18 октября 2019 г. |
Дело N А56-115764/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.
при участии от Комитета по строительству Ленинградской области Ларионовой Е.Ю. (доверенность от 10.01.2019),
рассмотрев 14.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 по делу N А56-115764/2018,
установил:
Комитет по строительству Ленинградской области, адрес: 191014, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 14, ОГРН 1089847177760, ИНН 7841386725 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188348, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, д. Пудомяги, д. 7, ОГРН 1064705000029, ИНН 4705031132 (далее - Администрация), 4 563 433, 23 руб. субсидии, предоставленной в рамках соглашения от 09.07.2015 N 2-п "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области на софинансирование мероприятий по проектированию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и/или по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных членам многодетных семей, молодым специалистам, членам молодых семей в соответствии с областным законом от 14.10.2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" (далее - Соглашение), и о расторжении названного Соглашения.
Решением суда от 28.03.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, им обеспечено целевое и эффективное использование бюджетных средств - заключены муниципальные контракты на проектирование объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, обязательства по которым исполнены в полном объеме и надлежащим образом; 705 705, 77 руб. неиспользованного остатка из 4 563 433. 23 руб., перечисленных по Соглашению, правомерно возвращены в областной бюджет Ленинградской области в январе 2017 года.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Администрации поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с невозможностью явки в судебное заседание представителя по причине нахождения в отпуске.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции считает его не подлежащим удовлетворению в силу положений статьи 158, части 3 статьи 284, части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Неявка представителя Администрации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, областным законом Ленинградской области от 22.12.2014 N 96-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утвержден областной бюджет Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Закон).
Приложением N 129 к названному Закону является Адресная инвестиционная программа, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2015 год (далее - Адресная инвестиционная программа).
Программной частью Адресной инвестиционной программы предусмотрены субсидии муниципальным образованиям для реализации в 2015 году государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", в том числе, на решение вопросов реализации подпрограммы "Развитие инженерной и социальной инфраструктуры в районах массовой жилой застройки" предусмотрено 225 000 000 руб.
Главным распорядителем бюджетных средств определен Комитет.
Постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 407 утверждена государственная программа Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", составной частью которой является подпрограмма "Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в районах массовой жилой застройки" (далее - Подпрограмма), задачами которой является оказание муниципальным образованиям Ленинградской области содействия в создании объектов инженерной и транспортной инфраструктуры; оказание содействия муниципальным образованиям в строительстве объектов социального назначения или их приобретении в муниципальную собственность.
Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области, критерии отбора муниципальных образований Ленинградской области для предоставления субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области (часть 7 статьи 9 Закона).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.12.2012 N 401 утвержден порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам поселений и городского округа Ленинградской области на решение вопросов местного значения по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных гражданам в соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" (далее - Порядок).
В силу пункта 8 Порядка и пункта 3.1 Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 20.07.2016 N 257 (далее - Правила) в качестве условий предоставления субсидий устанавливаются наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение обязательств, софинансируемых за счет субсидий; наличие муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, соответствующие целям государственной программы Ленинградской области; заключение муниципальным образованием в установленные сроки соглашения; соблюдение муниципальным образованием минимальной доли расходов на финансирование расходных обязательств, софинансируемых за счет субсидий (далее - минимальная доля софинансирования); соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, установленных пунктами 2 - 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ); отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений Ленинградской области; дополнительные условия, установленные Порядком.
Соглашение заключается по типовой форме, установленной главным распорядителем средств областного бюджета, в срок, установленный Порядком, но не позднее 1 апреля года предоставления субсидий, за исключением субсидий, указанных в пункте 4.7 (пункт 3.2 Правил).
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 06.07.2015 N 260 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2014 года N 605 "О распределении на плановый период 2015 и 2016 годов субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам поселений и городского округа Ленинградской области на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных членам многодетных семей, молодым специалистам, членам молодых семей в рамках подпрограммы "Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в районах массовой жилой застройки" государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области" (далее - Постановление N 260) объем субсидии, предусмотренный в областном бюджете для предоставление Пудомягскому сельскому поселению Гатчинского муниципального района Ленинградской области, составил 5 269 139 руб.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Адресной инвестиционной программой, Комитет и Администрация 09.07.2015 заключили Соглашение.
В соответствии с Постановлением N 260 и Соглашением в 2015 году Администрации перечислено 5 269 139 руб. средств областного бюджета Ленинградской области на софинансирование мероприятий по проектированию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Ссылаясь на нарушение Администрацией условий предоставления субсидии, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что в нарушение условий Соглашения и норм бюджетного законодательства, Администрация не исполнила принятое на себя обязательство по достижению целевых показателей результативности использования субсидий, удовлетворили заявленные Комитетом требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями этого кодекса Кодекса.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ). В рассматриваемом случае, на Администрацию.
В силу статьи 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Суды, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, установили, что условия муниципальных контрактов от 13.11.2015 N 28/1 на проектирование инфраструктуры и системы электроснабжения участков индивидуального жилищного строительства на территории деревни Шаглино Гатчинского района Ленинградской области стоимостью 3 000 000 руб., в том числе 2 850 000 руб. за счет средств областного бюджета и 150 000 руб. за счет средств местного бюджета., и от 10.10.2016 на проведение комплекса изыскательских работ в границах проектирования объекта: "Транспортная инфраструктура и система электроснабжения участков индивидуального жилищного строительства на территории деревни Шаглино Гатчинского муниципального района Ленинградской области" и проведение экспертизы стоимостью 1 803 613,92 руб., в том числе 1 713 433,23 руб. за счет средств областного бюджета, заключенные Администрацией во исполнение условий Соглашения с обществом с ограниченной ответственностью "Проектный Институт Инженерной Инфраструктуры" и обществом с ограниченной ответственностью "Центр инженерных изысканий в строительстве", не выполнены; установленные Соглашением показатели результативности предоставления субсидии Администрацией не достигнуты.
Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.
Суды пришли к выводу о том, что в нарушение требований бюджетного законодательства, а также предусмотренных Соглашением условий предоставления субсидии, обязательства по обеспечению целевых показателей результативности и эффективности использования предоставленной из областного бюджета субсидии в отношении объектов в деревне Шаглино Гатчинского муниципального района Ленинградской области Администрация в установленный срок не исполнила, что свидетельствует о неэффективном использовании (расходовании) бюджетной субсидии.
Нарушение Администрацией условий предоставления субсидии, как верно указали суды двух инстанций, влечет за собой ее бесспорное взыскание в бюджет Ленинградской области.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Учтя установленные обстоятельства, суды правомерно удовлетворили требования Комитета о расторжении Соглашения и взыскании с Администрации 4 563 433,23 руб. субсидии, предоставленной в рамках названного Соглашения.
Выводы судов соответствуют материалам дела, сделаны при правильном применении норм материального правого.
Обстоятельства, являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов, предусмотренные частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлены, в связи, с чем обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 по делу N А56-115764/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.