10 октября 2019 г. |
Дело N А56-154182/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии индивидуального предпринимателя Олексина Сергея Львовича; от Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Спицына С.П. (доверенность от 18.09.2019), Колчина С.А. (доверенность от 20.03.2019),
рассмотрев 07.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Олексина Сергея Львовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 по делу N А56-154182/2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель Олексин Сергей Львович, ОГРНИП 317784700098832, ИНН 781005484565 (далее - Предприниматель, ИП Олексин С.Л.), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 48, лит. А, ОГРН 1089847319022, ИНН 7841393024 (далее - Управление, СЗ МТУ Росавиации), о признании недействительным решения от 03.12.2018 N исх.-3292/СЗМТУ и обязании восстановить нарушенные права заявителя путем утверждения программы подготовки.
Решением суда первой инстанции от 28.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.07.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судами не дана надлежащая оценка действиям Управления при принятии оспариваемого решения, не учтено, что имеющийся в распоряжении Предпринимателя тренажер имеет международный сертификат; замечания, указанные в письме о приостановке согласования, устранены; отказ Управления содержал основания и дополнительные требования, не указанные ранее, что свидетельствует об их незаконности.
В судебном заседании Предприниматель поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Управления возразили против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Олексин С.Л. 10.10.2018 обратился в Управление с заявлением об утверждении программы "Профессиональная подготовка частных пилотов на самолете с одним двигателем, сухопутный Diamond DV-20" (далее - программа подготовки), в ответ письмом от 12.11.2018 N исх.-3085/СЗМТУ Управление указало на наличие замечаний.
Доработав ранее представленную программу подготовки, Предприниматель 19.11.2018 повторно обратился в Управление с заявлением о ее утверждении.
Рассмотрев заявление, Управление установило несоответствие, касающееся реализации тренажерного этапа программы на "конфигурированном тренажерном устройстве" и 03.12.2018 приняло решение N исх.-3292/СЗМТУ об отказе в утверждении программы подготовки.
Посчитав последнее решение необоснованным и нарушающим свои права в экономической сфере, Предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Управления правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 6 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, допускаются к применению в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к таким тренажерным устройствам и порядок их применения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с положением пункта 1.2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) от 12.09.2008 N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (далее - ФАП-147) обладатель свидетельства частного пилота является лицом авиационного персонала.
В разделе III ФАП-147 содержатся требования, предъявляемые к частному пилоту.
Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами. Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами (пункты 4, 5 статьи 54 ВК РФ).
Согласно пункту 5.4.10 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 396, уполномоченным органом в области гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта (далее - Росавиация, ФАВТ).
На основании пункта 4 статьи 54 ВК РФ приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации" (далее - ФАП-399).
Программа подготовки утверждается ФАВТ или территориальными органами ФАВТ по выбору разработчика программы подготовки (пункт 7 ФАП-399).
Пункт 8 ФАП-399 устанавливает перечень документов, которые лицо, разработавшее программу подготовки специалистов авиационного персонала, предоставляет в уполномоченный орган для рассмотрения и утверждения указанных программ.
Как установлено судами, в письме от 12.11.2018 Управление указало Предпринимателю на несоответствие положений программы подготовки требованиям ФАП-399, ФАП-147, а также отметило, что в соответствии с положением пункта 1 Временной инструкции по порядку допуска тренажерных устройств имитации полета в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, утвержденной заместителем руководителя ФАВТ 10.01.2018 (далее - Временная инструкция от 10.01.2018), в рамках первоначальной подготовки членов летных экипажей могут использоваться только комплексные и процедурные тренажеры, допущенные ФАВТ.
Также Управление отметило, что указанное в программе Предпринимателя "конфигурированное тренажерное устройство" не входит в названные категории; кроме того, в программе подготовки отсутствуют сведения о допуске данного устройства к использованию в целях подготовки членов экипажей.
Рассмотрев доработанную программу Предпринимателя, в оспариваемом решении Управление указало, что не имеет полномочий на одобрение к применению "конфигурированных тренажерных устройств" в целях подготовки членов летных экипажей. При этом несоответствие, касающееся реализации тренажерного этапа программы на "конфигурированном тренажерном устройстве", а именно: несоответствие методики в части, касающейся технических средств обучения (тренажера), Предпринимателем не устранено, тогда как положения ФАП-147 не содержат положений, позволяющих исключить реализацию тренажерного этапа программы подготовки на тренажере за счет увеличения часов налета на воздушном судне.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 6 статьи 85 Закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе транспортные средства и тренажеры, требования к которым предусмотрены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, типовыми основными программами профессионального обучения или типовыми дополнительными профессиональными программами.
Как указывалось ранее, пункт 6 статьи 54 ВК РФ предусматривает, что тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, допускаются к применению в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.
То есть, ВК РФ предусмотрена обязательность допуска учебных тренажеров к применению. Аналогично пунктом 1 Временной инструкции от 10.01.2018 было установлено, что в рамках первоначальной подготовки членов летных экипажей могут использоваться только комплексные и процедурные тренажеры, допущенные ФАВТ.
Предприниматель не отрицал в судах, что в представленной на утверждение программе подготовки тренажерная подготовка присутствует в виде отдельного модуля. Между тем в программе подготовки отсутствуют сведения о допуске заявленного тренажерного устройства к использованию в целях подготовки членов экипажей.
Письмом от 24.04.2018 N исх.-9894/01 заместителя руководителя ФАВТ сообщено, что письмо от 12.01.2018 N исх.-349/01 о направлении для применения Временной инструкции от 10.01.2018 считать недействительным.
Между тем отсутствие в период направления Предпринимателем для утверждения программы подготовки порядка допуска тренажерных устройств, установленного в соответствии с пунктом 6 статьи 54 ВК РФ уполномоченным органом в области гражданской авиации, не может в целях соблюдения требований авиационной безопасности, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан влечь бесконтрольного и произвольного допуска таких устройств к применению либо игнорирования соответствующих требований при утверждении программ подготовки членов экипажей.
В силу вышеуказанных требований законодательства и установленных по делу фактических обстоятельств суды двух инстанций правомерно согласились с оспариваемым в деле отказом Управления в утверждении представленной заявителем программы подготовки.
При этом апелляционный суд отметил, что после принятия оспариваемого решения Управления приказом Минтранса России от 08.02.2019 N 46 утвержден Порядок допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее - Порядок N 46).
Порядок N 46 принят в соответствии с пунктом 6 статьи 54 ВК РФ и предусматривает, в частности: разработку программы испытаний на соответствие тренажера обязательным характеристикам; летную и техническую оценку тренажера, проверку его работоспособности; изучение документов производителя, описывающих основные системы тренажера, их функционал и характеристики, изучение сертификата производителя тренажера; оформление допуска решением, подписываемым руководителем или иным должностным лицом уполномоченного органа в области гражданской авиации; в таком решении о допуске указываются виды возможной подготовки на тренажере.
Способом восстановления нарушенных прав и конечным интересом в споре заявитель видит утверждение Управлением программы подготовки, что в установленных судами обстоятельствах будет неправомерным. При этом заявитель не отрицает, что в настоящее время имеет возможность соблюдения процедур, предусмотренных Порядком N 46.
Иные доводы кассационной жалобы фактически направлены на иную оценку доказательств и оспаривание выводов судов по обстоятельствам дела, тогда как суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений судами норм материального и процессуального права не допущено, их выводы основаны на установленных ими обстоятельствах и материалах дела. Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 по делу N А56-154182/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Олексина Сергея Львовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.