22 октября 2019 г. |
Дело N А42-10234/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Мурманская ТЭЦ" Тропина А.В. (доверенность от 01.01.2019),
рассмотрев 22.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мурманская ТЭЦ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 по делу N А42-10234/2018,
установил:
Публичное акционерное общество "Мурманская ТЭЦ" (адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 14; ОГРН 1055100064524; ИНН 5190141373; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18; ОГРН 1025100849850; ИНН 5190109281; далее - Инспекция) от 25.09.2018 N 851/36 в части выводов о допущенных нарушениях при проведении корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению в виде несоблюдения дат начала и окончания отопительного периода и определения объема тепловой энергии (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 04.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.07.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, предписание Инспекции в оспариваемой части содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращения жильца многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, Кольский пр., д. 41, и распоряжения от 30.08.2018 N 1648 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом, являющимся исполнителем коммунальной услуги по отоплению этого дома, требований жилищного законодательства при проведении корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2017 год.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 25.09.2018 N 1781, что при проведении указанной корректировки Обществом не соблюдены даты начала и окончания отопительного периода, объем тепловой энергии определен с нарушением положений пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Об устранении выявленных нарушений в срок до 15.11.2018 Инспекция направила Обществу предписание от 25.09.2018 N 851/36.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что предписание в оспариваемой части содержит правомерные требования, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу абзаца третьего пункта 42(1) Правил N 354 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3(2) Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), корректируется исполнителем в первом квартале года, следующего за расчетным годом, по формуле 3(2).
Как предусмотрено абзацем пятым пункта 42(1) Правил N 354, в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, общим прибором учета горячей воды, помещения частично оснащены приборами учета горячей воды. Расчет размера платы за отопление с января по декабрь 2017 года производился Обществом исходя из норматива потребления указанной коммунальной услуги с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению 0,75.
При этом в нарушение абзаца пятого пункта 42(1) Правил N 354 с января 2017 года Обществом из общего объема тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета, не исключался объем тепловой энергии, потребленной на приготовление горячей воды для содержания общего имущества дома, для нежилых помещений, что увеличило объем тепловой энергии, используемый при корректировке.
Судами также установлено, что в соответствии с приведенными положениями Правил N 354 Общество должно было выполнить корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2017 год в первом квартале 2018 года, в то время как фактически эта корректировка была осуществлена им в июне 2018 года, то есть с нарушением установленного срока.
Кроме того, согласно постановлениям Администрации города Мурманска от 09.06.2017 N 1875 и от 12.09.2017 N 3003 отопительный сезон 2016-2017 в городе Мурманске окончен с 09.06.2017, отопительный сезон 2017-2018 начат с 12.09.2017.
Как установлено судами двух инстанций, при корректировке размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2017 год Общество указанные даты не учло, включив в корректировку объем тепловой энергии для нужд отопления, поставленной потребителям после окончания отопительного периода.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания Инспекции упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 по делу N А42-10234/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мурманская ТЭЦ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.