29 октября 2019 г. |
Дело N А56-136767/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Тихвинский вагоностроительный завод" Морозовой И.А. (доверенность от 12.11.2018 N ТВСЗ-204-290), Моловской Т.Л. (доверенность от 12.11.2018), от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу Галкиной Д.А., (доверенность от 22.10.2019 N 03-19/11037), Сапонджян Е.В. (доверенность от 22.10.2019 N 03-19/11040),
рассмотрев 23.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А56-136767/2018,
установил:
Акционерное общество "Тихвинский вагоностроительный завод", адрес: 187556, Ленинградская обл., г. Тихвин, Промплощадка, д. 6, корп. 1, оф. 207, ОГРН 1074715001580, ИНН 4715019631 (далее - Общество, АО "ТВСЗ"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным вынесенного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Департамент), акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 28.09.2018 N 04-28/10927.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019, заявление Общества удовлетворено, оспоренный акт Департамента признан недействительным.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество в декларации по веществам (кальций оксид, цинк оксид, дибутилфталат, эмульсон, натрий годроксид, масло минеральное нефтяное, масло хлопковое) применило нулевую ставку платы за выброс указанных веществ, тогда как согласно пункту 3 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления; в отношении взвешенных частиц РМ10 и РМ2,5 Обществом не была проведена обязательная процедура производственного экологического контроля по определению размеров выброшенных частиц, в связи с чем основания считать данный выброс нулевым отсутствуют. Кроме того, Департамент указывает на то, что АО "ТВСЗ" в нарушение полученных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разместило отходы на полигоне открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Чистый город" вместо полигонов общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Лел-Эко", ООО "Полигон ТБО" и ООО "Профспецтранс", а также на полигоне ООО "Профспецтранс" вместо полигона ООО "Полигон ТБО". Судом первой инстанции не были рассмотрены представленные Департаментом в материалы дела акты приема передачи отходов на полигон, подтверждающие несоответствие фактического количества размещенных отходов Обществом и заявленными данными в декларации.
В судебном заседании представители Департамента поддержали приведенные в кассационной жалобе доводы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент провел проверку представленной АО "ТВСЗ" декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, по результатам которой составил акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 28.09.2018 N 04-28/10927 и в соответствии с пунктом 46 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" выставил Обществу требование о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 36 576 113 руб. 34 коп.
Не согласившись с актом Департамента и полагая, что у Общества отсутствует задолженность по данной плате, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу об отсутствии со стороны Общества каких-либо нарушений при начислении платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, незаконности оспариваемого акта Департамента, в связи с чем признали его недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Департамента не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 35 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В силу пункта 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Плата за размещение отходов в пределах лимитов на размещение отходов рассчитывается по формуле согласно пункту 18 Правил N 255.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 255 при отсутствии действующих документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 названных Правил.
Судами двух инстанций установлено, что в спорный период (2016 год) Общество осуществляло выброс загрязняющих веществ на основании разрешения на выброс от 08.08.2014 N 26-22793-В-14/19, выданного в соответствии с разработанными и согласованными нормативами выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 27.05.2014 N 26-14471-Н-14/19. Срок действия данного разрешения с 08.08.2014 по 07.08.2019. В указанных нормативах отсутствуют взвешенные частицы РМ10 и взвешенные частицы РМ2,5, на необходимость учета которых ссылается Департамент.
Плата за выбросы загрязняющих веществ исчислена и представлена в Разделе 1 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год. Фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определена на основе данных производственного экологического контроля. Платежными поручениями от 06.04.2016 N 5916, от 12.07.2016 N 12550, от 12.10.2016 N 19332, от 27.02.2017 N 4428 Обществом внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду от стационарных объектов в 2016 году в размере 562 361 руб. 46 коп.
Отклоняя доводы Департамента об отсутствии у Общества обязательной процедуры экологического контроля по определению размеров взвешенных частиц РМ10 и РМ2,5, судами указано на следующее.
Нормирование выбросов загрязняющих веществ осуществляется на основе гигиенических нормативов - ПДК (предельной допустимой концентрации) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, или при их отсутствии - ОБУВ (ориентировочные безопасные уровни воздействия) (пункт 3.3.2 ГОСТа 17.2.3.02-2014 "Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями", пункт 2.1 СанПиНа 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").
