09 октября 2019 г. |
Дело N А26-13257/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
рассмотрев 07.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТПК Юрма" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по делу N А26-13257/2018,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТПК Юрма", адрес: 175204, Новгородская область, г. Старая Русса, ул. Возрождения, д. 166А, кв. 8, ОГРН 1091001014433, ИНН 1001228673 (далее - Общество) о взыскании (с учетом уточнения размера требований) 4 583 908 руб. ущерба, причиненного незаконной рубкой, 18 102 руб. 57 коп. договорной неустойки, начисленной за оставление невывезенной в срок древесины, оставление компактных недорубов и оставление завышенных пней.
Решением суда от 31.03.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты по делу в части взыскания 4 583 908 руб. ущерба. По мнению Общества, ущерб лесному хозяйству не был нанесен, поскольку спорная делянка подлежала сплошной рубке, арендная плата внесена полностью. Общество также указывает на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Представители сторон в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 16.08.2011 N 144-з, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 34 416,5 га, расположенный на территории Беломорского лесничества Беломорского муниципального района Республики Карелия. Срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации на 25 лет. Из содержания пункта 1.5 договора следует, что лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины. Согласно пункту 3.3 договора пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений.
На основании лесной декларации от 13.07.2016 N 4 Общество в период с 24.07.2016 по 23.07.2017 года осуществляло заготовку древесины в квартале 215 выделы 29, 31 лесосека 2 площадью 18,2 га Хвойного участкового лесничества (выдел 29 - площадь 8 га, выдел 31 - площадь 10,2 га).
При осуществлении текущего лесного контроля государственными лесными инспекторами проведен осмотр лесосеки в квартале 215 выделы 29, 31 Хвойного участкового лесничества, оформленный актом от 11.08.2016 с приложениями к нему.
В ходе контроля установлено, что таксационные визиры для проведения ленточного перечета, указанные арендатором на абрисе (приложение к лесной декларации), в натуре не заложены. При натурном обследовании выявлено расхождение данных по запасу древесины с данными, заявленными в лесной декларации.
За нарушение правил заготовки древесины Общество постановлением от 29.06.2017 N 285/17л привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ. Данное постановление было оспорено Обществом в судебном порядке в рамках дела N 12-62/2017. Решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 05.09.2017 по делу N 12-62/2017 признаны подтвержденными обстоятельства, установленные при контрольной проверке 11.08.2016.
В дальнейшем по заявлению Общества о полном завершении лесосечных работ и проведении досрочной приемки мест рубок, Министерство провело осмотр лесосеки. По результатам осмотра составлен акт от 23.05.2017 N 7.
По результатам перечета общий объем вырубленной древесины составил 3 470 куб.м при заявленном 2 653 куб.м (расхождение более 10% от объема, заявленного в лесной декларации). Определен объем незаконно вырубленной древесины: ель - 574 куб.м, осина - 521 куб.м.
Актом контрольного осмотра от 19.06.2017 N 1 подтверждены выводы осмотра от 23.05.2017.
Полагая рубку лесных насаждений в объеме, превышающем задекларированный, незаконной, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, заявив, в том числе, требование о взыскании ущерба.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 26, 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), нормами постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о правомерности и обоснованности требования Министерства о взыскании ущерба.
Кассационная инстанция, изучив материалы рассматриваемого дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества исходя из следующего.
ЛК РФ (статья 100) и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (статьи 77 и 78) предусматривают, что вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления его размера.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является рубка с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
На начальную дату, заявленную в декларации, действовали Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила N 337). Согласно пункту 18 Правил N 337 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
Отвод и таксация лесосек обеспечиваются юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (пункт 20 Правил N 377). При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных выборочных рубках - с учетом по площади. Не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки лесосек.
Работа по таксации признается неудовлетворительной при расхождении данных ленточного перечета с данными проверки по общему запасу и запасу деловой древесины в делянке более чем 10%, а по отдельным породам - 12% (пункт 88 Наставлений по отводу и таксации лесосек, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 N 155). Аналогичные нормы содержатся в пунктах 18, 26 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, введенных в действие с 09.01.2017 взамен утративших силу Правил N 377.
Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 ЛК РФ).
Лесная декларация является документом, утверждающим в числе прочего допустимый объем рубки лесных насаждений на определенном участке в указанный в ней период времени. Такой объем определяется исходя из проекта освоения лесов, расчетной лесосеки и учитывает состав лесных насаждений, их возраст и другие характеристики, позволяющие осуществлять лесозаготовку без причинения вреда лесным запасам.
Заготовка древесины осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и лесной декларацией, в которую вносится информация о декларируемом периоде, а в приложении к декларации указываются сведения об объемах использования лесов.
Законодательство не позволяет арендатору осуществлять рубку с нарушением условий лесной декларации, требований по отводу и таксации лесосек, либо без лесной декларации.
В данном случае суды установили, что ответчик осуществил рубку лесных насаждений с превышением объемов разрешенной заготовки древесины, определенных в проекте освоения лесов и лесной декларации.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что вырубка лесных насаждений с превышением задекларированных объемов образует состав правонарушения, влекущего право требовать возмещения убытков, причиненных лесам.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (вместе с "Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства").
Проверив представленный Министерством расчет и признав его нормативно обоснованным и арифметически верным, суды удовлетворили заявленные требования о взыскании ущерба.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии ущерба лесам подлежат отклонению.
Как указывалось выше, лесная декларация устанавливает разрешенный объем рубки лесных насаждений на определенном участке (лесосеке) в указанный в ней период времени с учетом проекта освоения лесов.
С учетом длительности правоотношений по аренде лесного участка для заготовки древесины, в отличие от договора, лесная декларация конкретизирует разрешенный объем изъятия лесных ресурсов в соответствующем периоде, обеспечивая многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов по преобладающим породам на основании данных лесоустройства, государственного лесного реестра или специальных обследований лесов. Соблюдение указанных в лесной декларации объемов рубки способствует сохранению и воспроизводству лесных запасов, в то время как нарушение таких объемов может привести нерациональному использованию лесных ресурсов и их истощению.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по делу N А26-13257/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТПК Юрма" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.