15 октября 2019 г. |
Дело N А21-13598/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В.,
при участии от Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Ждановой И.Ю. (доверенность от 09.01.2019 N 1),
рассмотрев 09.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А21-13598/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Интер Инвест", адрес: 236006, г. Калининград, Московский пр., д. 50, лит. VI из лит. А, каб. 33, ОГРН 1083925012170, ИНН 3906194537 (далее - Общество, ООО "Интер Инвест"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900999011, ИНН 3906006871 (далее - Агентство), с заявлением о:
- признании незаконным отказа Агентства во внесении изменений в разрешение на строительство от 28.12.2016 N 39-RU39301000-381-2016, выраженного в письме от 03.08.2018 N 7992;
- признании незаконным отказа Агентства в продлении срока действия разрешения на строительство от 28.12.2016 N 39-RU39301000-381-2016, выраженного в письме от 03.08.2018 N 7994;
- признании незаконным отказа Агентства во внесении изменений в разрешение на строительство от 28.12.2016 N 39-RU39301000-380-2016, выраженного в письме от 03.08.2018 N 7995;
- признании незаконным отказа Агентства в продлении срока действия разрешения на строительство от 28.12.2016 N 39-RU39301000-380-2016, выраженного в письме от 03.08.2018 N 7993.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2019 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 решение суда первой инстанции от 18.03.2019 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление и оставить в силе решение от 18.03.2019.
По мнению подателя жалобы, планируемые к размещению объекты капитального строительства не соответствуют требованиям градостроительных планов земельных участков от 19.03.2018 N RU 39301000-307-2018/А и RU 39301000-308-2018/А, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемых отказов Агентства; выводы суда апелляционной инстанции об обратном основаны на ошибочном толковании норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, Агентство указывает на то, что Обществу было выдано новое разрешение на строительство от 20.05.2019 N 39-RU39301000-121-2019 в отношении объекта "Многоквартирные жилые дома. 2 этап строительства. Многоквартирный жилой дом N 2. Многоквартирный жилой дом N 3" со сроком действия до 20.04.2020. Данное разрешение было выдано взамен разрешения на строительство от 28.12.2016 N 39-RU39301000-381-2016, в связи с чем оно утратило силу и внесение изменений в него невозможно в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В судебном заседании представитель Агентства поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.12.2016 Комитет архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" выдал Обществу разрешения на строительство N 39-RU39301000-380-2016 объекта "Многоквартирные жилые дома. 1 этап строительства. Многоквартирный жилой дом N 1" и N 39-RU39301000-381-2016 объекта "Многоквартирные жилые дома. 2 этап строительства. Многоквартирный жилой дом N 2. Многоквартирный жилой дом N 3" на земельном участке с кадастровым номером 39:15:110813:112, находящемся в собственности ООО "Интер Инвест" (т. 1 л.д. 12-15).
Впоследствии указанный земельный участок был разделен, в результате чего было образовано три участка с кадастровыми номерами: 39:15:110813:237, 39:15:110813:238 и 39:15:110813:239.
Образованные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 05.12.2017; земельный участок с кадастровым номером 39:15:110813:112 снят с кадастрового учета 12.12.2017.
На земельном участке с кадастровым номером 39:15:110813:239 на основании разрешения на строительство N 39-RU39301000-380-2016 (1 этап строительства. Многоквартирный жилой дом N 1) были выполнены строительные работы по обустройству фундамента и возведению части кладки стен первого этажа; за ООО "Интер Инвест" зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 39:15:110813:240 степенью готовности 4%.
На земельном участке с кадастровым номером 39:15:110813:237 (2 этап строительства. Многоквартирные жилые дома N 2 и 3) на основании разрешения на строительство N 39-RU39301000-381-2016 выполнялись строительные работы, а именно возведение фундамента и осуществление кладки стен первого этажа жилого дома N 2; в отношении многоквартирного жилого дома N 3 осуществлялись работы по устройству стропильной крыши.
С учетом раздела земельного участка и возникновением у Общества согласно частям 21.7 и 21.10 статьи 51 ГрК РФ обязанности по внесению изменений в ранее выданные разрешения на строительство ООО "Интер Инвест" обратилось с соответствующими заявлениями в Агентство, в том числе просило продлить срок действия разрешений на строительство, приложив градостроительные планы вновь образованных земельных участков N RU 39301000-307-2018/А (на участок с кадастровым номером 39:15:110813:237) и RU 39301000-308-2018/А (на участок с кадастровым номером 39:15:110813:239).
Письмами от 03.08.2018 N 7992 и 7995 Агентство уведомило Общество об отказе во внесении изменений в разрешения на строительство от 28.12.2016 N 39-RU39301000-381-2016 и 39-RU39301000-380-2016, указав, что планируемое размещение объектов капитального строительства не соответствует требованиям к строительству, установленным в градостроительном плане земельного участка (далее - ГПЗУ) от 19.03.2018 N RU 39301000-307-2018/А и RU 39301000-308-2018/А: проектируемые объекты расположены в санитарно-защитной зоне кладбищ (т. 1 л.д. 8, 11).
Письмами от 03.08.2018 N 7993 и 7994 Агентство уведомило Общество об отказе в продлении срока действия разрешений на строительство от 28.12.2016 N 39-RU39301000-381-2016 и 39-RU39301000-380-2016, указав, что Обществом в порядке, установленном пунктами 21.5 - 21.15 статьи 51 ГрК РФ, не внесены изменения в разрешения на строительство в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 39:15:110813:112 и образованием участков с кадастровыми номерами 39:15:110813:237 и 39:15:110813:239.
