22 октября 2019 г. |
Дело N А56-138140/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Серовой В.К. и Старченковой В.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" представителя Завариной Е.С. по доверенности от 15.05.2019 N 05/ЗГДПКВ/258, от Жилищного комитета представителя Гуттиной Н.Н. по доверенности от 28.12.2018 N 02-33-90/18-0-0,
рассмотрев 15.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А56-138140/2018,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, адрес: 191011, Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 48 215 руб. 97 коп. межтарифной разницы между стоимостью тепловой энергии по установленному для истца экономически обоснованному тарифу и по установленному тарифу для расчета размера платы за коммунальную услугу для населения, за январь - май 2016, октябрь - декабрь 2016 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района", адрес: 195030, Санкт-Петербург, проспект Ударников, дом 39, корпус 1, ОГРН 1089847175000, ИНН 7806386539 (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, отказать в удовлетворении исковых требований.
Податель кассационной жалобы указывает, что нормативные акты, повлекшие за собой возникновение разницы в тарифах, Предприятие не обжаловало, виновные противоправные действия уполномоченного органа исполнительной власти, связанные с утверждением разницы в тарифах, судом не установлены.
Комитет в жалобе ссылается на то, что объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий в соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 Порядка предоставления в 2018 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, возникших за период с января 2016 года по декабрь 2016 года (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 (далее - Постановление N 1174), определяются на основании актов сверок, указанных в абзаце четырнадцатом пункта 2.2 Порядка, которые в период с 01.01.2016 по 31.12.2017 не были представлены в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "ЖХ") для проверки в соответствии с абзацем третьим пункта 3.7 Порядка либо были возвращены в указанный период ГУП ВЦКП "ЖК", откорректированы получателями субсидий и потребителями коммунальных услуг и представлены в ГУП ВЦКП "ЖК" после 01.01.2018. При отсутствии согласованных актов сверок с потребителями коммунальных услуг объемы тепловой энергии определяются на основании судебных актов по искам теплоснабжающих организаций к потребителям коммунальных услуг, которыми подтверждаются объемы поставленной тепловой энергии потребителям коммунальных услуг. Предоставление субсидий осуществляется на основании отчетов, указанных в пункте 3.1.1 Порядка, и актов сверок, указанных в абзаце четырнадцатом пункта 2.2 Порядка. Отчеты и акты сверок либо судебные акты представляются получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки в соответствии с абзацем четвертым данного пункта. ГУП ВЦКП "ЖК" осуществляет проверку представленных отчетов на их соответствие актам сверок либо судебным актам и по результатам проверки направляет в Комитет соответствующие сведения.
Как считает Комитет, судами не учтено, что Предприятие при расчете объемов потребленной тепловой энергии по договорам от 01.07.2009 N 997.34.038.1, 998.34.038.1; от 01.11.2007 N 5894.038.1, от 01.12.2007 N 6140.038.1, от 01.03.2008 N 6787.038.1, от 01.08.2008 N 7932.038.1, от 01.02.2010 N 11673.038.1, от 01.03.2010 N 11704.038.1, 11705.038.1, 11706.038.1; от 01.11.2010 N 11941.038.1, от 01.12.2010 N 11999.038.1 руководствовалось показаниями узлов учета, но в нарушение норм действующего законодательства не представило в материалы дела показания приборов учета. При расчете потребленной объема тепловой энергии по договору от 01.09.2008 N 8135.038.1 Предприятие определило объем тепловой энергии по нормативу, но в нарушение норм действующего законодательства не представило в материалы дела документы, подтверждающие площади жилых помещений и число зарегистрированных граждан. При согласовании актов сверок объемов поставленной тепловой энергии Общество указывало на разногласия в части площадей многоквартирных домов. Предприятие основывает свои требования исключительно на математическом расчете без представления первичных документов, в связи с чем у Комитета не возникает обязательства по перечислению средств субсидий в размере, указанном в иске. По мнению Комитета, расчет требований Предприятия не соответствует нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); установление компенсации за потери, вызванные межтарифной разницей, свидетельствует об отсутствии виновности и бездействия со стороны Санкт-Петербурга, в связи с чем у Предприятия не имелось правовых оснований для взыскания с Комитета задолженности по настоящему делу.
До судебного заседания от Предприятия поступил отзыв на кассационную жалобу с возражениями против ее удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Представитель Общества, извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договоры теплоснабжения в горячей воде от 01.07.2009 N 997.34.038.1, N 998.34.038.1, от 01.11.2007 N 5894.038.1, от 01.12.2007 N 6140.038.1, от 01.03.2008 N 6787.038.1, от 01.08.2008 N 7932.038.1, от 01.09.2008 N 8135.038.1, от 01.02.2010 N 11673.038.1, от 01.03.2010 N 11704.038.1, N 11705.038.1, N 11706.038.1, от 01.11.2010 N 11941.038.1, от 01.12.2010 N 11999.038.1, по условиям которых энергоснабжающая организация обязалась обеспечивать подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде, а абонент обязался принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
В январе - мае и октябре - декабре 2016 года Предприятие надлежащим образом исполнило обязательства по договорам.
