14 октября 2019 г. |
Дело N А66-466/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б, судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стерж" Соколова А.Б. (доверенность от 25.09.2019), Шашулина Д.В. (ген.директор - решение от 28.06.2017),
рассмотрев 09.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стерж" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 по делу N А66-466/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стерж", адрес: 172735, Тверская обл., г. Осташков, ул. Володарского, д. 44, оф. 9, ОГРН 1026901814081, ИНН 6913002087 (далее - ООО "Стерж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, Тверская обл., г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство) об оспаривании решения от 12.11.2018 N 13925-06 об отказе во внесении дополнений в лицензию на право пользования недрами ТВЕ 80066 ТЭ (срок действия с 29.12.2008 по 01.01.2019) с целевым использованием и видами работ - разведка и добыча песка строительного участка недр "Клетинский" для дорожно-строительных работ, расположенного в 1,5 км юго-восточнее д. Клетино в 3 км северо-западнее д. Старые Поля Осташковского района Тверской области в части продления срока действия лицензии на 10 лет в период до 01.01.2029 и о возложении на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Стерж" путем восстановления означенной лицензии и продления срока ее действия на 10 лет в период до 01.01.2029.
Решением суда от 05.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2019, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, заявка Общества и приложенные к ней документы свидетельствуют о том, что продление срока действия лицензии обусловлено необходимостью совершения действий, прямо предусмотренных частью 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), а именно необходимостью завершения разработки месторождения полезных ископаемых, тогда как Министерство не доказало наличие обстоятельств, препятствующих продлению такого срока.
В отзыве на жалобу Министерство просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Представители Министерства, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие (статья 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "Стерж" имеет лицензию на право пользования недрами от 28.07.2010 серии ТВЕ N 80127 вид ТП, сроком действия до 01.01.2019 с целевым использованием и видами работ - разведка и добыча песка строительного участка недр "Клетинский" для дорожно-строительных работ, расположенного в 1,5 км юго-восточнее д. Клетино в 3 км северо-западнее д. Старые Поля Осташковского района Тверской области.
Общество 25.10.2018 обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений в лицензию с приложением документов, в части продления срока действия лицензии на 10 лет.
Письмом Министерства от 12.11.2018 N 13925-06 на основании подпункта "г" пункта 61 подраздела XI раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача лицензий на пользование участками недр местного значения", утвержденного приказом Министерства от 07.02.2014 N 4-нп (далее - Регламент) Обществу отказано в предоставлении государственной услуги (внесении изменений в лицензию), поскольку им допущено существенное нарушение условия лицензирования, а именно подпункта "д" пункта 4.1, выразившегося в необеспечении наличия ежегодного плана развития горных работ на 2018 год, согласованного с Ростехнадзором.
Посчитав отказ (решение) Министерства незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Министерства правовых и фактических оснований для отказа в выдаче Обществу спорной лицензии.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом о недрах.
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
На основании статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно статье 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Статья 10 Закона о недрах предусматривает возможность предоставления участков недр в пользование на определенный срок или без ограничения срока и дифференцирует эти сроки в зависимости от целей пользования. Для добычи полезных ископаемых участки недр предоставляются в пользование на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр (статья 10 Закона о недрах).
Иные основания для продления срока действия лицензии либо возможность их установления (изменения) при оформлении условий пользования недрами Законом о недрах не предусмотрены.
По настоящему делу суды удостоверились в том, что обращение Общества с заявлением о продлении срока действия лицензии обусловлено необходимостью дальнейшего развития карьера "Клетино".
При этом отказ Министерства во внесении изменений в лицензию (изложенный в письме от 12.11.2018 N 13925-06) обусловлен несоблюдением Обществом требований подпункта "д" пункта 4.1 лицензионных условий, относящихся к существенным условиям (отсутствует информация и подтверждающие документы о согласовании с Ростехнадзором плана развития горных работ на 2018 год). В качестве основания отказа поименован подпункт "г" пункта 61 Регламента (представление неполного комплекта документов, необходимых для получения государственной услуги, предусмотренных административным регламентом).
