31 октября 2019 г. |
Дело N А13-3696/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Кудина А.Г.,
рассмотрев 28.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вохтога" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019 по делу N А13-3696/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вохтога", адрес: 162040, Вологодская обл., Грязовецкий район, п.г.т. Вохтога, Юбилейная ул., д. 19А, ОГРН 1103529000112, ИНН 3509009890 (далее - ООО "УК "Вохтога", Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538 (далее - ГЖИ, Инспекция), о признании недействительным предписания от 18.01.2019 N 15-11.
Решением суда первой инстанции от 22.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих требований податель жалобы ссылается на то, что исследуемое оборудование - водо-водяной подогреватель не пригоден для дальнейшей эксплуатации, для обеспечения жилого дома водоснабжением требуется его полная замена, что относится к работам капитального характера. По мнению Общества, судами не дана оценка исполнимости предписания, поскольку управляющая компания не вправе выполнить ремонт всей системы отопления дома за счет средств, уплаченных на содержание жилых помещений, кроме того, большинством голосов общего собрания собственников дома принято решение об отказе от замены указанного оборудования. Общество также отмечает, что поскольку в рассматриваемом доме изменился уровень благоустройства, услуга по подогреву воды жильцам не оказывается, плата за нее не начисляется с ноября 2018 года.
Представители участников дела, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях проверки обращения жильцов многоквартирного дома по адресу: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, пос. Вохтога, Колхозная ул., д. 66 (далее - МКД), поступившего из прокуратуры Грязовецкого района Вологодской области (от 21.12.2018 вх. N 7829) и содержащего информацию о нарушении предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, Инспекцией издан приказ от 11.01.2019 N 15 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК "Вохтога" в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что управление домом по договору управления от 30.05.2012 осуществляет ООО "УК "Вохтога", а с ноября 2018 года водо-водяной подогреватель отключен от внутридомовых систем теплоснабжения ввиду его неисправного состояния, коммунальная услуга по горячему водоснабжению жильцам указанного МКД не предоставляется. Указанные действия нарушают требования, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 4, 9, 31, пункта 4 приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пунктов 17, 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень работ), пунктов 5.2.1, 5.1.3, 5.1.5, 5.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
По результатам проверки 18.01.2019 составлен акт N 15-11.
Предписанием от 18.01.2019 N 15-11 Инспекция обязала Общество в срок до 25.02.2019 обеспечить устранение выявленных нарушений путем обеспечения потребителей (жильцов) спорного МКД коммунальной услугой по горячему водоснабжению в необходимых объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По ходатайству Общества срок исполнения оспариваемого предписания продлен Инспекцией до 25.05.2019.
Не согласившись с законностью выданного предписания, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Инспекции правовых и фактических оснований для выдачи предписания.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в числе прочего соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подпункт "д" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Согласно пункту 17 Минимального перечня работ в него входят работы, выполняемые для надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах, в том числе:
постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;
проверка работоспособности и обслуживание устройства водоподготовки для системы горячего водоснабжения. При выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 18 Минимального перечня работ общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, включают в себя, в том числе:
постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;
восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Из пунктов 11 и 12 приложения N 7 к Правилам N 170 следует, что установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления (включая домовые котельные), водопроводов и горячего водоснабжения (включая насосные установки в жилых зданиях) отнесены к работам по текущему ремонту.
В рассматриваемой ситуации Инспекцией установлено, что снабжение водой в указанном МКД осуществляется путем производства и предоставления коммунальной услуги по водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД, в том числе водоподогреватель. Согласно акту обследования данного оборудования от 08.11.2018 его дальнейшая эксплуатация невозможна, в связи с чем с ноября 2018 года коммунальная услуга по горячему водоснабжению жильцам МКД не оказывается.
Между тем судами установлено, что собственниками помещений указанного МКД принято решение о заключении договора управления многоквартирным домом с ООО "УК "Вохтога" (протокол общего собрания собственников помещений от 30.05.2012 N 3) и утверждении платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 30 руб. 10 коп. с 1 кв. метра.
Договором управления от 30.05.2012 предусмотрено оказание потребителям услуги горячего водоснабжения.
Согласно приложению N 3 к договору в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в МКД включены установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем горячего водоснабжения.
В этой связи суды приняли во внимание правовую позицию, сформулированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными договором в силу норм содержания дома и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Определение в договоре управления должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей компании.
Ссылка Общества на принятие большинством голосов общего собрания собственников МКД решения об отказе от замены указанного оборудования не может с учетом вышеизложенного расцениваться как допустимость прекращения услуг горячего водоснабжения, в том числе при взимании за предыдущие периоды платы за содержание и ремонт общего имущества по перечню услуг договора управления. Кроме того, в представленном Обществом протоколе общего собрания собственников помещений в МКД от 27.11.2018 отражен вопрос не об одобрении ремонта либо замены спорного оборудования, а об увеличении в связи с этим платы за содержание жилого помещения.
Судами верно отмечено, что взимание с собственников дополнительной платы допустимо лишь при выполнении управляющей компанией работ и услуг, оказываемых сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации многоквартирного дома.
Таким образом, за обеспечение коммунальной услуги по горячему водоснабжению управляющей организацией с собственников МКД взимается плата согласно договору управления. Указанное обстоятельство свидетельствует об обязанности Общества содержать инженерное оборудование МКД, как часть общего имущества собственников помещений дома, в рабочем и безопасном для эксплуатации состоянии.
Указывая на неисполнимость предписания, заявитель отмечает, что водо-водяной подогреватель не пригоден для дальнейшей эксплуатации, и нуждается в проведении ремонтных работ капитального характера. Между тем суды указали, что документальных доказательств отнесения всех работ к капитальному ремонту, невозможности ремонта и эксплуатации части инженерного оборудования (водо-водяного подогревателя), входящего во внутридомовые инженерные системы, без полной замены теплосистемы МКД заявителем в материалы дела не представлено.
Инспекция не накладывает на Общество обязанность по выполнению капитального ремонта всей системы отопления дома, отметив неисправное состояние части инженерного оборудования - водо-водяного подогревателя, с использованием которого производится горячее водоснабжение. Данный факт отражен в акте от 08.11.2018, составленном в присутствии Общества.
Судами верно отмечено, что Общество в силу возложенных на него функций и полномочий вправе урегулировать вопросы финансирования содержания и ремонта водо-водяного подогревателя с собственниками помещений, органами местного самоуправления и Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области в порядке, установленном жилищным и гражданским законодательством. Буквальное содержание оспариваемого предписания не свидетельствует о вменении Обществу совершения каких-либо действий, выходящих за пределы его полномочий в порядке исполнения обязательств по управлению многоквартирным домом.
Поскольку рассматриваемое предписание не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, его нельзя признать незаконным и нарушающим его права и законные интересы. Оспариваемое предписание выдано ГЖИ в пределах предоставленных полномочий и при наличии установленных нарушений, в связи с чем у судов не имелось оснований для признания его недействительным.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы судов основаны на установленных ими обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьями 286 и 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Оснований для отмены либо изменения судебных актов не имеется (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019 по делу N А13-3696/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вохтога" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.