11 октября 2019 г. |
Дело N А66-590/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 09.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК ЗАРЯ" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по делу N А66-590/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК ЗАРЯ", адрес: 170043, г. Тверь, ул. Левитана, д. 54, оф. 7, ОГРН 1156952022534, ИНН 6950041976 (далее - ООО "УК ЗАРЯ", Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - ГЖИ, Инспекция), от 12.11.2018 N 2888/2/ОГ-18.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2019, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на неисполнимости оспариваемого предписания, и как следствие его незаконности. В обоснование своих доводов ссылается на невозможность заключения договора теплоснабжения с обществом с отграниченной ответственностью "Тверская генерация" (далее - ООО "Тверская Генерация" в связи с отсутствием у Общества технической документации на приборы учета тепловой энергии. Как поясняет Общество, до настоящего времени общество с ограниченной ответственностью "ГЛАВДЕВЕЛОПМЕНТ" (далее - ООО "ГЛАВДЕВЕЛОПМЕНТ", застройщик) не выполнило своих обязательств и не передало управляющей компании акт допуска узла учета тепловой энергии, а также сопутствующую документацию (паспорта на приборы учета и КИПиА, проект узла коммерческого учета согласованный с ресурсоснабжающей организацией).
Представители Общества и ГЖИ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 01.11.2017 решением собственника всех помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Левитана, д. 58, корп. 3 (далее - МКД) ООО "УК ЗАРЯ" выбрано управляющей организацией, с Обществом заключен договор управления указанным МКД.
Общество факт осуществления им управления названным многоквартирным домом не оспаривает.
По распоряжению ГЖИ от 15.10.2018 N 2888/1/ОГ-18 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами. Основанием для проверки послужило обращение Жукова Д.С. по вопросу эксплуатации общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии в спорном МКД.
В ходе проверки установлено, что Общество нарушило подпункт "к"пункта 11 и подпункт "д" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества, Правила N 491), не осуществив ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 12.11.2018 N 2888/1/ОГ-18 и выдано предписание от 12.11.2018 N 2888/1/ОГ-18, которым обязала Общество обеспечить ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в МКД по адресу: г. Тверь, ул. Левитана, д. 58, корп. 3, в срок до 28.01.2019.
Не согласившись с предписанием ГЖИ, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о наличии у Инспекции правовых и фактических оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Согласно оспариваемому предписанию Обществу надлежит обеспечить ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в МКД по адресу: г. Тверь, ул. Левитана, д. 58, корп. 3.
В силу подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, одним из лицензионных требований к указанной деятельности является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно данной норме ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
С учетом вышеизложенного, соблюдение порядка осуществления технического обслуживания и ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и следовательно подлежит лицензионному контролю.
Пунктом 2 Правил N 491 определен состав общего имущества, в состав которого в силу подпункта "е" (1) названного пункта включаются автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).
В соответствии с пунктом 6 названных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу части 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Названный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень).
Согласно пункту 18 Минимального перечня общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета.
На основании приведенных норм суды обоснованно констатировали, что при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами управляющая организация обязана обеспечивать постоянную готовность приборов учета, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, для предоставления коммунальных услуг.
Общество факт несоблюдения требований подпункта "к" пункта 11 и подпункта "д" пункта 10 Правил N 491, выразившегося в неосуществлении ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, не отрицает.
Однако, со ссылкой на специфику взаимоотношений с застройщиком и отсутствие необходимой технической документации, Общество считает оспариваемое предписание неисполнимым.
Оценивая данный довод применительно к подпункту "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) и информированности Общества об отсутствии технической документации в отношении узла учета тепловой энергии с ноября 2017 года (акт от 05.11.2017 N 1), обосновано сочли, что Общество, как управляющая компания, должно было восстановить техническую документацию, путем обращения к заводу изготовителю средств измерений узла учета, в органы государственной власти, участвующие в работе комиссии по приемке многоквартирного дома, чего им сделано не было.
Как таковой факт обращения Общества в суд с исковым заявлением к ООО "ГЛАВДЕВЕЛОПМЕНТ" об обязании передать техническую документации (дело N А66-10959/2018) спустя более семи месяцев после подписания акта о приеме-передаче МКД, суды расценили как недостаточные меры, обеспечивающие надлежащее исполнение своих обязанностей по содержанию общего имущества.
При этом суды, применительно к оценке исполнимости предписания, обоснованно обратили внимание на то что исходя из буквального содержания предписания (отсутствие в нем ссылок на какие-либо конкретные заводские номера и марку соответствующих приборов) на Общество не возложена обязанность обеспечить ввод в эксплуатацию именно того узла учета тепловой энергии, который установлен в рассматриваемом МКД и в отношении которого Общество до настоящего времени не может получить необходимую техническую документацию.
Наличие каких-либо препятствий к замене приборов учета, а равно доказательства обращения в Инспекцию с заявлением о продлении срока выполнения предписания, Общество не приводит.
В связи с этим суды правомерно констатировали, что предписание ГЖИ от 12.11.2018 N 2888/1/ОГ-18 является законным и не нарушает права и законные интересы Общества.
Вопрос о фактических основаниях для выдачи оспариваемого предписания решен судами с должной оценкой предмета доказывания и требований статей 66 и 200 АПК РФ.
Так как дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
При обращении в суд кассационной инстанции Общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 03.07.2019 N 559, том дела II, лист 6).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по делу N А66-590/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК ЗАРЯ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "УК ЗАРЯ" (место нахождения: 170043, г. Тверь, ул. Левитана, д. 54, оф. 7, ОГРН 1156952022534, ИНН 6950041976) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела N А66-590/2019 в суде кассационной инстанции по платежному поручению от 03.07.2019 N 559.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.