03 октября 2019 г. |
Дело N А05-15350/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от государственного унитарного предприятия Архангельской области "Фармация" Непомилуева Д.А. (доверенность от 01.06.2018), Прус О.О. (доверенность от 01.12.2017),
рассмотрев 30.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу N А05-15350/2018,
установил:
Государственное унитарное предприятие Архангельской области "Фармация", адрес: 163062, г. Архангельск, ул. Папанина, д. 19, ОГРН 1022900540618, ИНН 2900000247 (далее - ГУП АО "Фармация", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, оф. 142, ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919 (далее - УФАС, Управление), о признании недействительным решения от 24.10.2018 по делу N 55юл-18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ", адрес: 117342, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 40, подвал, пом. I, комн. 25, ОГРН 1047796450118, ИНН 7724514910 (далее - ООО "ЭТП ГПБ"), общество с ограниченной ответственностью "МедТраст", адрес: 107497, Москва, Монтажная ул., д. 9, стр. 1, пом. IV, оф. 14, ОГРН 1047796068704, ИНН 7708515722 (далее - ООО "МедТраст").
Решением суда первой инстанции от 28.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 06.06.2019 решение суда первой инстанции от 28.02.2019 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции УФАС указывает, что установленное заказчиком время подачи заявок с учетом выпавших на него двух выходных дней оказалось недостаточным для своевременной подготовки и подачи правильно оформленной заявки участниками редукциона, что послужило причиной для признания процедуры несостоявшейся и ограничило доступ к участию в торгах потенциальных участников. Управление также указывает, что апелляционный суд указанные обстоятельства не исследовал, ограничившись выводами о возможности аккредитации участника на электронной площадке.
В судебном заседании представители ГУП АО "Фармация" возразили против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям письменного отзыва.
Представители УФАС и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились; дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ГУП АО "Фармация" 12.10.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 31807022847 о проведении редукциона в электронной форме на право заключения договора на закупку медицинских изделий, а также документация о проведении редукциона в электронном виде. Начальная (максимальная) цена контракта - 147 061 318 руб. 59 коп. Адрес электронной площадки в сети Интернет - http://etp.gpb.ru/ (далее - электронная площадка).
Согласно извещению от 12.10.2018 N 31807022847 дата и время окончания подачи заявок: 09 час. 00 мин. 15.10.2018.
В дальнейшем, 15.10.2018 в 12 час. 43 мин. заказчиком размещены изменения в извещении и в редукционной документации, срок подачи заявок продлен до 09 час. 00 мин. 16.10.2018.
Закупочная деятельность Предприятия регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП АО "Фармация", утвержденным приказом генерального директора ГУП АО "Фармация" от 07.08.2018 N ПРК1143 (далее - Положение о закупках).
Полагая, что заказчиком в ходе проведения электронного редукциона сокращен срок подачи заявок в нарушение Положения о закупках, а также пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), ООО "МедТраст" 15.10.2018 обратилось с жалобой в УФАС.
Рассмотрение указанной жалобы осуществлялось Управлением в пределах доводов, составлявших предмет обжалования, с учетом их отсутствия относительно внесенных изменений от 15.10.2018 в извещение и редукционную документацию.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "МедТраст" УФАС 24.10.2018 приняло решение по делу N 55юл-18, которым признало жалобу ООО "МедТраст" обоснованной (пункт 1); заказчика - нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ (пункт 2); предписание не выдано, так как закупка признана несостоявшейся (пункт 3); материалы переданы в структурное подразделение УФАС для выявления признаков нарушений Федерального закона от 26.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 4).
Не согласившись с законностью решения УФАС, Предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что срок для подачи заявок на участие в редукционе, определенный заказчиком, не являлся объективно достаточным для подготовки и своевременной подачи заявки потенциальными участниками редукциона и соответствующих документов в ее составе, что свидетельствует об ограничении доступа к участию в закупке всем потенциальным участникам.
Апелляционный суд с данным выводом суда первой инстанции не согласился, указав, что требование подачи заявок участниками редукциона в установленный срок являлось одинаковым и равным для всех потенциальных участников, обеспечило заказчику гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств, в связи с чем данное требование не повлекло ограничения участия в торгах потенциальных участников.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 3.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов, аукциона, запроса котировок, запроса предложений; иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 указанной статьи.
Положением о закупках Предприятием установлен иной способ закупки - редукцион.
Пунктом 11.1.1.3 Положения о закупках определено, что извещение о проведении аукциона размещается в ЕИС не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок на участие в редукционе, если в документации о проведении редукциона не установлен иной срок.
