05 ноября 2019 г. |
Дело N А26-7576/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Преснецовой Т.Г.,
при участии от администрации Петрозаводского городского округа Фоминой А.П. (доверенность от 27.12.2018), от общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Универсам Ритм" Барановой О.В. (доверенность от 23.08.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019 по делу N А26-7576/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Универсам Ритм", адрес: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ровио, д. 15, ОГРН 1021000515140, ИНН 1001135771 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина (Центр р-н), д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - администрация), о признании недействительным уведомления от 19.06.2018 N 51-09-233-п об изменении с 14.09.2017 размера арендной платы по договору от 29.09.2005 N 7676.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Петрозаводский городской Совет.
Решением суда от 07.03.2019 иск удовлетворён.
Постановлением апелляционного суда от 24.06.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что решение Петрозаводского городского совета от 20.12.2017 N 28/11-241 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа" принято с соблюдением принципов, на несоответствие которых указано в обжалуемых судебных актах.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Общество считает, что при принятии решения Петрозаводского городского совета от 20.12.2017 N 28/11-241 с изменениями от 27.02.2018 были нарушены принципы обоснованности, предсказуемости и акту незаконно придана обратная сила.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Петрозаводский городской Совет о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно- телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 29.09.2005 N 7676 аренды земельного участка, являющегося муниципальной собственностью, площадью 10 601 кв. м с кадастровым номером 10:01:0140171:2, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ровио, д. 15, для предпринимательской деятельности (эксплуатация торгового центра, офиса, производственно складских помещений).
Согласно пункту 2.1 договора арендная плата за земельный участок рассчитывается согласно приложению N 2 к договору. При заключении договора расчёт арендной платы произведён в соответствии с пунктом 3.7 Временного положения об арендной плате за землю в г. Петрозаводске, утверждённого постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 28.11.1997 N 4532.
Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что арендная плата изменяется арендодателем в одностороннем порядке, в связи с изменением действующего законодательства, но не чаще одного раза в год. Уведомление об изменении арендной платы производится арендодателем путём направления нового расчёта арендной платы по юридическому адресу арендатора и считается надлежаще принятым с момента получения арендодателем уведомления о вручении заказного письма или невозможности вручения почтового отправления.
Дополнительным соглашением к договору от 18.12.2007 N 1905 размер арендной платы изменён и стал составлять с 11.09.2006 по 31.12.2006 - 683 176 руб. 63 коп., с 01.01.2007 - 816 431 руб. 10 коп.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 14.09.2017 пункт 3.7 Временного положения об арендной плате за землю в городе Петрозаводске, утверждённого постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 28.11.1997 N 4532, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Петрозаводского городского Совета от 20.12.2017 N 28/11-241 утверждён порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа.
На основании пункта 2.2 указанного решения городского совета администрация произвела перерасчёт арендной платы в отношении арендуемого земельного участка и направила обществу уведомление от 19.06.2018 N 51-09-233-п об изменении размера арендной платы по договору от 29.09.2005 N 7676, указав, что с 14.09.2017 арендная плата по договору составляет 3 485 952 руб. в год, ежедневная арендная плата - 9 550 руб. 55 коп.
Ссылаясь на неправомерность и необоснованность увеличения администрацией размера арендной платы за пользование земельным участком, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что оспариваемое обществом уведомление противоречит принципам, сформулированным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), и удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды при рассмотрении дела установили, что по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 N 158-П, кадастровая стоимость арендуемого обществом земельного участка составляла 20 578 661 руб. 20 коп. Решением Верховного Суда Республики Карелия от 05.12.2018 N 3а-131/2018 на период с 01.01.2018 до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости, равной 9 859 000 руб.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 14.09.2017 N 33а-3109/2017 пункт 3.7 Временного положения об арендной плате за землю в городе Петрозаводске, утверждённого постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 28.11.1997 N 4532, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Петрозаводского городского Совета от 20.12.2017 N 28/11-241 утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.2 указанного Порядка размер арендной платы определяется по формуле: Ап = УПКСЗ * S * П, где Ап - годовой размер арендной платы; УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, который определен для конкретного вида разрешенного использования земельного участка в отношении кадастрового квартала, исходя из назначения земельного участка, определенного предметом договора аренды земельного участка; S - площадь земельного участка; П - коэффициент, выраженный в процентах, устанавливаемый исходя из коэффициента УПКСЗ согласно приложению к Порядку. В отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли, в соответствии с пунктом 13 Приложения к Порядку установлен коэффициент 18%.
Значение УПКСЗ для каждого кадастрового квартала утверждено постановлением Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 N 158-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия" (далее - Постановление N 158-П).
В соответствии с приложением N 3 к Постановлению N 158-П средний взвешенный удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, по кадастровому кварталу 10:01:0140171 составляет 1 936 руб. 64 коп. за 1 кв. м.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили положения статьи 12, пункты 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применили правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 по делу N А47-7623/2010.
Суды на основании оценки фактических обстоятельств настоящего дела установили, что оспариваемое обществом уведомление об изменении размера арендной платы на пользование земельным участком не соответствует установленным Постановлением N 582 принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков. Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки. Принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Суды установили, что соответствии с положениями постановления Правительства Республики Карелия от 17.04.2014 N 120-П "Об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена" в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных для размещения объектов торговли в Петрозаводском городском округе, размер годовой арендной платы определяется в размере 18 процентов кадастровой стоимости земельного участка, а в случае отсутствия кадастровой стоимости - рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, тогда, как размер годовой арендной платы за спорный участок, находящийся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, рассчитанный согласно пункту 2.2 Порядка (3 485 952 руб. в год), более чем в 2 раза превышает размер арендной платы за аналогичные земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (1 774 620 руб. в год), расположенные в том же населенном пункте, имеющие ту же категорию, и тот же вид разрешенного использования и предоставленные лицам для осуществления такого же вида деятельности.
Суды обоснованно исходили из того, что администрация не представила доказательств, подтверждающих доходность земельных участков, доказательств, свидетельствующих, что при ответчиком проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, и пришли к обоснованному выводу о том, что исчисление размера арендной платы на основании положений Порядка противоречит принципу экономической обоснованности, сформулированному в Постановлении N 582.
Суды правомерно сочли, что исчисление размера подлежащей взысканию арендной платы за прошедший период исходя из новой методики определения размера платы за пользование земельным участком противоречит принципу предсказуемости расчёта её размера, сформулированному в Постановлении N 582.
В связи с тем, что Временное положение об арендной плате за землю в городе Петрозаводске, утвержденное постановлением главы самоуправления города Петрозаводске от 28.11.1997 N 4532, определившее методику расчета арендной платы, вступившим в законную силу судебным актом Верховного Суда Республики Карелия от 14.09.2017 N 33а-3109/2017 было признано недействующим, а какой-либо иной предшествующий нормативный акт, устанавливающий ставки арендной платы в муниципальном образовании, отсутствует, суды сделали правильный вывод о том, что арендная плата за период с 14.09.2017 по дату вступления в силу решения Петрозаводского городского Совета от 20.12.2017 N 28/11-241 подлежит исчислению в соответствии с положениями пункта 2.3 договора в редакции дополнительного соглашения от 18.12.2007 N 1905.
Установив, что оспариваемое уведомление не соответствует требованиям нормативного правового акта и нарушает права общества, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили положения статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и обоснованно признали его недействительным.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019 по делу N А26-7576/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.