31 октября 2019 г. |
Дело N А56-126185/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Гавриловой Е.В. (доверенность от 08.07.2019), от Жилищного комитета Санкт-Петербурга Прошина А.Н. (доверенность от 28.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А56-126185/2018,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 49 597 руб. 12 коп. задолженности по субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с января по декабрь 2016 года по договорам теплоснабжения в горячей воде от 01.07.2008 N 7379.037.1, от 01.12.2007 N 6215.07.1 и от 01.05.2008 N 7319.037.1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Приморского района" (далее - ООО "ЖКС N2").
Решением от 28.02.2019 иск удовлетворен.
Постановлением от 16.07.2019 решение от 28.02.2019 отменено, принят новый судебный акт, которым с Комитета в пользу Предприятия взыскано 17 541 руб. 12 коп. задолженности.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 28.02.2019 и постановление от 16.07.2019, отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Предприятие не обжаловало нормативные акты, повлекшие возникновение разницы в тарифах, и не установило виновные противоправные действия уполномоченного органа исполнительной власти, связанные с утверждением такой разницы. Предприятие не доказало размер исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит постановление апелляционного суда от 16.07.2019 оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
ООО "ЖКС N 2" извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и ООО "ЖКС N 2" (абонент) заключили договоры теплоснабжения в горячей воде от 01.07.2008 N 7379.037.1, от 01.12.2007 N 6215.07.1 и от 01.05.2008 N 7319.037.1 (далее - Договоры), по которым энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент - принимать и своевременно оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1.1 Договоров перечень объектов, снабжаемых тепловой энергией в горячей воде, содержится в Приложении N 1.
В обоснование иска Предприятие указало на то, что по договору от 01.07.2008 N 7379.037.1 в январе 2016 года, с марта по июнь 2016 года, в октябре и декабре 2016 года оно поставило в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "ЖКС N 2" тепловую энергию на общую сумму 1 596 736 руб. 11 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 1 158 856 руб. 35 коп, а по разнице в тарифах - на сумму 437 879 руб. 76 коп., из них оплачено 388 351 руб. 67 коп.
По договору от 01.12.2007 N 6215.037.1 в январе 2016 года Предприятие поставило в многоквартирный дом, находящийся в управлении ООО "ЖКС N 2", тепловую энергию на общую сумму 148 709 руб. 48 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 115 527 руб. 77 коп, по разнице в тарифах - на сумму 33 181 руб. 71 коп., из них оплачено 33 149 руб. 54 коп.
По договору от 01.05.2008 N 7319.037.1 в мае и сентябре 2016 года Предприятие поставило в многоквартирный дом, находящийся в управлении ООО "ЖКС N 2" тепловую энергию на общую сумму 66 345 руб. 28 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 58 116 руб. 83 коп, по разнице в тарифах - на сумму 8 228 руб. 45 коп., из них оплачено 8 191 руб. 59 коп.
Комитет и Предприятие (получатель субсидий) заключили соглашение о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 26.01.2018 N 1-1-ВВД, в соответствии с которым в 2018 году субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов, связанных с применением льготных и (или) регулируемых тарифов за тепловую энергию за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года и с января 2016 года по ноябрь 2017 года.
В письме от 27.07.2018 N 58-13/29205 Предприятие обратилось в адрес Комитета с претензией о предоставлении субсидии по Договорам по разнице в тарифах в размере с приложением актов сверки объемов тепловой энергии за спорный период. Претензии оставлены Комитетом без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что Комитет не возместил разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения в отношении тепловой энергии, поставленной в период с января по декабрь 2016, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой инстанции удовлетворил иск полностью, признав его обоснованным по праву и размеру.
Апелляционный суд отменил решение, с учетом проведенной сторонами сверки расчетов иск удовлетворил частично.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что во исполнение Договоров в спорный период Предприятие поставило в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "ЖКС N 2", тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные часть 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" истцу установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 год" установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, на 2016 год.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 "О порядке предоставления в 2018 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" утвержден порядок предоставления субсидий за период с января 2016 по декабрь 2016 года (далее - Порядок N 1174), согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Согласно пункту 3.5 Порядка N 1174 объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий в соответствии с пунктом 3.4 названного Порядка, определяются на основании актов сверок.
В силу пункта 3.6 Порядка N 1174 предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий по форме, утверждаемой Комитетом. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок с потребителями либо в судебных актах.
Как видно из материалов дела, Предприятие направило в адрес Комитета письмо-претензию от 27.07.2018 N 58-13/29205 о предоставлении субсидий с приложением актов сверки объемов потребленной тепловой энергии за 2016 год.
В претензии Предприятие пояснило, что абонент подтвердил объемы потребленной тепловой энергии в части, указав в актах сверки объемов разногласия, однако документы в обоснование разногласий не представил.
В обоснование объема поставленной тепловой энергии Предприятие представило расчет, счета-фактуры, акты сверок.
Возражая против объема, предъявленного к оплате истцом, Комитет сослался на то, что субсидии не подлежат перечислению в отношении объемов потерь во внешних тепловых сетях.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции стороны провели сверку расчетов, в результате которой определена сумма, не подлежащая взысканию в размере 32 057 руб.
Апелляционный суд, исключив из расчета истца потери во внешних тепловых сетях, которые не обязано оплачивать ООО "ЖСК N 2", пришел к выводу о том, что подлежит взысканию задолженность по субсидии в размере 17 541 руб. 12 коп.
Из акта сверки расчетов между Комитетом и истцом следует, что апелляционный суд взыскал задолженность в размере, которая признана Комитетом.
Апелляционный суд правомерно указал, что неподписание ООО "ЖКС N 2" актов сверок объемов тепловой энергии не может являться основанием для отказа Предприятию в возмещении объективно существующей разницы в тарифах, определенной исходя из объема тепловой энергии, документально абонентом не оспоренного, фактически потребленного населением многоквартирных жилых домов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отменил решение, и удовлетворил иск частично.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А56-126185/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербруга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.