Из пункта 14 редукционной документации и материалов дела следует, что с момента публикации извещения срок подачи участниками закупки заявок фактически установлен с 17 час. 41 мин. 12.10.2018 до 09 час. 00 мин. 15.10.2018.
13.10.2018 и 14.10.2018, включенные в этот период, являлись выходными днями (суббота и воскресенье).
В соответствии с протоколом подведения итогов редукциона от 18.10.2018 N 31807022847 подано 2 заявки от участников. Все поданные заявки участников отклонены, в связи с этим процедура закупки признана несостоявшейся.
Апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции об обоснованном принятии и рассмотрении УФАС жалобы ООО "МедТраст". Вместе с тем апелляционный суд посчитал, что в действиях Предприятия отсутствует вменяемое нарушение, поскольку установленный срок подачи заявок не являлся ограничением доступа к участию в торгах всем желающим. Данный вывод апелляционный суд аргументировал наличием у Предприятия обязательств перед медицинскими учреждениями Архангельской области в любой момент осуществить доставку медицинских изделий по срочной заявке в течение трех календарных дней, поэтому должно быть обеспечено наличие на складе определенного ассортимента товаров для непрерывного и своевременного оказания соответствующих услуг. Указанное обстоятельство, по мнению апелляционной инстанции, является достаточным основанием для проведения закупочных процедур в сокращенные сроки, что предусмотрено Положением о закупке.
Кассационный суд отмечает, что заказчик, разместив на сайте извещение и документацию о проведении закупки, приглашает неограниченный круг лиц, соответствующих заявленным требованиям документации, к участию в такой закупке.
Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права и возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации и условия участия в закупке), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.
Следовательно, как верно заметил суд первой инстанции, реализация права заказчика, предоставленного пунктом 11.1.1.3 Положения о закупках, на самостоятельное установление иного срока подачи заявок должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом принципов, установленных Законом о закупках.
Апелляционный суд указал, что невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Вывод об отсутствии ограничений заказчиком доступа к участию в торгах всех желающих участников апелляционный суд конкретизировал характером (товары медицинского назначения) и срочностью предлагаемой к поставке продукции, а также возможностью ускоренной регистрации участником закупки на электронной площадке.
Вместе с тем, суд первой инстанции справедливо отметил, что оценка соблюдения срока подачи заявки должна производиться исходя из цели его установления, направленной в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в редукционе всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отметил, что заявитель убедительно не пояснил и не представил документальных доказательств, подтверждающих объективную необходимость и срочность поставки всего количества наименований и объема медицинских изделий, являющихся предметом торгов, в том числе с учетом срока действия договора по 31.12.2019 и предусмотренной поставки по заявкам, а не разовой партией.
Управление отметило, что согласно пункту 5.6.2 регламента работы электронной площадки аккредитация на площадке составляет 5 дней, а преимущество в данной закупке имеют участники, заранее аккредитованные на данной электронной площадке и сотрудники которых работают в выходные дни.
Из регламента оказания услуг по сопровождению участников закупки на электронной площадке и тарифов оказания данных услуг следует, что ускоренная регистрация участника закупки осуществляется оператором в течение от 1 до 24 часов с момента получения от участника закупки полного пакета документа, а стоимость данной услуги составляет 12 900 руб.
Судами установлено, что с момента публикации извещения срок подачи участниками закупки заявок фактически составлял с 17 час. 41 мин. (завершение рабочего дня пятницы) 12.10.2018 до 09 час. 00 мин. 15.10.2018, при этом 13.10.2018 и 14.10.2018, вошедшие в этот период, являлись выходными днями (суббота и воскресенье).
УФАС и судом первой инстанции отмечено, что указанное время было объективно недостаточным для подготовки и направления заявки в рассматриваемой закупке, поскольку объектами закупки являлось значительное количество медицинских изделий (80 наименований, 14 398 условных единиц), применяемых в кардиологии, с большим перечнем характеристик.
Продление срока подачи заявок до 09 час. 00 мин. 16.10.2018 размещением 15.10.2018 в 12 час. 43 мин. изменения в извещении и в редукционной документации не повлияло на ситуацию и рассматриваемую возможность потенциальных участников по подготовке и подаче заявки, которая оценивается и решение о принятии в закупке изначально принимается с момента ознакомления с извещением о начале закупки.
Исходя из изложенного, у суда апелляционной инстанции не имелось необходимых по части 1 статьи 270 АПК РФ оснований для отмены правильного решения суда первой инстанции. Решение суда первой инстанции было вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не имел правовых оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда от 06.06.2019 подлежит отмене, а решение суда от 28.02.2019 по настоящему делу - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу N А05-15350/2018 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.02.2019 по данному делу.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.