В отношении загрязняющих веществ, для которых установлены ПДК или ОБУВ, законодательством не предусмотрено использование гигиенических нормативов, установленных для других загрязняющих веществ или их групп.
В соответствии с примечанием к позиции "Взвешенные вещества" в ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений" к взвешенным веществам относится не дифференцированная по составу пыль (аэрозоль), содержащаяся в воздухе населенных пунктов. При этом ПДК взвешенных веществ не распространяется на аэрозоли органических и неорганических соединений (металлов, их солей, пластмасс, биологических, лекарственных препаратов и других), для которых устанавливаются соответствующие ПДК.
Загрязняющие вещества, к которым применены нулевые ставки платы: кальций оксид, цинк оксид, дибутилфталат, эмульсол, натрий гидроксид, масло минеральное нефтяное, масло хлопковое - не являются не дифференцированной по составу пылью. Для них в ГН 2.1.6.3492-17 и ГН 2.1.6.2309-07 "Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы" установлены соответствующие гигиенические нормативы ПДК и ОБУВ.
При нормировании выбросов индивидуально поименованных загрязняющих веществ, в отношении которых установлены самостоятельные ПДК или ОБУВ (кальций оксид, цинк оксид, дибутилфталат, эмульсол, натрий гидроксид, масло минеральное нефтяное, масло хлопковое), использование значений ПДК групп веществ РМ10, РМ2,5 не требуется.
Требования по осуществлению производственного экологического контроля регламентированы "ГОСТ Р 56062-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический контроль. Общие положения", а с 15.04.2018 и приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", в которых не установлены требования к определению размеров частиц, выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913.
Ставки платы за выбросы веществ: кальций оксид, цинк оксид, дибутилфталат, эмульсол, натрий гидроксид, масло минеральное нефтяное, масло хлопковое не установлены, а в соответствии с письмом Минприроды от 07.12.2016 N ОД-06-01-31/24868 в отношении загрязняющих веществ, для которых ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду не установлены, плата не исчисляется.
Руководствуясь изложенным, суды пришли к правильному выводу о том, что требование Департамента об обязательности определения размера частиц РМ10 и РМ2,5 и необходимости платы за выбросы в объеме, указанном в требовании, является необоснованным.
Довод Департамента о необходимости применения пятикратного повышающего коэффициента при начислении платы за сверхлимитное размещение отходов на основании выводов об отсутствии утвержденных нормативов, основанных на том, что Общество разместило отходы в 2016 году на несогласованные полигоны, был предметом рассмотрения судов и аргументировано ими отклонен.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Судами установлено, что АО "ТВСЗ" производило размещение отходов в 2016 году на объектах размещения отходов, а именно: на объекте ООО "ПрофСпецТранс" (включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Росприроднадзора от 01.08.2014 N 479) и на объекте АО "Чистый город" (включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Росприроднадзора от 25.09.2014 N 592).
В соответствии с пунктами 9, 12, 20 Правил N 255 исчисление размера платы за размещение отходов определяется исходя из массы размещенных в отчетном периоде отходов. Разрешенный к размещению объем отходов устанавливается в лимитах размещения отходов, в отсутствие действующих документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение считается, что весь объем размещенных природопользователем отходов является сверхлимитным.
Плата за размещение отходов в пределах лимитов на размещение отходов рассчитывается по формуле согласно пункту 18 Правил N 255 исчисления без применения повышающего коэффициента
В рассматриваемом случае, как установлено судами, Общество исчислило плату за размещение отходов на основании массы размещенных в отчетном периоде отходов и в соответствии с утвержденными для Общества лимитами на их размещение. Фактическая масса размещенных отходов соответствует данным, указанным в актах приема-передачи отходов, подтверждающих размещение отходов. АО "ТВСЗ" расчет платы за размещение отходов за 2016 год произведен на основании действующих разрешительных документов в пределах лимитов на размещение отходов. Общество исполнило обязанность по внесению платы за размещение отходов в 2016 году. Оснований для умножения сумм платы за размещение отходов на пятикратный повышающий коэффициент у Департамента не имелось.
Что касается довода Департамента о несоответствии массы размещенных Обществом отходов сведениям, указанным в актах их приема-передачи, то данное утверждение тщательно проверено судами двух инстанций и отклонено как не нашедшее своего подтверждения материалами дела. Доводов, опровергающих данный вывод судов, кассационная жалоба не содержит.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах и получили надлежащую правовую оценку, дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А56-136767/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.