10 октября 2019 г. |
Дело N А05-14459/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Титуса Д.Р. (доверенность от 01.10.2019),
рассмотрев 07.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.02.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А05-14459/2018,
установил:
Администрация муниципального образования "Няндомский муниципальный район", адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, ОГРН 1022901415954, ИНН 2918003087 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919 (далее - УФАС, Управление), о признании недействительными решения и предписания от 15.08.2018 по делу N 49-17.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район", адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, ОГРН 1022901415558, ИНН 2918001587 (далее - Комитет), акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания", адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 17, ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251 (далее - АО "АОЭК"), общество с ограниченной ответственностью "Соловки Электросбыт", адрес: 164200 Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 11, ОГРН 1112930000061, ИНН 2921012042 (далее - ООО "Соловки Электросбыт").
Решением суда первой инстанции от 22.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.07.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что договор аренды от 18.07.2017 был заключен с единственным исполнителем - АО "АОЭК", которому был установлен тариф на тепловую энергию во исполнение постановления Администрации от 18.07.2017, в условиях чрезвычайной ситуации и в защиту публичных интересов потребителей, что не противоречит требованиям законодательства. Податель жалобы не соглашается с выводом судов о невозможности применения к настоящему случаю Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), поскольку предметом закупки является заключение договора аренды имущества.
В судебном заседании представитель УФАС возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители иных участников дела, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, организатором открытого аукциона - Администрацией муниципального образования (далее также - МО) "Шалакушское" 26.06.2013 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение N 260613/1544003/02 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества муниципального образования "Шалакушское".
Предметом и объектом торгов являлся лот N 1 - теплоэнергетический комплекс, состоящий из объектов: блочно-модульная котельная общей площадью 1553,3 кв. метра (Архангельская обл., Няндомский р-н, пос. Шалакуша, Комсомольская ул., д. 6А), земельный участок для размещения производственного комплекса "Блочно-модульная котельная" с кадастровым N 29:12:090113:136 общей площадью 4677 кв. метра (Архангельская обл., Няндомский р-н, пос. Шалакуша, Комсомольская ул., д. 6а), теплотрасса, присоединенная к блочно-модульной котельной (Архангельская обл., Няндомский р-н, пос. Шалакуша, Комсомольская ул., сооружение 6в). Срок заключения договора - 10 лет. Целевое назначение - теплоснабжение объектов жилого, производственного и социально-бытового назначения в пос. Шалакуша.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению от 29.07.2013 N 260613/1544003/02 ООО "Соловки Электросбыт" признано единственным участником аукциона (подана единственная заявка). Аукцион признан несостоявшимся.
Администрацией МО "Шалакушское" и ООО "Соловки Электросбыт" заключен договор аренды объектов муниципальной собственности от 13.08.2013 N 2-А/2013 (далее - договор от 13.08.2013 N 2-А/2013).
Согласно распоряжению правительства Архангельской области от 29.12.2015 N 512-ра "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием "Няндомский муниципальный район" Архангельской области и муниципальными образованиями "Мошинское" и "Шалакушское" (далее - Распоряжение N 512-ра) МО "Шалакушское" передало в собственность МО "Няндомский муниципальный район" объекты теплоснабжения, являющиеся предметом договора от 13.08.2013 N 2-А/2013.
В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности МО "Няндомский муниципальный район" блочно-модульная котельная (Архангельская обл., Няндомский р-н, пос. Шалакуша, Комсомольская ул., д. 6а) и теплотрасса от блочно-модульной котельной (Архангельская обл., Няндомский р-н, пос. Шалакуша, Комсомольская ул., д. 6в) являются собственностью МО "Няндомский муниципальный район" на основании Распоряжения N 512-ра, акта приема-передачи объектов МО "Шалакушское", передаваемых в собственность МО "Няндомский муниципальный район" Архангельской области, от 27.01.2016.
Управление, рассмотрев поступившие из Агентства по тарифам и ценам Архангельской области материалы об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства при передаче Администрацией муниципального имущества (объекты теплоснабжения) ООО "Соловки Электросбыт" по договору от 13.08.2013 N 2-А/2013, установило, что с учетом требований пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 103-ФЗ) указанный договор действовал до 13.08.2016.
Установив бездействие Администрации, выразившееся в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения после 13.08.2016, в результате чего ООО "Соловки Электросбыт" в отсутствие законных оснований продолжало владеть и пользоваться муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения (теплоэнергетический комплекс), УФАС установило в действиях Администрации признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Предупреждением от 08.02.2017 N 08ш-2017, выданным на основании статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ, УФАС сообщило Администрации о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер, направленных на прекращение неправомерного (в нарушение требований Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении) использования ООО "Соловки Электросбыт" муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, и обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения МО "Шалакушское" на условиях концессии. В связи с данными обстоятельствами УФАС указало на необходимость организовать и провести торги в соответствии с требованиями Закона N 190-ФЗ и Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ, Закон о концессионных соглашениях).
