10 октября 2019 г. |
Дело N А42-80/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Боголюбовой Е.В., Васильевой Н.В.,
рассмотрев 03.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу N А42-80/2019,
установил:
Производственный кооператив рыбоводная сельскохозяйственная артель "Ударник-3", адрес: 184030, Мурманская обл., Кандалакшский р-н, н.п. Белое Море, ОГРН 1025100539287, ИНН 5102014548 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании не соответствующими пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) действий Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 7, ОГРН 1075190009795, ИНН 5190163962 (далее - Управление), направленных на одностороннее расторжение договора от 31.12.2015 N А-43/2015 о пользовании рыбоводным участком (далее - Договор), выраженных в уведомлении от 28.09.2018 N 13-08/4341; и об обязании Управления восстановить нарушенное право Кооператива - отозвать данное уведомление.
Решением от 25.03.2019 суд признал действия Управления по расторжению в одностороннем порядке Договора незаконными и обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кооператива; взыскал с Управления в пользу Кооператива судебные расходы в размере 3000 руб.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 решение от 25.03.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение от 25.03.2019 и постановление от 26.06.2019. По мнению Управления, суды не дали надлежащую оценку представленным в деле доказательствам, подтверждающим тот факт, что Кооператив не ведет деятельность в области аквакультуры, не приняли во внимание акт проверки соблюдения договорных обязательств от 20.07.2016 и акт выпуска объектов индустриальной аквакультуры в искусственно созданной среде обитания от 26.07.2018.
Кроме того, Управление считает, что судами неверно истолкована часть 3 статьи 9 Закона об аквакультуре. По мнению Управления, из данной нормы следует, что договор досрочно расторгается в одностороннем порядке после установления факта неосуществления пользователем в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком; при этом данная норма не предусматривает сроков реализации права на досрочное расторжение договора, а двухлетний срок неосуществления пользователем деятельности является условием, при наступлении которого у Управления возникает право на досрочное расторжение Договора..
В Арбитражный суд Северо-Западного округа от Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое было рассмотрено судом и удовлетворено.
Стороны в судебное заседание представителей не направили, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление и Кооператив (пользователь) заключили Договор, по условиям которого для осуществления индустриальной аквакультуры (рыбоводства) Кооперативу представлен рыбоводный участок площадью 22 га в Белом море, Мурманская обл., Кандалакшский р-н, акватория губы Княжая (далее - Договор).
Согласно пункту 4.2 Договор заключен на срок 25 лет, дата окончания действия Договора - 31.12.2040.
На основании пункта 5.4 Договор подлежит досрочному расторжению в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию Управления в случае использования пользователем рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов или неосуществления пользователем в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором, с момента установления уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности.
Письмом от 02.02.2018 N 05-70/514 Управление предложило Кооперативу в срок до 01.03.2018 представить информацию о планируемой деятельности в части осуществления товарной аквакультуры в рамках указанного Договора.
Письмом от 19.03.2018 N 06 Кооператив уведомил Управление о том, что в настоящее время осуществляет деятельность по подготовке к вводу в эксплуатацию рыбоводного хозяйства.
Должностными лицами отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Кандалакшскому району 23.05.2018 в ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения проведена проверка соблюдения Кооперативом условий договорных обязательств, в ходе которой установлено, что на момент осмотра в географических границах, установленных Договором, отсутствует рыбоводная инфраструктура, деятельность в области аквакультуры не осуществляется. Данные обстоятельства зафиксированы в акте от 23.05.2018.
Письмом от 25.06.2018 N 13-08/2785 Управление предложило Кооперативу в добровольном порядке досрочно расторгнуть Договор по причине неосуществления деятельности в области товарной аквакультуры (рыбоводства).
В письме от 30.07.2018 N 09 Кооператив сообщил Управлению, что он осуществил подготовку и ввел в эксплуатацию рыбоводное хозяйство.
Уведомлением от 28.09.2018 N 13-08/4341 Управление отказалось от Договора на основании пункта 5.4, поскольку с 2016 по 2017 год деятельность в области товарной аквакультуры (рыбоводства) на переданном Кооперативу рыбоводном участке не осуществлялась.
Указывая на то, что действия Управления, направленные на одностороннее расторжение Договора, выраженные в уведомлении от 28.09.2018 N 13-08/4341, не соответствуют закону, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев заявление Кооператива по правилам главы 24 АПК РФ, признали заявленные требования обоснованными и удовлетворили их.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 1 статьи 9 Закона об аквакультуре по договору пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (далее - договор пользования рыбоводным участком), собственник этого участка обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 10 данного закона) во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
На основании части 3 статьи 9 Закона об аквакультуре договор пользования рыбоводным участком подлежит досрочному расторжению в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию собственника рыбоводного участка в случае использования рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов или неосуществления рыбоводным хозяйством в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности.
Управление расторгло Договор в одностороннем порядке в связи с неосуществлением Кооперативом деятельности, предусмотренной Договором, в течение двух лет подряд.
Суды проанализировали часть 3 статьи 9 Закона об аквакультуре и пункт 5.4 Договора и пришли к правильному выводу о том, что его досрочное расторжение в одностороннем порядке возможно только при неосуществлении Кооперативом деятельности, предусмотренной Договором, в течение двух лет подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности, в рассматриваемом случае - с момента составления должностными лицами отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Кандалакшскому району акта проверки от 23.05.2018.
Суды правомерно посчитали, что односторонний отказ Управления от Договора (уведомлением от 28.09.2018) заявлен до истечения двух лет с момента установления факта неосуществления индустриальной аквакультуры (рыбоводства) на рыбоводном участке, что не соответствует закону и условиям Договора.
Кроме того, суды учли, что в апреле - сентябре 2017 года Кооператив предоставлял Управлению сведения об осуществлении в 2016 - 2017 годах деятельности, предусмотренной Договором. Также в деле имеются доказательства проведения Кооперативом мероприятий по подготовке к осуществлению деятельности на рыбоводном участке, а 26.07.2018 Кооператив произвел выпуск индустриальной аквакультуры в искусственно созданную среду обитания (садки) на рыбоводном участке.
Установив отсутствие у Управления правовых оснований для досрочного расторжения Договора, суды правомерно признали такие действия Управления не соответствующими положениям части 3 статьи 9 Закона об аквакультуре и пункту 5.4 Договора, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы подателя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу N А42-80/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.