09 октября 2019 г. |
Дело N А05-15500/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
рассмотрев 07.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А05-15500/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск", адрес: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Дзержинского, дом 53, ОГРН 1122901021099, ИНН 2907014841 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство) о признании незаконным отрицательного заключения от 06.11.2018 N 155 государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду Обществу для заготовки древесины в Вельском лесничестве, утвержденного распоряжением Министерства от 06.11.2018 N 1717р, и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем совершения действий по утверждению положительного заключения государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов для заготовки древесины на арендуемом лесном участке по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527 и принятию лесных деклараций от 15.10.2018 N 3-18/150, от 23.10.2018 N 3-18/157.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен территориальный орган министерства - Управление лесничествами в лице Вельского обособленного подразделения, адрес: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Революционная, дом 17а, ОГРН 1072907000946, ИНН 2907012629 (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.03.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
Представители сторон в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора аренды лесных участков от 30.10.2009 N 527 (в редакции соглашения от 09.01.2013 N 2 о внесении изменений и дополнений) Общество является арендатором лесных участков общей площадью 72 464 га, находящихся на землях лесного фонда, расположенных в Пуйском, Хозьминском, Судромском, Вельском участковых лесничествах Вельского лесничества Архангельской области.
Пунктом 7.1 договора срок его действия установлен по 23.10.2030.
Лесные участки, указанные в договоре аренды, переданы арендатору по акту приема-передачи от 30.10.2009.
Распоряжением министерства от 12.02.2014 N 69р утверждено положительное заключение государственной экспертизы от 12.02.2014 N 22 проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду Обществу по договору N 527. Названным проектом освоения лесов срок его действия установлен по 2018 год.
Основой для разработки указанного проекта освоения лесов послужили, как отражено в данном проекте, в том числе материалы лесоустройства Вельского лесхоза 2001 года.
В период с 2014 года заготовка древесины на полученных в аренду лесных участках осуществлялась Обществом в соответствии с названным проектом освоения лесов.
С письмом от 27.03.2018 Общество направило Министерству акты от 13.03.2018 N N 1-7 и от 16.03.2018 NN 8, 9 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, составленные по результатам обследования лесных участков в лесах Вельского лесничества, Пуйского участкового лесничества, в квартале 35, выделы 31, 33, 37, 38, 41, 43, 44, и в квартале 47, выделы 30 и 29.
Согласно указанным обследованиям на осмотренных лесных участках общий запас древесины превышает данные, отраженные в государственном лесном реестре.
Общество в письме от 27.03.2018 просило Министерство в связи с выявленными расхождениями фактических данных о запасе древесины со сведениями государственного лесного реестра внести соответствующие изменения в документированную информацию названного реестра.
В дальнейшем Общество обратилось в Министерство с заявлением от 09.10.2018 о государственной экспертизе изменений в проект освоения лесов по договору аренды от 30.10.2009 N 527 в связи с уточнением таксационных характеристик лесоустройства Вельского лесничества 2001 года в соответствии с перечисленными выше актами несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Представленные на государственную экспертизу изменения в проект освоения лесов предполагают в таблице 6.3 (приложение 27 к Составу проекта освоения лесов и порядку его разработки) "Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины" в состав эксплуатационных лесов добавить выделы 31, 33, 37, 38, 41, 43, 44 в квартале 35 и выделы 29 и 30 в квартале 47 Пуйского участкового лесничества.
Рассмотрев изменения в проект освоения лесов, экспертная комиссия Министерства выдала заключение государственной экспертизы от 06.11.2018 N 155 о несоответствии изменений в проект освоения лесов законодательству Российской Федерации, а именно: пункту 33 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ N 69), согласно которому внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества или условий договора аренды. Как указано в заключении, внесение изменений в государственный лесной реестр на основании акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию не может быть основанием для внесения изменений в проект освоения лесов.
Данное заключение утверждено распоряжением Министерства от 06.11.2018 N 1777р.
Кроме того, Обществом в Управление сданы лесные декларации от 15.10.2018 N 3-18/150 и от 23.10.2018 N 3-18/157, в которых заявлено об использовании в период с 26.10.2018 по 31.12.2018 и с 03.11.2018 по 31.12.2018 лесных участков в Пуйском участковом лесничестве.
Извещениями от 17.10.2018 N 1072 и от 24.10.2018 N 1088 Управление уведомило Общество об отказе в приеме указанных лесных деклараций на основании подпункта 4 пункта 2.11.1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов" в связи с несоответствием лесной декларации проекту освоения лесов, поскольку Обществом допущено нарушение статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) - выделы 44, 41, 38, 33 в квартале 35 и выдел 29 в квартале 47 Пуйского участкового лесничества отсутствуют в проекте освоения лесов и не включены в ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины и рекомендуемые способы лесовосстановления.
Не согласившись с отрицательным заключением государственной экспертизы, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 71, 88, 89 ЛК РФ, нормами Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок), и Приказа N 69, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, не нашли оснований для признании отрицательного заключения незаконным, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество указывает, что внесение изменений в государственный лесной реестр является достаточным основанием для внесения изменений в проект освоения лесов. Кроме того, Министерством было допущено незаконное бездействие, поскольку своевременно не были внесены изменения в лесохозяйственный регламент Вельского лесничества. Также Общество указывает, что истечение срока действия лесных деклараций не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы рассматриваемого дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В силу пункта 9 Порядка результат государственной экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Положительное заключение государственной экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение государственной экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10 Порядка).
В силу пункта 33 Приказа N 69 внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов.
Как установлено судами, измененный лесохозяйственный регламент Вельского лесничества утвержден постановлением Министерства от 22.10.2018 N 36п, которое вступило в силу с 01.01.2019. Таким образом, на дату подачи Обществом на государственную экспертизу изменений в проект освоения лесов лесохозяйственный регламент Вельского лесничества Архангельской области с изменениями в отношении этих же лесных участков в силу не вступил. При этом судами принято во внимание, что Министерством не было допущено нарушение каких-либо нормативно установленных сроков, а также разумных сроков изменения лесохозяйственного регламента Вельского лесничества.
Установленные обстоятельства не позволяют сделать вывод о правомерности и обоснованности заявленных Обществом требований.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А05-15500/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.