04 октября 2019 г. |
Дело N А56-130792/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Пастуховой М.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно - энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Борисова Р.Б. (доверенность от 16.08.2019), от Жилищного комитета Санкт-Петербурга Гуттиной Н.А. (доверенность от 28.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 по делу N А56-130792/2018,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт - Петербургу в лице Жилищного комитета, адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 55 521 руб. 48 коп. задолженности по субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с октября 2016 года по декабрь 2016 года по договорам теплоснабжения в горячей воде от 01.07.2009 N 993.34.038.1; от 01.10.2008 N 9160.038.1, от 01.10.2008 N 9083.038.1, от 01.03.2010 N 11704.038.1; от 01.02.2010 N 11672.038.1; от 01.02.2010 N 11674.038.1; от 01.08.2010 N 11865.038.3; от 01.12.2010 N 11995.038.1.
Решением от 25.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.06.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 25.02.2019 и постановление от 13.06.2019, отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, Предприятие не представило надлежащие документы, подтверждающие объем тепловой энергии, применяемый при расчете субсидии, и не доказало ее размер.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 2") заключили договоры теплоснабжения в горячей воде от 01.10.2008 N 9160.038.1, от 01.10.2008 N 9083.038.1, от 01.07.2009 N 993.34.038.1, от 01.03.2010 N 11704.038.1, от 01.02.2010 N 11672.038.1, от 01.02.2010 N 11674.038.1, от 01.08.2010 N 11865.038.3 и от 01.12.2010 N 11995.038.1 (далее - Договоры), по которым энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде в многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями, расположенные по адресам: Индустриальный пр., д. 23, лит. А; пр. Ударников, д.38, корп.1, лит. А; пр. Наставников, д. 8, корп.1, лит. А; Индустриальный пр., д.17, корп.2, лит. А; Индустриальный пр., д.38, корп.1, лит. А; пр. Наставников, д. 24, корп.2, лит. А; пр. Наставников, д. 28, корп.1, лит. А; ул. Лазо, д. 14, ул. Лазо, д. 16, лит. А; Синявинская ул., д. 4, лит. А., а абонент - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
Во исполнение Договоров в период с октября по декабрь 2016 года Предприятие поставило тепловую энергию в спорные многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Жилкомсервис N 2".
По договору от 01.07.2009 N 993.34.038.1 в спорный период Предприятие поставило тепловую энергию на общую сумму 3 650 432 руб. 79 коп., в том числе 2 474 803 руб. 75 коп. - стоимость тепловой энергии, рассчитанная по тарифу для населения, и 1 172 629 руб. 04 коп. межтарифная разница, из которых Комитет не оплатил 2 966 руб. 38 коп.;
по договору от 01.10.2008 N 9160.038.1 - тепловую энергию на общую сумму 1 418 047 руб. 03 коп., в том числе 961 362 руб. 20 коп. - стоимость тепловой энергии, рассчитанная по тарифу для населения, и 456 684 руб. 83 коп. межтарифная разница, из которых Комитет не оплатил 19 077 руб. 33 коп.;
по договору от 01.10.2008 N 9083.038.1 - тепловую энергию на общую сумму 1 605 990 руб. 73 коп., в том числе 1 106 397 руб. 31 коп. - стоимость тепловой энергии, рассчитанная по тарифу для населения, и 499 593 руб. 42 коп. межтарифная разница, из которых Комитет не оплатил 1 764 руб. 42 коп.;
по договору от 01.03.2010 N 11704.038.1 - тепловую энергию на общую сумму 1 687 309 руб. 41 коп., в том числе 1 144 090 руб. 85 коп. - стоимость тепловой энергии, рассчитанная по тарифу для населения, и 543 218 руб. 56 коп. межтарифная разница, из которых Комитет не оплатил 12 443 руб. 41 коп.;
по договору от 01.02.2010 N 11672.038.1 - тепловую энергию на общую сумму 1 980 461 руб. 83 коп., в том числе 1 342 650 руб. 21 коп. - стоимость тепловой энергии, рассчитанная по тарифу для населения, и 637 811 руб. 62 коп. межтарифная разница, из которых Комитет не оплатил 3 220 руб. 64 коп.;
по договору от 01.02.2010 N 11674.038.1 - тепловую энергию на общую сумму 1 461 215 руб. 34 коп., в том числе 996 948 руб. 89 коп. - стоимость тепловой энергии, рассчитанная по тарифу для населения, и 464 266 руб. 45 коп. межтарифная разница, из которых Комитет не оплатил 3 081 руб. 96 коп.;
по договору от 01.08.2010 N 11865.038.1 - тепловую энергию на общую сумму 458 840 руб. 21 коп., в том числе 318 587 руб. 92 коп. - стоимость тепловой энергии, рассчитанную по тарифу для населения, и 140 252 руб. 29 коп. межтарифная разница, из которых Комитет не оплатил 755 руб. 07 коп.;
по договору от 01.12.2010 N 11995.038.1 - тепловую энергию на общую сумму 468 678 руб. 99 коп., в том числе 317 740 руб. - стоимость тепловой энергии, рассчитанная по тарифу для населения, и 150 938 руб. 99 коп. межтарифная разница, из которых Комитет не оплатил 12 212 руб. 27 коп.
