11 января 2024 г. |
Дело N А56-36790/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Пастуховой М.В., Старченковой В.В.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Петрова Д.И. (доверенность от 10.10.2022), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Шлоссер Т.А. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев 11.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А56-36790/2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, дом 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426, (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547, (далее - Учреждение), а при недостаточности у Учреждения лимитов бюджетных обязательств - с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство обороны), 115 562 руб. 35 коп. задолженности за услуги водоотведения, оказанные в период с сентября 2022 года по январь 2023 года по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих
веществ от 28.07.2005 N 03-39525/00-ОВ (далее - Договор), 16 636 руб. неустойки, начисленной за период с 26.10.2022 по 01.08.2023 на основании части 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), и законной неустойки, начисленной за период с 02.08.2023 по день фактического исполнения основного обязательства.
Решением суда первой инстанции от 24.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.11.2023, исковые требования Предприятия удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство обороны, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в иске.
По мнению подателей жалобы, Учреждение является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску; обязанность по коммунально-эксплуатационному обеспечению спорных объектов возложена Министерством обороны на федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ"); в материалах дела отсутствуют доказательства передачи объекта от Загородной квартирно-эксплуатационной части Учреждению.
В отзыве Предприятие просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Учреждения и Министерства обороны поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители Предприятия, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Предприятием и правопредшественником Учреждения - Загородная квартирно-эксплуатационная часть (абонент) заключен Договор, по условиям которого Предприятие обязалось обеспечивать абонента питьевой водой и принимать сточные воды абонента в систему канализации Предприятия, а абонент - производить оплату за полученную воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
Объекты абонента указаны в Приложении N 1 к Договору. Объектом в числе прочих являются казармы по адресу: Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 17, лит. А (ранее ул. Мира, д. 15).
Порядок расчетов определен в разделе 5 Договора.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" Загородная квартирно-эксплуатационная часть реорганизована путем присоединения к Учреждению.
Предприятие, оказав в период с сентября 2022 года по январь 2023 года во исполнение Договора услуги водоотведения в отношении казарм по адресу: Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 17, лит. А, выставило Учреждению счета-фактуры на оплату 115 562 руб. 35 коп. стоимости оказанных услуг.
Поскольку Учреждение не оплатило выставленные в его адрес счета-фактуры, Предприятие, начислив на сумму задолженности законную неустойку, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Признав факт оказания Учреждению услуг водоотведения по Договору в спорный период документально подтвержденным и приняв во внимание непредставление Учреждением доказательств, свидетельствующих об оплате оказанных услуг, суды, руководствуясь условиями Договора, статьями 330, 332, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 14 Закона N 416-ФЗ, обоснованно удовлетворили исковые требования, заявленные Предприятием к Учреждению.
Расчет стоимости услуг водоотведения и подлежащей взысканию неустойки судами проверен, ответчиками не опровергнут.
Признавая надлежащим ответчиком по делу Учреждение, суды правомерно исходили из того, что требование Предприятия основано на действующем Договоре, стороной которого в результате универсального правопреемства в силу пункта 2 статьи 58 ГК РФ является именно Учреждение, тогда как договорные отношения с ФГБУ "ЦЖКУ" в отношении спорного объекта у Предприятия отсутствуют. Доказательства расторжения Договора либо принятия ФГБУ "ЦЖКУ" на себя обязательств по оплате оказанных в рамках Договора услуг водоотведения в материалы дела не представлены.
Удовлетворение исковых требований, заявленных Предприятием к Министерству обороны, которое, являясь главным распорядителем бюджетных средств, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у Учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего, соответствует положениям пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункта 7 статьи 161, пункта 10 статьи 242.3, пункта 9 статьи 242.4, пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что суды правомерно удовлетворили заявленные Предприятием требования за счет основного и субсидиарного должников.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения и Министерства обороны не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А56-36790/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая надлежащим ответчиком по делу Учреждение, суды правомерно исходили из того, что требование Предприятия основано на действующем Договоре, стороной которого в результате универсального правопреемства в силу пункта 2 статьи 58 ГК РФ является именно Учреждение, тогда как договорные отношения с ФГБУ "ЦЖКУ" в отношении спорного объекта у Предприятия отсутствуют. Доказательства расторжения Договора либо принятия ФГБУ "ЦЖКУ" на себя обязательств по оплате оказанных в рамках Договора услуг водоотведения в материалы дела не представлены.
Удовлетворение исковых требований, заявленных Предприятием к Министерству обороны, которое, являясь главным распорядителем бюджетных средств, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у Учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего, соответствует положениям пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункта 7 статьи 161, пункта 10 статьи 242.3, пункта 9 статьи 242.4, пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2024 г. N Ф07-21857/23 по делу N А56-36790/2023
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21857/2023
11.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34126/2023
23.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34126/2023
24.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-36790/2023