23 октября 2019 г. |
Дело N А26-11444/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений республики Карелия - Бира О.И. (доверенность от 09.11.2017), от общества с ограниченной ответственностью "Пеллотсари" - Калинина В.С. (доверенность от 05.08.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пеллотсари" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019 по делу N А26-11444/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пеллотсари" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство), препятствующего реализации им своего преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых объектов незавершенного строительства (фундаментов жилых домов, двух хозяйственных построек и руинированного причала) с кадастровыми номерами 10:07:0000000:263, 10:07:0000000:265, 10:07:0000000:266, 10:07:0000000:360, 10:07:0000000:363, 10:07:0000000:366, 10:07:0000000:367, 10:07:0000000:7673, 10:07:0000000:7688, 10:07:0000000:7701, расположенных на о. Пеллотсари в г. Сортавала Республики Карелия, а также обязании Министерства устранить допущенное нарушение путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), а именно:
- обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемых объектов;
- принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества;
- направить проект договора купли-продажи в адрес заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство природных ресурсов).
Решением суда первой инстанции от 14.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 12.07.2019 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Министерства, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Министерство природных ресурсов о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерство природных ресурсов (арендодатель), действуя на основании своего распоряжения от 20.08.2009 N 1064-р, и Общество (арендатор) заключили договор от 27.08.2009 N 232 аренды объектов незавершенного строительства, по условиям которого Обществу передавалось в аренду не только имущество, находящееся на о. Карпонсари в г. Сортавала Республики Карелия, но также и расположенные на о. Пеллотсари (мысы Мериниеми, Якониеми, заливы и проливы Лукансалми и Хиеталахти) фундаменты N 1-6, 8 (площадь застройки варьируется примерно от 30 кв. м до 100 кв. м) жилых домов, двух хозяйственных построек N 7 и 9 (площадью застройки 17,1 кв. м и 20 кв. м), а также руинированный причал площадью застройки 80 кв. м для осуществления туристско-оздоровительной деятельности. Договор зарегистрирован в установленном порядке в 2014 году.
По актам приема-передачи от 01.09.2009, в которых указано, что названные фундаменты жилых домов выполнены из природного естественного камня, а их высота колеблется в диапазоне от 0,6 м до 2,2 м, имущество передано арендатору.
По результатам проведенных в 2011 и 2014 году кадастровых работ названным объектам присвоены следующие кадастровые номера: 10:07:0000000:263, 10:07:0000000:265, 10:07:0000000:266, 10:07:0000000:360, 10:07:0000000:363, 10:07:0000000:366, 10:07:0000000:367, 10:07:0000000:7673, 10:07:0000000:7688, 10:07:0000000:7701.
Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости от 21.08.2018 данные объекты (за исключением руинированного причала (сооружения) с кадастровым номером 10:07:0000000:263) расположены на четырех земельных участках:- объекты с кадастровыми номерами 10:07:0000000:263, 10:07:0000000:265, 10:07:0000000:266 и 10:07:0000000:367 - на участке площадью 101 508 кв. м с кадастровым номером 10:10:0090134:5;
- объекты с кадастровыми номерами 10:07:0000000:363, 10:07:0000000:7673, 10:07:0000000:7701 - на участке площадью 152 864 кв. м с кадастровым номером 10:10:0090134:10;
- объект с кадастровым номером 10:07:0000000:360 - на участке площадью 53 444 кв. м с кадастровым номером 10:10:0090134:6;
- объекты с кадастровыми номерами 10:07:0000000:360, 10:07:0000000:7688 - на участке с кадастровым номером 10:10:0090134:12.
В отношении части объектов, как следует из указанных выписок, в графе проектируемое назначение указано "помещение общего пользования".
При этом все выше упомянутые участки, кроме последнего, как и расположенные на них объекты находятся в собственности Республики Карелия, что подтверждается упомянутыми выписками, а также свидетельствами о государственной регистрации права от 20.04.2011 серии 10-АБ N 411559, 411810, 411813, согласно которым три упомянутых участка относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования "для организации отдыха и туризма".
Общество обратилось к Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (в настоящее время - Министерство) с заявлением от 18.10.2017 о реализации преимущественного права на приобретение арендуемых им по указанному договору десяти объектов недвижимости, а именно семи фундаментов жилых домов, двух хозяйственных построек и руинированного причала, в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ.
Письмом от 17.11.2017 N 11206/12.2-05/Кими Министерство сообщило, что поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отчуждение здания или сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, то рыночная оценка выкупаемого имущества может быть произведена только после формирования участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его эксплуатации (посредством выдела), а также привязки объектов к соответствующей территории, на которой они расположены. В этом же письме Министерство имущественных отношений отметило, что на сроки выполнения указанных работ повлияет удаленность места нахождения объектов и период, в который Общество обратилось с настоящим заявлением (осенне-зимний).
В целях ускорения рассмотрения заявления Общество в мае 2018 года направило в Министерство технические планы на спорные объекты, а также схемы расположения земельных участков под ними общей площадью 1803 кв. м (площадь участков под каждым из объектов недвижимости варьируется в диапазоне примерно от 110 кв. м до 200 кв. м).
В письме от 03.08.2018 N 6664/12.2-07/МИЗО-и Министерство указало, что вопрос об утверждении схем расположения земельных участков находится у уполномоченного органа на рассмотрении, а представленные заявителем технические планы направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, заявителю необходимо представить обоснование площадей, испрашиваемых под выкупаемые объекты.
Общество, сославшись на то, что Министерство не обеспечило реализацию мероприятий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, посчитав заявленные требования обоснованными, удовлетворил их.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение и отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, сославшись на отсутствие у Общества права на приобретение арендуемых им объектов недвижимости в соответствии с Законом N 159-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу Закона N 159-ФЗ реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
Апелляционный суд, принимая во внимание указанные разъяснения, пришел к правильному выводу о том, что фундамент, как часть разрушенного здания, которая не имеет самостоятельного назначения, не может быть признана объектом недвижимости, подлежащим приватизации в соответствии с положениями Закона N 159-ФЗ.
Руинированный причал, арендуемый Обществом, в силу своего разрушенного состояния также не имеет самостоятельного назначения, следовательно, не может быть приватизирован на основании указанного закона.
Арендуемая Обществом хозяйственная постройка N 7 согласно акту приема-передачи от 01.09.2009 (т.1, л.д. 37) также представляет собой лишь фундамент из естественного камня площадью застройки 17,1 кв.м, то есть часть здания которая не может быть приватизирована.
Из арендуемых Обществом объектов лишь хозяйственная постройка N 9, с учетом ее состояния, отраженного в акте приема-передачи от 01.09.2009 (фундамент - естественный камень, столбы; стены - бревенчатые (т.1, л.д. 42), позволяет формально признать данное строение объектом недвижимости, который может быть самостоятельно использован в хозяйственном обороте.
Однако суд кассационной инстанции не может признать, что Министерством допущено незаконное бездействие в отношении заявления Общества в отношении хозяйственной постройки N 9. Из материалов дела следует, что Министерством в ходе рассмотрения обращения Общества предпринимались меры, направленные на выяснение статуса земельного участка, на котором расположен данный объект, и вопроса о возможности продажи данного участка. Таким образом, Министерством совершались действия, необходимые для надлежащего рассмотрения заявления, то есть признаки неправомерного бездействия в поведении Министерства отсутствуют.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано правильно.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019 по делу N А26-11444/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пеллотсари" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.