10 октября 2019 г. |
Дело N А66-15472/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Преснецовой Т.Г., Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дом стекла" Шмелева А.В. (доверенность от 18.07.2018), Широкова А.В. (доверенность от 11.03.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 по делу N А66-15472/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дом стекла" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации города Твери (далее - Администрация) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200068:526, площадью 11 528 кв. м, расположенного по адресу: г. Тверь, Московский р-он, пос. Элеватор, промзона "Лазурная". Общество просило изложить пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Цена земельного участка составляет 105 927 руб. 91 коп., в том числе Общество платит 26 481 руб. 98 коп. за долю в праве обще долевой собственности на земельный участок".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Сорокин Николай Николаевич.
Определением суда первой инстанции от 18.12.2018 удовлетворено ходатайство Предпринимателя о вступлении в дело в качество соистца.
Решением суда первой инстанции от 28.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.06.2019, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представители Общества, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просили оставить ее без удовлетворения.
Администрация и Сорокин Н.Н. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, 05.11.1999 между акционерным обществом открытого типа "Текстильспецпромстрой" (далее - АООТ "Текстильспецпромстрой") в лице председателя ликвидационной комиссии, действующим на основании решения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 17.12.1997 N 245 (Продавец), и Лариным Андреем Владимировичем (Покупатель) подписан договор купли-продажи нежилого строения, по условиям которого Продавец продал, а Покупатель купил нежилое производственное строение - котельную, площадью 889,8 кв. м, находящуюся по адресу: г. Тверь, пос. Элеватор, кадастровый номер (условный) 69:40:02:00:068:0020:1/020870/37:10000/А.
В пункте 1.3 договора купли-продажи указано, что проданное нежилое строение принадлежит АООТ "Текстильспецпромстрой" на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права серия БЛ-02 N 9910401, выданного Тверской городской регистрационной палатой 25.10.1999.
Право собственности на объект (кадастровый номер объекта 69:40:02:00068:236) 03.12.2004 зарегистрировано за Лариным А.В. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании ряда последовательных сделок, оформленных договорами купли-продажи, собственником нежилого строения - котельной, расположенной по адресу: г. Тверь, пос. Элеватор кадастровый номер (условный) 69:40:02:00068:236, площадью 889,8 кв. м с 24.03.2005 стало Общество.
Обществом (Арендатор) и Комитетом по управлению имуществом Тверской области (Арендодатель) 24.11.2006 заключен договор аренды земельного участка N 0074-з/06, по условиям которого Арендатору передан в аренду из земель поселений земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200068:056, общей площадью 12 948 кв. м, расположенный по адресу: г. Тверь, Московский р-н, пос. Элеватор, промзона "Лазурная", в границах, указанных в кадастровой карте (плане). Согласно пунктам 1.2, 1.3 договора участок предоставлен Арендатору под производственную базу, на участке имеется нежилое строение - котельная, кадастровый номер 69:40:02:00:068:0020:1/020870/37:10000/А.
В силу пункта 2.1 договора он заключен на срок с 24.11.2006 по 24.11.2055.
Общество является также собственником здания с кадастровым номером 69:40:0200068:311 площадью 137,6 кв. м и здания с кадастровым номером 69:40:0200068:310 площадью 133,6 кв. м, расположенных по адресу: Тверская обл., г. Тверь, п. Элеватор, промзона "Лазурная". Право собственности Общества на данные объекты зарегистрировано 23.06.2017 и 08.06.2017 соответственно.
На основании договора купли-продажи от 20.01.2015 право собственности на здание котельной с кадастровым номером 69:40:02:00068:236, площадью 889,8 кв. м зарегистрировано 22.01.2015 за предпринимателем.
Указанные выше объекты недвижимости, принадлежащие истцам на праве собственности, расположены на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200068:526, площадью 11 528 кв. м, образованном из земельного участка 69:40:0200068:056.
Общество и предприниматель 15.06.2018, как собственники объектов недвижимости, обратились в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200068:526.
Администрацией 08.07.2018 направлен в адрес заявителей проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, равной десятикратной ставке земельного налога, что составляет 635 567 руб. 46 коп.
Договор подписан Обществом и предпринимателем с протоколом разногласий по пункту 2.1 договора, касающемуся цены выкупаемого земельного участка. Покупатели не согласились с установленной Администрацией ценой земельного участка, предложив изложить пункт 2.1 договора в редакции, устанавливающей стоимость земельного участка в размере 105 927 руб. 91 коп., в том числе Общество платит 26 481 руб. 98 коп. за 1/4 долю в праве обще долевой собственности на земельный участок, а предприниматель - 79 445 руб. 93 коп. за 3/4 доли в праве обще долевой собственности на земельный участок.
Поскольку соглашение по условиям договора купли-продажи о цене земельного участка сторонами не было достигнуто, Общество и предприниматель обратились в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, признав обоснованными доводы истцов о том, что цена выкупаемого земельного участка подлежит установлению в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), установлен льготный порядок определения цены при приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если указанные объекты ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому с собственниками объектов недвижимости, расположенных на участке, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющими критериями применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, либо возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности.
При этом право на льготное приобретение земельного участка имеет любой собственник указанных объектов недвижимости независимо от того, приобрел ли он недвижимость при приватизации или в результате последующих сделок (пункт 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).
В соответствии с частью 1 статьи 14.1 Закона Тверской области N 49-ЗО от 09.04.2008 года "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" продажа без проведения торгов земельных участков, находящихся в собственности Тверской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, если эти здания, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, сооружения.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, о наличии у истцов права на приобретение испрашиваемого земельного участка по льготной цене, поскольку в ходе судебного разбирательства был установлен факта отчуждения в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий нежилого производственного здания котельной с кадастровым номером 69:40:02:00068:236, площадью 889,8 кв. м, находящегося на выкупаемом земельном участке.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь нормами пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, правомерно удовлетворили исковые требования Общества и предпринимателя, установив стоимость выкупаемого земельного участка в размере 2,5% процентов его кадастровой стоимости (4 237 116 руб. 40 коп.), что в данном случае составило 105 927 руб. 91 коп.
В кассационной жалобе Администрация указывает на то, что представленные в материалы дела документы не позволяют однозначно идентифицировать какие именно объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, были отчуждены из государственной собственности, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о собственниках до 03.12.2004. Таким образом, Администрация, по сути, выражает несогласие с произведенной судами первой и апелляционной инстанций оценкой доказательств, имеющихся в деле.
Между тем переоценка доказательств не относится к компетенции суда кассационной инстанции, определенной статьей 286 АПК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 по делу N А66-15472/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.