04 октября 2019 г. |
Дело N А42-10949/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
рассмотрев 01.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А42-10949/2018,
установил:
Муниципальное казенное учреждение города Апатиты "Управление городского хозяйства", адрес: 184209, Мурманская область, город Апатиты, Московская улица, дом 16А, ОГРН 1055100011053, ИНН 5101200823 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Мурманской области", адрес: 183025, город Мурманск, улица Капитана Буркова, дом 4, ОГРН 1025100853161, ИНН 5191501533 (далее - Комиссариат), о взыскании 7544 руб. 14 коп. в возмещение затрат на погребение пенсионера из числа военнослужащих.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - МО РФ); государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области, адрес: 183025, город Мурманск, улица Полярные Зори, дом 26, ОГРН 1025100846814, ИНН 5191120055 (далее - ОПФ РФ по Мурманской области); государственное учреждение - Мурманское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 183050, город Мурманск, Кольский проспект, дом 156, ОГРН 1025100836166, ИНН 5191120200.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комиссариат просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
По мнению подателя кассационной жалобы, при определении юридически значимых обстоятельств не было учтено, что Артеменко В.И. захоронен как умерший, не имеющий супруги, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязательство осуществить погребение. При обращении к Комиссариату с заявлением о возмещении 7544 руб. 14 коп. Учреждение представило, в том числе, справку филиала 2 МРО ФСС РФ N 15012/N682, согласно которой Артеменко В.И. на день смерти добровольно не вступал в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ). Указанная справка выдана для возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ). Учреждение не вправе получать социальное пособие на погребение Артеменко В.И., так как погребение осуществлялось Учреждением в соответствии со статьей 12 Закона N 8-ФЗ. В данном случае стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, компенсируется за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Частью 2 статьи 10 Закона N 8-ФЗ гарантирована выплата социального пособия на погребение, а не возмещение стоимости услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Выводы судов о том, что за погребение Артеменко В.И. положена выплата социального пособия на погребение, которая должна производиться по линии Министерства обороны, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, противоречит действующему законодательству. Кроме того, Комиссариат считает, что на него неправомерно возложена обязанность по оплате государственной пошлины.
До судебного заседания в суд от ОПФ РФ по Мурманской области и МО РФ поступили отзывы на кассационную жалобу.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в нем не явились, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Учреждение является исполнителем полномочий специализированной службы по вопросам захоронения на территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией и оказывает услуги по погребению согласно гарантированному перечню.
На основании письма ГОАУСОН "Апатитский КЦСОН" от 24.01.2017 N 012-1 Учреждением силами подрядчика общества с ограниченной ответственностью "Мой город плюс" 26.01.2017 осуществлено погребение умершего гражданина Артеменко В.И., являвшегося получателем пенсии по линии МО РФ и состоявшего на учете в Комиссариате.
Факт погребения подтвержден актом от 31.05.2017 N 000034 и выставленным счетом от 31.05.2017 N 34. Расходы по погребению Артеменко В.И. составили 7544 руб. 14 коп.
Учреждение обратилось к Комиссариату с письмом от 24.05.2017 N 03-2230 о возмещении стоимости предоставленных услуг, поскольку возмещение специализированной службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню по погребению пенсионера из числа военнослужащих, осуществляется органом, в котором умерший получал пенсию.
Комиссариат отказался добровольно возмещать понесенные Учреждением расходы.
Учреждение обратилось к Комиссариату с претензией от 29.08.2018 N 01-3977 о возмещении 7544 руб. 14 коп. понесенных затрат.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием обращения Учреждения в суд с иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона N 8-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 "Об утверждении положения о военных комиссариатах" (далее - Указ N 1609), статьей 110 АПК РФ, пришел к выводу о том, что обязанность по возмещению затрат на погребение Артеменко В.И. возложена на Комиссариат.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела умершего на кладбище; 4) погребение.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ услуги по погребению, указанные в пункте 1 этой статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В пункте 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ указано, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
- Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
- федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с этим пунктом;
- Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
- бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
В пункте 2 статьи 10 Закона N 8-ФЗ указано, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти: органом, в котором умерший получал пенсию; организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего; органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности; территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
Согласно подпункту 38 пункта 17 Указа N 1609 основными задачами военных комиссариатов являются, в том числе, организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Апелляционный суд в постановлении указал, что положения Закона N 8-ФЗ не связывают право на возмещение расходов на ритуальные услуги с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с умершим, Закон N 8-ФЗ не запрещает произведенные на ритуальные услуги расходы возмещать юридическим лицам.
В пункте 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ установлен порядок возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела при погребении умерших стоимости оказанных ею услуг, а именно порядок, указанный в пункте 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
В соответствии со статьей 11 Закона N 8-ФЗ погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
Артеменко В.И. являлся пенсионером из числа военнослужащих, что Комиссариатом не оспаривается.
Согласно письму ГОАУСОН "Апатитский КЦСОН" от 24.01.2017 Артеменко В.И. являлся получателем пенсии МО РФ и ЕДВ Апатитского ПФР.
Учитывая данное обстоятельство, а также положения статьи 11 Закона N 8-ФЗ, суды пришли к правомерному и обоснованному выводу о взыскании 7544 руб. 14 коп. в возмещение затрат на погребение пенсионера из числа военнослужащих именно с Комиссариата.
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Материалами дела подтверждается несение истцом расходов на уплату государственной пошлины по настоящему делу в размере 2000 руб., что подтверждается платежным поручением от 02.11.2018 N 96597.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с Комиссариата в пользу Учреждения 2000 руб. 00 коп. судебных расходов (по оплате государственной пошлины), поскольку Комиссариат не освобожден от взыскания судебных расходов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, суды правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А42-10949/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.