17 октября 2019 г. |
Дело N А56-126098/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Преснецовой Т.Г., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ветсанэкология" Насоновской М.В. (доверенность от 01.10.2018), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Кузьминой В.В. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ветсанэкология" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А56-126098/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ветсанэкология", адрес: 188267, Ленинградская обл., Лужский р-н, пос. Пехенец, ОГРН 1104710000867, ИНН 4710030952 (далее - Общество), о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Гагарина, д. 27А, ОГРН 1044700908669, ИНН 4704020508 (далее - Инспекция), от 19.07.2018 N 9108А об отказе в государственной регистрации изменения сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и об обязании Инспекции осуществить соответствующие регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 15.02.2019 и постановление от 03.06.2019, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.
Общество выражает несогласие с выводом судов о поступлении возражений заинтересованных лиц относительно использования указанного Обществом адреса в качестве адреса его местонахождения, полагает, что указанные судами лица - участники общества с ограниченной ответственностью "Флора" (далее - Компания) таковыми по отношению к Обществу не являются. Податель жалобы указывает, что ему не была предоставлена возможность ознакомления с материалами дела по его заявлению от 07.11.2018.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество в лице его генерального директора обратилось в Инспекцию с заявлением по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Согласно расписке к указанному заявлению были приложены копия документа, удостоверяющего личность заявителя, протокол очередного собрания участников Общества от 09.06.2018 N 3, на котором было принято решение о внесении изменений в Устав Общества в части изменения адреса его места нахождения на адрес: Ленинградская обл., Тосненский р-н, г.п. Форносово, Промышленная ул., д. 9, договор аренды объекта и прилегающей территории по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Форносово, Промышленная ул., д. 9А, в котором Общество указано в качестве арендатора, а Компания - в качестве арендодателя.
По результатам рассмотрения названного заявления Инспекцией принято решение от 19.07.2018 N 9108А об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице на основании подпунктов "а" и "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с непредставлением заявителем необходимых для государственной регистрации документов - заявления по форме Р13001 о внесении изменении изменений в учредительные документы, изменений в учредительные документы в двух экземплярах, документа об уплате государственной пошлины, а также заявления по форме Р14001, заполненного с учетом Требований к оформлению документов, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Требования), и наличием у регистрирующего органа информации о недостоверности сведений об адресе организации.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для признания решения Инспекции незаконным и отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и листу записи ЕГРЮЛ 07.06.2017 в названный реестр была внесена запись за государственным регистрационным номером 1104710000867 о принятии Обществом решения об изменении места нахождения (т.д. 1, л. 86-95).
Из материалов дела следует, что Обществом было принято решение об изменении его места нахождения и внесении соответствующих изменений в устав (т.д. 1, л. 53, 54).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 6 той же статьи к заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Названное требование не распространяется на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов.
Как установили суды, заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, Обществом в регистрирующий орган не представлено.
Заявление по форме Р14001 признано судами не соответствующим пункту 1.10 Требований ввиду наличия дописки на листе Р заявления в разделе "Сведения о заявителе".
Указанные выводы судов доводами кассационной жалобы не опровергнуты.
Согласно пунктам 4.2 - 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ регистрирующим органом проводится проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может также свидетельствовать имеющееся заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридическое лицо по адресу данного объекта недвижимости.
Как установили суды, Инспекцией в результате проверки достоверности сведений о новом адресе Общества выявлено, что по указанному адресу находится территория, огороженная высоким забором, доступ на которую закрыт, вывесок, позволяющих идентифицировать организацию, не обнаружено. Соответствующие сведения отражены в протоколе осмотра от 16.07.2018 (т.д. 1, л. 41-43).
Суды также учли, что в регистрирующий орган поступили возражения лиц, являющихся участниками Компании - организации, выступающей арендодателем по договору аренды, представленному заявителем в составе документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ, относительно использования адреса соответствующих объектов в качестве адреса места нахождения Общества.
На основании совокупности установленных по делу обстоятельств суды пришли к правильному выводу об обоснованности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации изменения сведений о местонахождении юридического лица и правомерно отказали в удовлетворении требований заявителя.
Довод подателя жалобы о нарушении его права на ознакомление с материалами дела отклоняется судом кассационной инстанции как не подтвержденный доказательствами. При этом суд учитывает, что из содержания протоколов судебных заседаний от 15.01.2019, 12.02.2019 не следует, что Общество указывало на необходимость дополнительного ознакомления с материалами дела и просило в связи с этим отложить его рассмотрение.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А56-126098/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ветсанэкология" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.