В силу пункта 61 указанного Регламента решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается по следующим основаниям:
а) заявитель не относится ни к одной из категорий, указанных в пункте 2 подраздела II раздела I настоящего административного регламента;
б) заявитель не является победителем конкурса или аукциона - в случае обращения за выдачей лицензии по результатам торгов;
в) представленные заявителем документы не соответствуют требованиям подраздела VIII раздела II административного регламента;
г) заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для получения государственной услуги, предусмотренных административным регламентом;
д) в представленных заявителем документах содержатся противоречивые и (или) недостоверные сведения.
Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения утвержден постановлением администрации Тверской области от 27.09.2006 N 249-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 28 Порядка изменение условий пользования участком недр местного значения, предусмотренных в лицензии, внесение дополнений, продление сроков действия лицензии производятся по решению Министерства по инициативе недропользователя (по согласованию с недропользователем).
Согласно пункту 29 Порядка срок пользования участком недр местного значения продлевается по инициативе недропользователя в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии пользователем недр.
В пункте 33 Порядка отражены случаи, при которых Министерство отказывает претенденту во внесении изменений в лицензию, к которым отнесено и непредставления документов, установленных пунктом 29 настоящего Порядка (подпункт "а");
В течение 5 дней с момента рассмотрения представленных документов министерство в письменной форме уведомляет заявителя об отказе о внесении изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения с указанием причин отказа.
Отказ не лишает заявителя права на повторное обращение с заявлением о внесении изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения.
Суды, с учетом системного анализа приведенных выше положений Регламента и Порядка, обоснованно сочли, что срок пользования участком недр местного значения продлевается при отсутствии нарушений условий лицензии пользователем недр. При этом отказ может быть обусловлен, в том числе и непредоставлением документов, установленных пунктом 29 Порядка.
Как видно из материалов дела, Общество с целью продления действия лицензии от 28.07.2010 серии ТВЕ N 80127 обратилось 25.10.2018 в Министерство с заявлением N 5/18 о внесении изменений в лицензию с приложением всех указанных в Порядке документов.
Однако при проверке представленных документов было установлено, что в нарушение подпункта "д" пункта 4.1 условий пользования недрами по лицензии ТВЕ 80066 ТЭ Обществом не представлены сведения о наличии ежегодного плана развития горных работ на предстоящий год, согласованного с органами Ростехнадзора в установленном порядке. Более того, при анализе ежегодной статистической отчетности недропользователей в январе 2018 года, предусмотренной подпунктом "а" пункта 6.2 условий пользования недрами по лицензии ТВЕ 80066 ТЭ также выявлено, что указанный выше ежегодный план развития горных работ заявителем не представлялся с 2017 года.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Подпунктом "д" пункта 4.1 условий пользования участком недр (являющихся приложением к лицензии ТВЕ 80066ТЭ), предусмотрено наличие ежегодного плана развития работ на предстоящий год.
Более того, обязанность лицензиата разрабатывать такой план и согласовывать его с государственными органами надзора установлена также Правилами подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814, пунктом 7 которых предусмотрено, что подготовка планов и схем развития горных работ осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр, которые имеют лицензию на производство маркшейдерских работ.
В силу пункта 13 этих Правил подготовки заявление о согласовании планов и схем развития горных работ пользователи недр представляют в орган государственного горного надзора до 1 сентября текущего года. Рассмотрение планов и схем развития горных работ осуществляется в период с 20 сентября по 25 декабря года, предшествующего планируемому, в соответствии с графиком, утверждаемым органом государственного горного надзора.
Поскольку такие планы, согласованные в установленном порядке на 2018 и 2019 годы у Общества отсутствуют, отказ Министерства во внесение изменений в лицензию является правомерным, отвечает компетенции Министерства, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере.
Общество, устранив выявленные недостатки, не лишено права обратиться с аналогичным заявлением повторно.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен. Иное толкование подателем жалобы норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судами.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
При обращении в суд кассационной инстанции Общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 07.08.2019 N 140, том дела IV, лист 11).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 по делу N А66-466/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стерж" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Стерж" (место нахождения: 172735, Тверская обл., г. Осташков, ул. Володарского, д. 44, оф. 9, ОГРН 1026901814081, ИНН 6913002087) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела N А66-466/2019 в суде кассационной инстанции по платежному поручению от 07.08.2019 N 140.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.