе реализации указанных договоров Департамент и Общество заключили договоры от 08.12.2015 N 01-1506/1 и от 25.02.2016 N 01-1501/1 аренды земельных участков, расположенных в границах улицы Архангельской и улицы Маршала Конева города Вологды.
ООО "Жилстройиндустрия" 29.05.2018 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом N 21 по генеральному плану III Южного жилого района по улице Маршала Конева в городе Вологде" (далее - объект) с приложением следующих документов:
- правоустанавливающих документов на земельный участок;
- градостроительного плана земельного участка;
- положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства;
- материалов проектной документации (пояснительная записка (раздел 1), схемы планировочной организации земельного участка (раздел 2), архитектурных решений (раздел 3), сведений об инженерном оборудовании и сетях инженерно-технического обеспечения (раздел 5), проекта организации строительства объекта капитального строительства (раздел 6), перечня мероприятий по охране окружающей среды (раздел 8), мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (раздел 9), мероприятий по обеспечению доступа инвалидов (раздел 10), мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий приборами учета используемых ресурсов, энергетический паспорт (раздел 11.1), требовани1 к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства (раздел 10.1));
- технических отчетов по результатам инженерных изысканий.
По результатам рассмотрения заявления Общества Администрация приняла решение от 27.06.2018 N 12-1-7/2127/6145 об отказе в выдаче разрешения на строительство Объекта, сославшись на выявленные замечания к проектной документации, в числе которых обозначила следующее:
"- в разделе "Архитектурные решения" на фасадах А-Б, Б-А не обозначены лоджии;
- в экспертизе не указана информация о вводе объекта в эксплуатацию секциями;
- при вводе в эксплуатацию 1 и 2 этапов строительства не предусмотрена разворотная площадка для спецтехники. Пояснить доступ к земельному участку при поэтапном вводе в эксплуатацию;
- насосная и электрощитовая находятся в одном помещении;
- ввод водопровода не соответствует в разделах 2 "Схема планировочной организации земельного участка" и 5 "Сведения об инженерно-технических мероприятиях, содержание технологических решений"".
Указанным решением Администрация предложила Обществу повторно обратиться с соответствующим заявлением после устранения выявленных замечаний.
Не согласившись с данным решением Администрации, ООО "Жилстройиндустрия" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа Администрации.
Апелляционный суд не согласился с позицией суда первой инстанции в отношении первого и третьего доводов Администрации, положенных в основу оспариваемого отказа, в связи с чем отменил решение суда от 31.01.2019 и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в обжалуемой части, считает кассационную жалобу ООО "Жилстройиндустрия" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (в редакции, действовавшей на дату обращения Общества с заявлением в администрацию) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, перечень которых установлен частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство среди прочих документов прилагаются материалы, содержащиеся в проектной документации, в том числе:
- пояснительная записка;
- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
- архитектурные решения;
- проект организации строительства объекта капитального строительства.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
- проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
- выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 названного Кодекса).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, апелляционный суд заключил, что ООО "Жилстройиндустрия" представило в составе материалов проектной документации "Архитектурные решения", в которых на фасадах А-Б, Б-А не были обозначены лоджии, предусмотренные иными разделами проектной документации Объекта, в связи с чем признал законным отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство по указанному основанию.
Также апелляционный суд согласился с доводом Администрации (являющимся одним из оснований для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения) о том, что "при воде в эксплуатацию 1 и 2 этапов строительства не предусмотрена разворотная площадка для спецтехники. Пояснить доступ к земельному участку при поэтапном вводе в эксплуатацию".
С целью проверки вышеуказанного довода, основанного на сравнении сведений, содержащихся в разделе 9 проектной документации - "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", со сведениями иных разделов документации судом апелляционной инстанции была приобщена к материалам дела копия названного документа.
Исследовав содержание раздела 9 проектной документации ("Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"), в том числе его листа 6, апелляционная инстанция установила, что сведений именно о наличии временных разворотных площадок для спецтехники на период строительства дома, также как и каких-либо условных обозначений на листе 6 указанной документации не имеется.
Апелляционным судом была дана подробная оценка выводам суда первой инстанции о наличии разворотных площадок и доступа пожарной техники к земельному участку при поэтапном вводе дома в эксплуатацию, и эти выводы признаны противоречащими имеющимся в деле доказательствам.
На основе анализа проектной документации, в том числе раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка" и соотнесения чертежей этого раздела - "Разбивочный план" и "План покрытий", апелляционная инстанция пришла к выводу о несоответствии проектной документации в рассматриваемой части нормам Федеральных законов от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также требованиям Свода Правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно признал законным отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство в этой части.
Согласно пункту 2 части 12 статьи 48, подпункту "б" пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ, пункту 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, обязательной частью проектной документации является схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, которая должна содержать в текстовой части обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, в графической части - обозначение мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства, подъездов и проходов к ним.
Таким образом, исходя из указанных правовых норм, отображаемые в графической части схемы планировочной организации земельного участка подъезды (проходы) к объекту капитального строительства, разворотные площадки для специальной техники являются элементами проектирования и строительства.
Несоответствие проектной документации Объекта требованиям, предъявляемым к проектированию и строительству объектов капитального строительства, исключает возможность возложения на Администрацию обязанности выдать Обществу испрашиваемое разрешение.
При этом, как справедливо отмечено апелляционным судом, наличие положительного заключения экспертизы проектной документации строительства Объекта не является безусловным основанием для признания этой документации соответствующей требованиям технических регламентов и не подлежащей проверке уполномоченным органом.
Проектная документация является одним из документов, необходимых для получения разрешения на строительство. Предоставление проектной документации, которая не соответствует требованиям законодательства в регулируемой сфере правоотношений, означает невыполнение Обществом требований части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Доводы ООО "Жилстройиндустрия" являлись предметом рассмотрения апелляционным судом, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А13-15260/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Жилищно-строительная индустрия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.