Таким образом, общая задолженность Комитета по оплате разницы в тарифах составила 55 521 руб. 48 коп.
Комитет и Предприятие (получатель субсидий) заключили договор о предоставлении субсидии от 08.02.2016 N ВВД-01, соглашение о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 26.01.2018 N 1-1-ВВД.
Письмом от 16.05.2018 N 58-12/18223 Предприятие обратилось в адрес Комитета с просьбой выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов с приложением подписанных сторонами актов сверки объемов потребленной тепловой энергии за период с октября по декабрь 2016 года. Претензия оставлена Комитетом без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что Комитет не в полном объеме возместил разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения в отношении тепловой энергии, поставленной в период с октября по декабрь 2016 года, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что во исполнение Договоров в спорный период Предприятие поставило в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Жилкомсервис N 2", тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные часть 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт- Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" Предприятию установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2016 год.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 год" установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, на 2016 год.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ей экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично- правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 утвержден Порядок предоставления в 2018 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, возникших за период с января по декабрь 2016 года (далее - Порядок N 1174).
Согласно пункту 3.6 Порядка N 1174 объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий в соответствии с пунктом 3.4 и 3.5 названного Порядка, определяются на основании актов сверок, указанных в абзаце четырнадцатом пункта 2.2 Порядка N 1174.
В силу пункта 3.7 Порядка N 1174 предоставление субсидий осуществляется на основании отчетов и актов сверок. Отчеты и акты сверок представляются получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта. ГУП ВЦКП "ЖХ" осуществляет проверку представленных отчетов на их соответствие актам сверок либо судебным актам и по результатам проверки направляет в Комитет соответствующие сведения.
Из материалов дела следует, что Предприятие направило в адрес Комитета письмо-претензию от 16.05.2018 N 58-12/18223 о предоставлении субсидий с приложением актов сверки объемов тепловой энергии, потребленной в период с октября по декабрь 2016 года на основании Договоров.
В названной претензии Предприятие пояснило, что в актах сверки объем тепловой энергии, поставленной в спорный период, определен исходя из фактического объема тепловой энергии по данным Предприятия.
Как видно из материалов дела, в обоснование объема поставленной тепловой энергии Предприятие представило расчет, счета-фактуры, акты сверок, подписанные ООО "Жилкомсервис N 2" с разногласиями, которые управляющая организация не обосновала.
Комитет выплатил субсидии во внесудебном порядке в части того объема коммунального ресурса, который подтвердило в актах сверки ООО "Жилкомсервис N 2".
Между тем, ответчик не представил доказательств, свидетельствующих, что имела место поставка тепловой энергии в ином объеме; документально расчет истца не опроверг, контррасчет не представил.
Признав документально подтвержденными объемы теплопотребления ООО "Жилкомсервис N 2" в спорный период, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 по делу N А56-130792/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.