Ссылаясь на то, что названные решения Агентства являются необоснованными, поскольку планируемые к размещению объекты капитального строительства (проектная и рабочая документация которых не изменялась) полностью соответствуют требованиям к строительству, в связи с чем оспоренные решения нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, а также права дольщиков, вложивших денежные средства в строительство многоквартирных домов, ООО "Интер Инвест" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и пришел к выводу, что действия Агентства по отказу во внесении изменений в разрешения на строительство от 28.12.2016, а также в продлении срока их действия соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом суда первой инстанции и отменил принятый им судебный акт.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Агентства подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Агентство с заявлениями от 20.07.2018 и от 23.07.2018 о внесении изменений в ранее выданные разрешения на строительство от 28.12.2016 в связи с разделением земельного участка с кадастровым номером 39:15:110813:112.
В силу части 21.7 статьи 51 ГрК РФ в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.
Таким образом, согласно указанной норме в случае, когда образованный участок появился в процессе раздела земельного участка, в отношении которого было выдано разрешение на строительство, правообладатель имеет право воспользоваться условиями строительства, содержащимися в таком разрешении, однако у него возникает обязанность по соблюдению законодательно установленных требований к размещению строящегося объекта. Для этого правообладателю образованного земельного участка необходимо получить ГПЗУ, на котором планируется строительство.
В соответствии с пунктом 3 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ (в редакции, действующей в спорный период) одним из оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявлений о внесении изменений в разрешения на строительство, Агентство со ссылкой на положения части 21.15 статьи 51 ГрК РФ указало на несоответствие планируемого размещения объектов капитального строительства требованиям к строительству, установленным ГПЗУ от 19.03.2018, поскольку проектируемые объекты расположены в санитарно-защитной зоне кладбищ.
Согласно пункту 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, в границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки.
Судом первой инстанции установлено и не опровергалось Обществом, что согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением Городского совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 N 339 (далее - Правила землепользования N 339) земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:110813:237 и 39:15:110813:239 расположены в санитарно-защитной зоне кладбищ (Н-8.1).
На основании данного обстоятельства суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормативными положениями, признал оспариваемые отказы Агентства законными и обоснованными.
В качестве одного из оснований, по которому апелляционный суд признал оспариваемые отказы, оформленные письмами Агентства N 7992 и 7995, недействительными, суд указал на отсутствие в данных письмах ссылки на несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства ограничениям, установленным Правилами землепользования N 339.
Данный вывод апелляционной инстанции следует признать несостоятельным, основанным на неверном применении норм Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Из смысла текста упомянутых писем, пояснений Общества и Агентства следует, что мотивом отказа во внесении испрашиваемых изменений в ранее выданные разрешения на строительство послужило несоответствие планируемого размещения объектов капитального строительства требованиям ГПЗУ от 19.03.2018 (проектируемый объект расположен в санитарно-защитной зоне кладбищ).
В свою очередь, ГПЗУ является информационным документом, который выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 статьи 57.3 ГрК РФ). Частью 3 названной статьи установлен перечень информации, которая должна содержаться в ГПЗУ, часть которой представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку.
Как указывалось выше, согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования N 339 земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:110813:237 и 39:15:110813:239 расположены в санитарно-защитной зоне кладбищ (Н-8.1).
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 5 статьи 30 ГрК РФ границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах, и в соответствии со статьей 57.3 ГрК РФ соответствующая информация отражается в ГПЗУ.
Следовательно, Агентство при рассмотрении вопроса о продлении разрешения на строительство применительно к рассматриваемому случаю обоснованно руководствовалось отраженными в ГПЗУ от 19.03.2018 сведениями градостроительного регламента, установленного Правилами землепользования N 339.
Выводы апелляционного суда о необходимости руководствоваться ГПЗУ от 21.12.2016 основаны на неверном толковании положений части 21.7 статьи 51 ГрК РФ.
Что касается ссылки апелляционного суда на письмо Управления Роспотребнадзора от 26.04.2019 и представление прокурора города Калининграда от ноября 2018 года N 1289ж-2018 (представленных в суд апелляционной инстанции), которые содержат доводы о необоснованном установлении спорной санитарно-защитной зоны, то положения Правил землепользования N 339 в части установления санитарно-защитной зоны Н-8.1 в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:110813:237 и 39:15:110813:239 не были признаны недействующими, а, следовательно, принимая во внимание порядок принятия правил землепользования и застройки (с учетом территориального планирования, требований технических регламентов, результатов публичных слушаний, предложений заинтересованных лиц), законность названных Правил не могла ставиться под сомнение апелляционной инстанцией.
Действия Агентства по отказу в продлении срока разрешений на строительство, оформленные письмами N 7993 и 7994, обусловлены отсутствием внесения обязательных в силу частей 21.10 и 21.14 статьи 51 ГрК РФ изменений в разрешения на строительство по причине раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:110813:112 и образования новых земельных участков. При таких обстоятельствах, принимая во внимание выводы о законности отказа Агентства о внесении изменений в разрешения на строительство (оформленного письмами N 7992 и 7995), суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании недействительными отказов Агентства в продлении срока действия разрешений на строительство от 28.12.2016 N 39-RU39301000-381-2016 и 39-RU39301000-380-2016.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения от 18.03.2019, которое было вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и с учетом подлежащих применению норм материального права.
На основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление от 10.07.2019 подлежит отмене, а решение от 18.03.2019 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А21-13598/2018 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2019 по указанному делу оставить в силе.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.