08 октября 2019 г. |
Дело N А52-30/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Племрепродуктор Назия" Луговской Т.М. (доверенность от 19.01.2019),
рассмотрев 08.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 28.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу N А52-30/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Племрепродуктор Назия" (адрес: Псковская обл., Псковский р-н, д. Тямша; ОГРН 1084706000411; ИНН 4706027717; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области (адрес: г. Псков, ул. Конная, д. 10; ОГРН 1046000317032; ИНН 6027084619; далее - Управление) от 19.10.2018 N 04-139/2018.
Решением суда первой инстанции от 28.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.06.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества просила в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление провело выездную проверку соблюдения Обществом требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в ходе проверки выявило и отразило в акте от 15.03.2018 N 16/18, что деятельность по утилизации помета куриного (отходы III класса опасности) оно осуществляет без лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности.
Об устранении указанного нарушения в срок до 01.10.2018 путем получения соответствующей лицензии Управление выдало Обществу предписание от 15.03.2018 N 04-024/2018.
На основании распоряжения от 11.10.2018 N 92-р Управление, проведя внеплановую документарную проверку исполнения указанного предписания, установило и отразило в акте от 19.10.2018 N 92/18, что предписание не исполнено, лицензия Обществом не получена.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 19.10.2018 N 04-139/2018 об устранении выявленного нарушения путем получения в срок до 03.09.2019 соответствующей лицензии.
Общество, полагая, что предписание Управления не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования исходя из того, что Общество деятельность по утилизации отходов, на осуществление которой требуется лицензия, не осуществляет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные; II класс - высокоопасные; III класс - умеренно опасные; IV класс - малоопасные; V класс - практически неопасные (статья 4.1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242) отход под кодом 1 12 711 01 33 3 - "помет куриный свежий" отнесен к III классу опасности.
В соответствии с Разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 N 04-12-27/9376, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782 юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы, в результате которой образуются отходы III класса опасности (куриный помет).
Судами также установлено, что отходы, образующиеся в результате осуществления Обществом основного вида деятельности, в соответствии со Стандартом организации (утвержден Обществом 28.09.2018) "Технологический регламент переработки и использования помета в качестве органического удобрения на ООО "Племрепродуктор Назия" подвергаются естественной биотермической обработке и в дальнейшем используются в виде удобрения на собственных и арендованных полях в целях осуществления дополнительного вида деятельности - выращивания зерновых и зернобобовых культур.
Процесс преобразования отходов в удобрение происходит естественным путем, не носит характер самостоятельного вида деятельности, получаемое на основе куриного помета органическое удобрение не используется Обществом как товар (продукция).
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие реализацию Обществом изготовленного удобрения с целью получения прибыли.
В связи с этим суды двух инстанций пришли к выводу о том, что деятельность Общества по использованию отходов производства не является утилизацией в смысле статьи 1 Закона N 89-ФЗ и поэтому не подлежит лицензированию.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 31.07.2017 N 309-АД17-9334, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого предписания Управления упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов Общества, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу N А52-30/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.