Комитет не в полном объеме возместил Предприятию разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, в связи с чем по договору от 01.07.2009 N 997.34.038.1 задолженность за октябрь - ноябрь 2016 года составила 993 руб. 93 коп., от 01.07.2009 N 998.34.038.1 за октябрь - ноябрь 2016 года - 1 094 руб. 09 коп., от 01.11.2007 N 5894.038.1 за январь - май 2016 года - 5629 руб. 47 коп., от 01.12.2007 N 6140.038.1 за октябрь - декабрь 2016 года - 6456 руб. 72 коп., от 01.03.2008 N 6787.038.1 за октябрь - ноябрь 2016 года - 377 руб. 55 коп., от 01.08.2008 N 7932.038.1 за октябрь - ноябрь 2016 года - 161 руб. 80 коп., от 01.09.2008 N 8135.038.1 за октябрь - ноябрь 2016 года - 1633 руб. 44 коп., от 01.02.2010 N 11673.038.1 за октябрь - ноябрь 2016 года - 500 руб. 83 коп., от 01.03.2010 N 11704.038.1 за январь - май 2016 года - 13 424 руб. 95 коп., от 01.03.2010 N 11705.038.1 за январь - май 2016 года - 5415 руб. 03 коп, за октябрь - ноябрь 2016 года - 3220 руб. 65 коп., от 01.03.2010 N 11706.038.1 за октябрь - ноябрь 2016 года - 1371 руб. 47 коп., от 01.11.2010 N 11941.038.1 за октябрь - ноябрь 2016 года - 1070 руб. 98 коп., от 01.12.2010 N 11999.038.1 за октябрь - ноябрь 2016 года - 6865 руб. 06 коп. (всего 48 215 руб. 97 коп.).
Между Предприятием и Комитетом заключено соглашение о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 26.01.2018 N 1-1-ВВД, которым предусмотрено предоставление Предприятию из бюджета Санкт-Петербурга в 2018 году субсидий в целях компенсации выпадающих доходов, связанных с применением льготных и (или) регулируемых тарифов на тепловую энергию за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года и с января 2016 года по ноябрь 2017 года.
Предприятие обратилось к Комитету с претензией от 11.05.2018 N 58-12/17391, в которой просило предоставить субсидии.
Поскольку Комитет не возместил ресурсоснабжающей организации разницу между экономически обоснованным тарифом, установленным для Предприятия, и тарифом для населения, Предприятие обратилось в суд с иском о взыскании 48 215 руб. 97 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, придя к выводу о правомерности требований Предприятия в связи с подтвержденностью и обоснованностью размера межтарифной разницы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016 - 2018 годы" размер установленного на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 тарифа составил 2077,92 руб./Гкал (с НДС), на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 2392,44 руб./Гкал (с НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 год" размер установленного на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 тарифа для определения размера платы за коммунальные услуги составил 1541,78 руб./Гкал (с НДС), на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1621,95 руб./Гкал (с НДС).
Применение Предприятием при расчетах с управляющей компанией тарифов для граждан, которые ниже экономически обоснованных тарифов, повлекло возникновение межтарифной разницы.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы является прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую Предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) если потери в виде разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, не были полностью или в части компенсированы данной организации в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для возмещения таких потерь ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования не требуется оспаривание акта об установлении тарифа.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 87 по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Нормативными актами, действовавшими в спорном периоде в Санкт-Петербурге, предусмотрено возмещение межтарифной разницы за счет средств, выделяемых Комитету.
Порядок утвержден Постановлением N 1174.
В целях реализации Постановления N 1174 распоряжением Комитета от 24.01.2018 N 51-р утвержден порядок принятия Жилищным комитетом решения о предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных и(или) регулируемых тарифов на тепловую энергию, за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года, и(или) с января 2017 года по ноябрь 2017 года, и(или) с января 2016 года по декабрь 2016 года.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий, определяются на основании актов сверок.
Согласно пункту 3.7 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании отчетов и актов сверок. Отчеты и акты сверок представляются получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки в соответствии с абзацем четвертым данного пункта. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок либо в судебных актах. При отсутствии судебных актов и наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными потребителями коммунальных услуг, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг. При наличии судебных актов в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные судебными актами. ГУП ВЦКП "ЖХ" осуществляет проверку представленных отчетов на их соответствие актам сверок либо судебным актам и по результатам проверки направляет в Комитет соответствующие сведения.
Величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов ниже экономически обоснованных.
Комитет не возместил Предприятию межтарифную разницу, образовавшуюся в спорный период.
В претензии от 11.05.2018 Предприятие сообщило Комитету, что Общество подтвердило объемы потребленной тепловой энергии в части, указав в актах сверки объемов разногласия, однако документов в обоснование своих разногласий не представило. В связи с необоснованностью разногласий Предприятие просило Комитет предоставить субсидии за периоды и в размерах, указанных Предприятием.
Комитет не представил доказательств, свидетельствующих, что имела место поставка тепловой энергии в ином объеме; документально расчет Предприятия не опроверг, контррасчет не представил.
Признав документально подтвержденными указанные Обществом в спорный период объемы, суды обоснованно удовлетворили иск.
Размер исковых требований проверен судами, признан правильным и обоснованным.
Таким образом, правомерность и обоснованность требований Предприятия по настоящему делу подтверждена.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает несостоятельными приведенные в кассационной жалобе Комитета доводы.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, суды правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А56-138140/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.