По ходатайству Администрации от 30.06.2017 N 3444 Управление определением от 07.07.2017 N 05-03/3110 продлило срок выполнения указанного предупреждения.
Письмом от 18.12.2017 N 5668 Администрация сообщила Управлению о заключении Комитетом и ООО "Соловки Электросбыт" соглашения от 12.07.2017 о досрочном расторжении договора от 13.08.2013 N 2-А/2013.
Письмом от 26.12.2017 N 2705 Комитет сообщил Управлению, что муниципальное имущество, которое ранее было передано по договору аренды от 13.08.2013 N 2-А/2013 ООО "Соловки Электросбыт", в дальнейшем передано АО "АОЭК" по договору аренды от 18.07.2017 N 4, заключенному на срок до момента передачи имущества по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с Законом N 115-ФЗ и на основании протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Няндомского района о введении режима повышенной готовности от 18.07.2017 N 9 (далее - протокол заседания от 18.07.2017 N 9), постановления Администрации от 18.07.2017 N 973. Также Комитет указал, что на совещании, состоявшемся 13.11.2017, принято решение об объединении объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО "Няндомское" и МО "Шалакушское", и объектов водоснабжения, расположенных на территории МО "Мошинское", в один лот для передачи по концессионному соглашению. В указанных целях заключен договор на выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения МО "Шалакушское", после утверждения которой будет разрабатываться конкурсная документация на право заключения концессионного соглашения.
Установив, что предупреждение от 08.02.2017 N 08ш-2017 Администрацией в части принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения на условиях концессии путем организации и проведения торгов в соответствии с требованиями Закона N 190-ФЗ и Закона N 115-ФЗ, в установленный срок не выполнено, 28.12.2017 УФАС возбудило в отношении Администрации дело N 49-17 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Письмом от 05.02.2018 N 381 Администрация уведомила УФАС о расторжении договора от 13.08.2013 N 2-А/2013, выполнении работ по актуализации схемы теплоснабжения МО "Шалакушское" и принятии постановления от 31.01.2018 N 49, которым утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Согласно приложению к данному постановлению в указанный перечень включены, в том числе, объекты теплоснабжения, которые ранее являлись предметом договора от 13.08.2013 N 2-А/2013, а впоследствии стали предметом договора от 18.07.2017 N 4.
Письмом от 07.11.2017 N 2207 Комитет сообщил, что торги в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО "Шалакушское", не проводились. Договор аренды от 18.07.2017 N 4 заключен с АО "АОЭК", как с организацией, имеющей достаточное количество квалифицированного персонала, технические, финансовые и организационные возможности для принятия в эксплуатацию объектов теплоснабжения на территории МО "Шалакушское", на основании протокола заседания от 18.07.2017 N 9 и постановления Администрации от 18.07.2017 N 973.
Кроме того, рассмотрев материалы, поступившие от прокуратуры Няндомского района Архангельской области письмом от 13.10.2017 N 86-01-2017, Управление установило, что, заключая договор аренды от 18.07.2017 N 4 и передавая муниципальное имущество без проведения конкурса, орган местного самоуправления МО "Няндомский муниципальный район" создал преимущество АО "АОЭК" на рынке теплоснабжения МО "Шалакушское", что свидетельствует о признаках нарушения статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Управление направило в адрес Администрации и Комитета предупреждение от 20.11.2017 N 62ш-2017 о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, в связи с чем указало на необходимость в срок до 09.04.2018:
- отменить постановление Администрации от 18.07.2017 N 973, которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- принять меры по прекращению договора аренды от 18.07.2017 N 4, заключенного без проведения торгов, обеспечив возврат соответствующего муниципального имущества в казну.
Комитет представил пояснения от 09.04.2018 N 714/1, однако не представил подтверждений выполнения предупреждения N 62ш-2017. Администрация доказательств выполнения названного предупреждения Управлению не представила, ходатайства о продлении срока его выполнения не направляла.
В отношении Администрации и Комитета 13.04.2018 возбуждено дело N 13-18 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Определением от 16.04.2018 дела N 49-17 и N 13-18 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу N 49-17.
Управлением проведен анализ состояния конкуренции, о чем составлен аналитический отчет от 06.06.2018.
Решением УФАС от 15.08.2018 по делу N 49-17 признано несоблюдение Администрацией установленного Законом N 190-ФЗ и Законом N 115-ФЗ порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения МО "Шалакушское", и необеспечение законных условий доступа на рынок теплоснабжения, в результате чего после 13.08.2016 ООО "Соловки Электросбыт" необоснованно владело и пользовалось муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения МО "Шалакушское" по договору аренды от 13.08.2013 N 2-А/2013. Решением УФАС действия Администрации и Комитета по предоставлению впоследствии объектов теплоснабжения МО "Шалакушское" (блочно-модульная котельная, теплотрасса) в пользование АО "АОЭК" на условиях договора аренды от 18.07.2017 N 4 признаны нарушающими требования части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Выданным в этот же день предписанием по делу N 49-17 УФАС обязало Администрацию в срок до 15.11.2018: отменить постановление от 18.07.2017 N 973; Комитет - принять меры, направленные на прекращение неправомерного пользования АО "АОЭК" муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения МО "Шалакушское" по договору от 18.07.2017 N 4, обеспечив возврат муниципального имущества в казну.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, оценив доводы участников спора, пришли к выводу о наличии оснований для принятия Управлением оспариваемых ненормативных правовых актов, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказали.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Запрет, установленный статьей 15 Закона N 135-ФЗ, адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Судами установлено, что торги по передаче спорного имущества не проводились. Администрация и Комитет данный факт не отрицают.
Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения.
Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статей 10, 209 ГК РФ собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе соблюдать установленные этими законами и нормативными актами ограничения, не допуская использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
В рассматриваемом случае такие ограничения установлены Законом N 190-ФЗ.
В силу части 1 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно части 3 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом с момента опубликования Закона N 103-ФЗ (07.05.2013) и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частью 3 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (пункт 5 статьи 5 Закона N 103-ФЗ).
Согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 настоящей статьи, является ничтожным.
Договор аренды муниципального имущества от 13.08.2013 N 2-А/2013 был заключен администрацией МО "Шалакушское" и ООО "Соловки Электросбыт" сроком на 10 лет, что превышало предельно установленный частью 6 статьи 5 Закона N 103-ФЗ трехлетний срок.
Судами установлено, что действий по проведению торгов на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения на территории МО "Шалакушское" после 13.08.2016 Администрацией не инициировано, что в силу части 33 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ свидетельствует о ничтожности договора от 18.07.2017 N 4, как заключенного с нарушением требований части 3 статьи 28.1 данного Закона.
В силу статьи 1 Закона о концессионных соглашениях его целями являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.
Следует учитывать, что Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.
Объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий товарный рынок. Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц.
Следовательно, передача права владения и (или) пользования указанными объектами без проведения торгов приводит к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10).
Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.
Судами правомерно отмечено, что до проведения конкурентных процедур в отношении спорного имущества наличие либо отсутствие потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения не установить.
Таким образом, доводы Администрации о том, что заключение договора аренды от 18.07.2017 с единственным исполнителем АО "АОЭК", которому был установлен тариф на тепловую энергию, в условиях чрезвычайной ситуации и отсутствии конкуренции является правомерным, отклонены судами по указанным выше обстоятельствам.
Поскольку рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным, а предоставление права пользования объектами теплоснабжения обуславливает получение возможности доступа на рынок теплоснабжения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования, то для АО "АОЭК", которому объекты переданы без проведения торгов, были созданы преимущественные условия в получении муниципального имущества в пользование, что лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Закона N 190-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Управлением выявлен товарный рынок и состояние конкуренции на нем, также определено, что нормами Закона N 115-ФЗ установлен порядок передачи муниципального имущества, в связи с чем до проведения конкурентных процедур рынок участников не установить, кроме того, антимонопольным органом подтверждены и раскрыты негативные последствия для определенной конкурентной среды.
Как установлено УФАС, географическими границами рассматриваемого рынка являются границы присоединенных сетей на территории МО "Няндомское". Каких-либо возражений относительно правильности определения географических границ заявитель не приводит.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специальными подразделениями МЧС.
Согласно тому же закону чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Как правильно указали суды, фактические обстоятельства передачи имущества АО "АОЭК" не являются обстоятельством, установленным Законом N 68-ФЗ в качестве чрезвычайной ситуации, в том числе учитывая заключение договора аренды N 4 в летний период.
При этом достижение целей обеспечения населения и организаций услугами теплоснабжения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ, которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для теплоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя.
Судами оценено, что Администрации была предоставлена возможность устранения последствий нарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства (выдано два предупреждения N 8ш-2017 и N 62ш-2017).
Материалами дела N 49-18 установлено, что действия Комитета по передаче Обществу по договору аренды объектов теплоснабжения находятся в непосредственной зависимости и были осуществлены на основании постановления администрации от 18.07.2017 N 973. Следовательно, оформление одним документом предписания по данному делу не нарушает законных прав Администрации и Комитета (как структурного подразделения заявителя) и продиктовано необходимостью осуществления ими последовательных действий, при выполнении которых достигается цель выдачи предписания - устранение нарушения антимонопольного законодательства, не является основанием для признания его недействительным.
Самостоятельных оснований для признания недействительным оспоренного предписания (в силу неправомочности выдачи, неисполнимости) судами не установлено.
Указание Администрации на положения Закона N 44-ФЗ, как на исключение, позволяющее в данном случае не проводить торги на право заключение концессионного соглашения, необоснованно, поскольку названный Закон не применим к рассматриваемым правоотношениям по передаче прав владения и пользования объектами теплоснабжения, возникшим в связи с заключением рассматриваемых договоров аренды, поскольку данные договоры аренды не предполагают удовлетворение муниципальных нужд за счет использования бюджетных средств.
Учтя изложенное, суды, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные Администрацией в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях, им дана надлежащая правовая оценка. Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на установленных ими обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, поэтому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьями 286, 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.02.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А05-14459/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.